Изобразительные возможности синтаксиса
Грамматический аргумент
1. Ряды однородных членов предложения. | Когда пустой и слабый человек слышит лестный отзыв насчёт своих сомнительных достоинств, он упивается своим тщеславием, зазнаётся и совсем теряет свою крошечную способность относиться критически к своим поступкам и к своей особе. (Д. Писарев.) |
2. Предложения с вводными словами, обращениями, обособленными членами. | Вероятно, там, в родных местах, так же, как в моём детстве и юности, цветут купавы на болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шёпотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, когда я умру. (К. Бальмонт.) |
3. Экспрессивное использование предложений разного типа (сложноподчинённых, сложносочинённых, бессоюзных, односоставных, неполных и пр.). | Там везде говорят по-русски; это язык моего отца и моей матери, это язык моей няни, моего детства, моей первой любви, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в моё прошлое как неотъемлемое свойство, как основа моей личности. (К. Бальмонт.) |
4. Диалогичность изложения. | — Ну что ж? Правда ли, что он так хорош собой? — Удивительно хорош, красавец, можно сказать. Стройный, высокий, румянец во всю щеку... — Право? А я думала, что у него лицо бледное. Что же? Каков он тебе показался? Печален, задумчив? — Что вы? Да такого бешеного я и сроду не видывала. Вздумал он с нами в горелки бегать. — С вами в горелки бегать! Невозможно! (А. Пушкин.) |
5. Парцелляция - стилистический приём расчленения в произведении фразы на части или даже отдельные слова с целью придать речи интонационную экспрессию путём её отрывистого произнесения. Парцеллируемые слова отделяются друг от друга точками или восклицательными знаками при соблюдении остальных синтаксических и грамматических правил. | Свобода и братство. Равенства не будет. Никто. Никому. Не равен. Никогда. (А. Володин.) Он увидел меня и застыл. Оцепенел. Замолчал. |
6. Бессоюзие или асиндетон – намеренный пропуск союзов, что придает тексту динамизм, стремительность. | Швед, русский колет, рубит, режет. Люди знали: где-то, очень далеко от них, идет война. Волков бояться – в лес не ходить. |
7. Многосоюзие или полисиндетон – повторяющие союзы служат для логического и интонационного подчеркивания соединяемых союзами членов предложения. | Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. |
Тесты.
1. Выберите правильный ответ:
1) В ту белую апрельскую ночь Петербург видел Блока последний раз... (Е. Замятин).
а) метафора б) гипербола в) метонимия
2. То стынешь в блеске лунного лака,
То стонешь, облитый пеною ран.
(В. Маяковский)
а) аллитерация б) ассонанс в) анафора
3. В пыли влачусь — и в небесах витаю;
Всем в мире чужд — и мир обнять готов. (Ф. Петрарка).
а) оксюморон б) антонимы в) антитеза
4. Пусть заполнится годами
жизни квота,
стоит
только
вспомнить это диво,
раздирает
рот
зевота
шире Мексиканского залива.
(В. Маяковский)
а) гипербола б) литота в) олицетворение
5. Выберите правильный ответ:
1) Моросил бисерный дождь, такой воздушный, что, казалось, он не достигал земли и дымкой водяной пыли расплывался в воздухе. (В. Пастернак).
а) эпитет б) сравнение в) метафора
6. И в осень дней не погасает пламень, текущий с жизнию в крови. (К. Батюшков)
а) метафора б) олицетворение в) гипербола
7. Порой влюбляется он страстно
В свою нарядную печаль.
(М. Ю. Лермонтов)
а) антитеза б) оксюморон в) эпитет
8. Алмаз шлифуется алмазом,
Строка диктуется строкой.
а) анафора б) сравнение в) параллелизм
9. При одном предположении подобного случая вы бы должны были вырвать с корнем волосы из головы своей и испустить ручьи... что я говорю! реки, озера, моря, океаны слёз!
(Ф.М. Достоевский)
а) метонимия б) градация в) аллегория
10. Выберите правильный ответ:
1) Черные фраки носились врозь и кучами там и там. (Н. Гоголь)
а) метафора б) метонимия в) олицетворение
11. Сидит лодырь у ворот,
Широко разинув рот,
И никто не разберет,
Где ворота, а где рот.
а) гипербола б) литота в) сравнение
12. С наглой скромностью смотрит в глаза. (А. Блок).
а) эпитет б) метафора в) оксюморон
Вариант | Ответ |
в | |
а | |
в | |
б | |
б | |
а | |
б | |
в | |
б | |
б | |
а | |
в |