Задача об оптимальном использовании ресурсов

Предприятие может выпускать определенные виды продукции, используя для этого различные виды ресурсов. Известны затраты каждого вида ресурса на производство единицы каждого вида продукции и прибыль от реализации единицы каждого вида продукции. Требуется составить план выпуска продукции, чтобы при данных запасах ресурсов получить максимальную прибыль.

Составим математическую модель данной задачи.

Введем обозначения:

i - номер i-го вида ресурса, Задача об оптимальном использовании ресурсов - student2.ru ;

bi - запасы i-го вида ресурса, Задача об оптимальном использовании ресурсов - student2.ru ;

j - номер j-го вида продукции, Задача об оптимальном использовании ресурсов - student2.ru ;

aij - затраты i-го вида ресурса на производство единицы j-го вида продукции;

cj - прибыль от реализации единицы j-го вида продукции.

Все данные занесем в таблицу:

Виды продукции Виды ресурсов 1 2 … j … n Запасы ресурсов
… i … m a11 a12 … a1j … a1n a21 a22 … a2j … a2n … ai1 ai2 … aij … ain … am1 am2 … amj … amn b1 b2 … bi … bm
Прибыль от реализации единицы продукции c1 c2 … cj … cn  

Обозначим через xj - планируемый выпуск j-го вида продукции; Задача об оптимальном использовании ресурсов - student2.ru - план выпуска продукции. Тогда прибыль от реализации всей выпускаемой продукции составит

c1x1 + c2x2 +…+cjxj +…+cnxn.

Составим ограничения по ресурсам. Найдем расход первого вида ресурса:

a11x1+a12x2+…+a1jхj +…+a1nxn.

Первый вид ресурса имеется в наличии b1 условных единиц, т.е. получаем ограничение a11x1+a12x2+…+a1jxj +…+a1nxn £ b1.

Аналогично составляем ограничения по всем остальным видам ресурсов.

Кроме того, xj ³ 0, Задача об оптимальном использовании ресурсов - student2.ru , так как количество продукции не может быть отрицательным числом.

Получим ЗЛП: найти наибольшее значение функции Задача об оптимальном использовании ресурсов - student2.ru при ограничениях:

Задача об оптимальном использовании ресурсов - student2.ru ,

Задача об оптимальном использовании ресурсов - student2.ru

Таким образом, математической моделью данной задачи является ЗЛП.

Задача о диете

В продаже имеются различные виды продуктов. Известны содержания питательных веществ в единице каждого вида продукта, цена продуктов, медицинские требования на содержание питательных веществ в суточной диете. Требуется определить, какие продукты и в каком количестве нужно включить в диету, чтобы она соответствовала всем медицинским требованиям и чтобы стоимость диеты была минимальной.

Составим математическую модель данной задачи.

Введем обозначения:

j - номер j-го продукта, Задача об оптимальном использовании ресурсов - student2.ru ;

i - номер i-го питательного вещества, Задача об оптимальном использовании ресурсов - student2.ru ;

aij -содержание i-го питательного вещества в единице j-го продукта;

bi - минимальное содержание i-го питательного вещества в суточной диете;

cj - цена единицы j-го продукта.

Все данные занесем в таблицу:

Виды продуктов   Виды питательных веществ 1 2 … j … n Медицинские требования к диете
… i … m a11 a12 … a1j … a1n a21 a22 … a2j … a2n … ai1 ai2 … aij … ain … am1 am2 … amj … amn b1 b2 … bi … bm
Цена единицы продукта c1 c2 … cj … cn  

Пусть xj единиц j-го продукта включается в суточную диету, тогда Задача об оптимальном использовании ресурсов - student2.ru - суточная диета.

Цена диеты:

c1x1 + c2x2 +…+cnxn.

Если в диету включаем x1, x2, …, xn единиц каждого продукта, то содержание первого питательного вещества в диете составит

a11x1+a12x2+…+a1jxj +…+a1nxn,

и это должно быть не менее чем b1 единиц, т.е. получаем неравенство

a11x1+a12x2+…+a1jxj +…+a1nxn ³ b1.

Аналогично составляем ограничения по всем видам питательных веществ.

Кроме того, xj ³ 0, так как количество продуктов не может быть отрицательным числом.

Математическая модель задачи: найти минимум функции

Задача об оптимальном использовании ресурсов - student2.ru

при ограничениях:

Задача об оптимальном использовании ресурсов - student2.ru ,

Задача об оптимальном использовании ресурсов - student2.ru

Таким образом, математической моделью данной задачи является ЗЛП.

Задача на оптимальный раскрой материала (по длине)

Имеются прутки одинаковой длины, из которых нужно нарезать определенное количество заготовок заданной длины. Прутки можно нарезать на заготовки по различным вариантам. При каждом варианте нарезания прутков остаются концевые отрезки.

Требуется определить, какое количество прутков следует разрезать по каждому варианту, чтобы получить заданное количество заготовок различной длины и чтобы общая длина концевых отрезков была минимальной.

Составим математическую модель данной задачи.

Введем обозначения:

i - номер i-го вида заготовки, Задача об оптимальном использовании ресурсов - student2.ru ;

j - номер j-го варианта раскроя прутка, Задача об оптимальном использовании ресурсов - student2.ru ;

aij - количество заготовок i-го вида, получаемых из одного прутка, разрезаемого по j-му варианту;

bi - требуемое число заготовок i-го вида;

cj - длина концевого отрезка, оставшегося от одного прутка при разрезании прутка по j-му варианту.

Все данные занесем в таблицу:

Варианты Раскроя Виды заготовок 1 2 … j … n   План по заготовкам
… i … m a11 a12 … a1j … a1n a21 a22 … a2j … a2n … ai1 ai2 … aij … ain … am1 am2 … amj … amn b1 b2 … bi … bm
Длина концевого отрезка c1 c2 … cj … cn  

Обозначим через хj - число прутков, разрезаемых по j-муварианту, тогда Задача об оптимальном использовании ресурсов - student2.ru - план раскроя прутков. Найдем общую длину концевых отрезков.

По первому варианту планируем разрезать x1 прутков, концевой отрезок от одного прутка будет иметь длину с1, тогда общая длина концевых отрезков от х1 прутков составит c1x1. Аналогично, общая длина концевых отрезков от х2 прутков, разрезанных по второму варианту, будет равна c2x2 и т.д.

Следовательно, общая длина концевых отрезков при разрезании прутков по всем вариантам

Задача об оптимальном использовании ресурсов - student2.ru .

Составим ограничения по заготовкам.

Заготовок первого вида получают из одного прутка, разрезаемого по первому варианту, a11 штук, а из x1 прутков - a11x1; по второму варианту из одного прутка получают a12 штук, а из x2 прутков - a12x2 и т.д., по n-му варианту - a1nxn штук. Отсюда получаем первое ограничение

a11x1+a12x2+…+a1nxn = b1.

Аналогично получаем ограничения по всем заготовкам.

Кроме того, Задача об оптимальном использовании ресурсов - student2.ru так как число прутков не может быть отрицательным.

Математическая модель задачи: найти наименьшее значение функции

Задача об оптимальном использовании ресурсов - student2.ru

при ограничениях:

Задача об оптимальном использовании ресурсов - student2.ru ,

Задача об оптимальном использовании ресурсов - student2.ru

Таким образом, математической моделью данной задачи является ЗЛП.

Пример 1. Имеются прутки длиной 1 м. Требуется нарезать 200 заготовок длиной 25 см, 250 заготовок длиной 30 см и 150 заготовок длиной 35 см. Количество заготовок, которые можно нарезать из одного прутка по различным вариантам, а также длина концевых отрезков даны в таблице:

Варианты раскроя Виды заготовок План на заготовки
1 ( 25 см)
2 ( 30 см)
3 (35 см)
Длина концевого отрезка, см  

Требуется определить, сколько прутков необходимо разрезать по каждому варианту, чтобы выполнить план по заготовкам и чтобы общая длина концевых отрезков была минимальной.

Составим математическую модель задачи.

Пусть xj - количество прутков, разрезанных по j-му варианту, Задача об оптимальном использовании ресурсов - student2.ru , тогда Задача об оптимальном использовании ресурсов - student2.ru - план раскроя.

Найдем общую длину концевых отрезков, для этого длину концевого отрезка, оставшегося от одного прутка, умножим на количество прутков, разрезаемых по данному варианту. Получим

1+10х2+0х3+5х4+10х5+20х6+15х7+5х8+15х9.

Тогда целевая функция запишется так:

Задача об оптимальном использовании ресурсов - student2.ru .

Составим ограничения по заготовкам, для этого количество заготовок, полученных из одного прутка, умножим на число прутков, разрезаемых по данному варианту, т.е.

145+2х6+2х79,

а всего заготовок первого вида требуется 200 штук. Получим уравнение

145+2х6+2х79 = 200.

Аналогично получим ограничения по второму и третьему виду заготовок:

23 56 +2х8+2х9 =250,

3+2х4 5 7 8 = 150.

Кроме того, Задача об оптимальном использовании ресурсов - student2.ru Задача об оптимальном использовании ресурсов - student2.ru , так как число прутков не может быть отрицательным. Математическая модель задачи: найти наименьшее значение функции

Задача об оптимальном использовании ресурсов - student2.ru

при ограничениях:

Задача об оптимальном использовании ресурсов - student2.ru

Задача об оптимальном использовании ресурсов - student2.ru Задача об оптимальном использовании ресурсов - student2.ru .

Пример 2. Для производства двух видов продукции используется три вида сырья. Расход сырья на производство единицы каждого вида продукции, запасы, а также прибыль от реализации единиц каждого вида сырья заданы в таблице:

Виды Виды продукции сырья 1 2 Запасы сырья, кг
3 8 4 5 9 4
Прибыль от реализации единицы продукции, у.е. 2 3  

Составить план выпуска продукции, дающий максимальную прибыль.

Для этого составим математическую модель задачи: обозначим через х1, х2 - планируемый выпуск продукции.

Найдем прибыль: 2х1 (у.е.) - это прибыль от х1 единиц первого вида продукции и 3х2 ( у.е.) - прибыль от х2 единиц второго вида продукции, а всего 2х1+3х2 - прибыль от реализации х1 единиц первого вида продукции и х2 единиц второго вида продукции.

Составим ограничение по первому виду сырья:

1+8х2 - расход первого вида сырья на выпуск х1 единиц первого вида продукции и х2 единиц второго вида продукции, а всего первого вида сырья имеется 240, следовательно, получим неравенство 3х1+8х2 £ 240.

Аналогично, по второму и третьему видам сырья:

1+5х2 £ 200,

1+4х2 £ 360.

Кроме того, х1 ³0, х2 ³0, так как количество выпускаемой продукции не может быть отрицательным числом.

Математическая модель задачи: найти наибольшее значение функции

Задача об оптимальном использовании ресурсов - student2.ru

при ограничениях:

Задача об оптимальном использовании ресурсов - student2.ru

х1 ³0, х2 ³0.

Наши рекомендации