Анализ типов и видов фактуры музыкальной ткани
Объем учебного времени – 2 часа
Учебная тема: Гармония как общеэстетическая категория, выразительное и формообразующее средство в музыке.
Цель: теоретически и практически освоить основные типы и виды фактуры музыкальной ткани, ее выразительные возможности.
Подготовительная работа. Изучите теоретический материал по указанной выше теме, обратив внимание на следующие понятия и гармонические закономерности:
§ аккорд, типы аккордов, названия звуков аккорда, основной вид аккорда и его обращения, названия обращений трезвучий и септаккордов;
§ мелодия, аккомпанемент, аккордовые и неаккордовые звуки мелодии и их виды (задержания, проходящий, вспомогательный звуки и предъем);
§ полифонический и гомофонный склад, фактура изложения, большие и малые трезвучия, четырехголосие и удвоения в трезвучиях, мелодическое положение трезвучия, расположение трезвучия, перекрещивание голосов;
§ лад и ладовая функция, функциональность аккордов, функциональная система главных трезвучий, гармонический оборот или последовательность, автентический и плагальный оборот.
Практические задания:
Задание 1. Постройте в басовом и скрипичном ключах четырехголосно в аккордовой фактуре и исполните на музыкальном инструменте главные трезвучия в разных мелодических положениях в тесном и широком расположении в тональностях мажора и минора до 2-х знаков включительно. Субдоминантовое трезвучие в мажоре следует строить в натуральном и гармоническом виде; доминантовое трезвучие в миноре – только в гармоническом виде.
Задание 2. Перепишите, определите и исполните предлагаемые ниже аккорды на музыкальном инструменте в любом фактурном изложении, укажите в них удвоение, расположение звуков аккордов (тесное или широкое) и мелодическое положение (примы, терции или квинты):
Задание 3.Приведите по два примера музыкальных произведений полифонического и гомофонного склада из вашего репертуара по музыкальному инструменту, дирижированию или из музыкальной литературы, переписав (отсканировав или набрав в нотном редакторе любой компьютерной программы) нотный текст (в гомофонных произведениях – в объеме периода), указав композитора и название произведения.
Задание 4. Исполните (или прослушайте) предлагаемый ниже фрагмент:
В. Моцарт. Соната № 14 для фортепиано, с-moll, ор. 457, III ч.
Allegro assai
Проанализируйте первый восьмитактовый период из указанного фрагмента по предлагаемому ниже плану:
1) определите жанр и характер музыкальной темы. Перепишите восьмитактовый фрагмент данной темы, определите склад (монодический, полифонический или гомофонный) и тип фактуры (аккордовый, гомофонно-гармонический с аккордовым или каким-либо фигурационным изложением и т.п.), а также их значение для создания характера темы;
2) укажите неаккордовые звуки (при аккордовой фактуре изложения) следующими условными обозначениями: «з» – задержание, «п» – проходящий, «в» – вспомогательный, «пм» – предъем, или просто – «н» – неаккордовый звук;
3) письменно изложите в виде последовательности аккордов тесного расположения гармонический план данного фрагмента, пронумеруйте такты;
4) определите тип каждого аккорда (трезвучие, септаккорд, нонаккорд) и его вид (трезвучие, септаккорд, секстаккорд, терцквартаккорд и т.д.), указав их условное обозначение (Т56, S46, D7 и т.д.);
5) определите и обозначьте сверху буквой «К» кульминацию данного музыкального фрагмента – звук или зону наивысшего напряжения в музыке.
Контрольные вопросы для самопроверки1:
1. Что такое гармония?
2. В чем состоит отличие понятий склад и фактура?
__________________________
1 Ответы на контрольные вопросы приводятся в письменной форме.
3. Каково основное отличие между полифонией и гомофонией?
4. Назовите основные формы и виды гомофонной фактуры.
5. Какова роль фактуры в музыке?
6. В каких музыкальных жанрах вид фактуры имеет определяющее значение?
7. Что такое аккорд, как называются его звуки?
8. Как можно расположить четырехголосно звуки трезвучия в аккордовом виде гомофонной фактуры?
9. Что такое мелодическое и гармоническое соединение трезвучий?
10. Что такое мелодическое положение трезвучия?
11. Как называется простейший вид многоголосия?
12. В каких случаях происходит смена фактуры в музыкальном произведении?
Литература:
Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии, М.: Музыка, 2005. С. 5–30 (раздел «Введение», темы №№ 1, 2, 3).