Форма как математическое понятие
Содержание
Введение...…………………………………………………………………………2-3
Глава 1. Психолого-педагогические основы формирования у дошкольников предстовления о форме……………………………………………………………..
1.1 Форма как математическое понятие…………………………………………4
1.2. Психологические особенности восприятия дошкольниками формы…….4-7
1.3. Педагогические аспекты формирования предстовлений о форме………..7-9
Глава 2 . Задачи –головоломки, дидактические игры как средство формирований о форме предметов……………………………………………………………………………….
2.1. Значение дидактических игр и упражнений в формировании у дошкольников предстовлений о форме…………………………………………………………..10-14
2.2. Классифйикационная характеристика дидактически х игр геометрического содержания…………………………………………………………………………14-15
2.3. Специфика проведения геометрических игр с детьми дошкольного возраста …................................................................................................................15-18
2.4. Задачи- головоломки в формирование геометрического видения дошкольников……………………………………………………………………..18-19
Глава3. Эксперементальное подтверждение эффективности использования дидактических игр и упражнений для закрепления знаний о геометрических фигурах и развития геометрического видения у детей младшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………….20-24
Заключение………………………………………………………………………..25
Литература………………………………………………………………………...26-27
Приложение………………………………………………………………………..28-35
Введение
Актуальность курсового исследования в этой области занимались такие ученные, как М. Монтессори, А.А Столяр, Е.И. Тихеева, Ф. Фребель, Е.И. Щербакова, З.А.Михайлова, Л.С. Метлина.
Целью исследования является изучить влияние задач-головоломок ,дидактических игр на развитие представлений о форме у детей среднего дошкольного возраста
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать литературу по проблеме формирования представлений у детей о форме.
2. Изучить психологические особенности восприятия формы предметов детьми дошкольного возраста.
3. Рассмотреть методику развития представлений о форме предметов у дошкольников
4. Рассмотреть значение занимательного математического материала, как средства развития представлений о форме предметов
5. Разработать систему развивающих дидактических игр по формирование элементарных математических представлений у дошкольников
6. Выявить возможности задач-головоломок, дидактических игр в развитии представлений о форме предметов.
7. Выявить эффективность влияния системы развивающих дидактических игр на формирование элементарных представленийо форме.
Проблемой исследованиястал вопрос каково влияние задач-головоломок на развитие у детей среднего дошкольного возраста представлений о форме предметов.
Объект исследования:процесс развития представлений о форме предметов у детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования:развивающие дидактические игры а также задачи-головоломки как средство формирования элементарных представлений у детей о форме. Через задачи – головоломки ,дидактические игры на занятиях математикой ,а так же в режимныхмоментах как со всеми детьми ,так и в индивидуальной работе с ними
Гипотеза исследования-предпологаю проверить какое на самом деле влеяние несет предмет иследования на обьект.Какой уровень развития представлений о форме предметов у средних дошкольников
зависит от различных форм использования занимательного математического материала, а именно
от применения задач-головоломок и дидактических игр.Если при проведении занятий по математике для детей группы использовать систему развивающих дидактических игр,головоломок то это приведёт к повышению уровня элементарных математических представлений о форме.
Опытно-эксперементальная база
Теоретическая значимость
Практическая значимость
Новизна исследования.
Глава 1 Психолого-педагогические основы формирования у дошкольников представлений о форме
Формирование начальных знаний детей о форме предметов должно осуществляться так, что бы обучение давало не только непосредственный практический результат, но и широкий развивающий эффект.Используемые в настоящее время методы обучения дошкольников реализуют далеко не все возможности заложенные в математике.Разрешить это противоречие возможно путем внедрения новых, более эффективных методов и разнообразных форм обучения детей. Одними из таких формами является обучение детей с помощью дидактических игр и задач-головоломок. Детей в игре привлекает не обучающая задача, которая в ней заложена, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата ,выиграть. Однако если участник игры не овладеет знаниями, умственными операциями, которые определены обучающей задачей, он не сможет успешно выполнить игровые действия, добиться результата. Следовательно, активное участие, тем более выигрыш в дидактической игре зависят от того, насколько ребёнок овладел знаниями и умениями, которые диктуются её обучающей задачей. Это побуждает детей быть внимательными, запоминать, сравнивать, классифицировать, уточнять свои знания. Значит, дидактическая игра и игры головоломки помогут ему чему-то научиться в легкой, непринуждённой форме.
Форма как математическое понятие
Понятие о форме предмета появляется через те реальные предметы, которые окружают нас в действительности. Одним из свойств окружающих предметов является их форма. Форма предметов получила обобщенное отражение в геометрических фигурах. Геометрические фигуры являются эталонами, пользуясь которыми человек определяет форму предметов и их частей. Это естественно, так как форма — это основное зрительно и осязательно воспринимаемое свойство предмета, которое помогает отличать один предмет от другого.