Контроль функционирования и развития образовательного учреждения
КОНТРОЛЬ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ
И РАЗВИТИЯ ДОУ
Методические рекомендации
Авторы-составители М.В. Корепанова,
И.А. Липчанская
Творческий .Центр
Москва 2005
ЬЬК 74.104 К64
Р е ц е н з е н т ы: В. Ф. Буткова — ведущий специалист комитета по образованию Волгоградской области; М.И. Крылова — зам. начальника управления образования Администрации г. Волгограда; В.Б. Найбышева — канд. пед. н., доцент кафедры дошкольного образования ВШУ
К64 Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации /Авт. -сост.: М.В. Корепано-ва, И.А. Липчанская. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 80 с. (Библиотека руководителя ДОУ). ISBN 5-89144-351-1
Методические рекомендации предназначены руководителям образовательных учреждений для организации изучения, наблюдения, анализа, оценки воспитательно-образовательного процесса. Данный материал дает представление о процедуре контроля как функции управления, о его воздействии на оптимальное решение задач, поставленных перед педколлективом; показывает пути реализации наблюдений с учетом прогнозирования реальных результатов; помогает педагогам в самоанализе педагогической деятельности.
ББК 74.104
КОНТРОЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОУ
Методические рекомендации
Лвт.-сост. М.В. Корепанова, И.А. Липчанская
Редактор В. В. Дремова
Художник Е.В. Кустарова
Корректор Л. В. Ваганова
Компьютерная верстка И. В. Анохиной
Оригинал-макет и диапозитивы текста
изготовлены в «ТЦ Сфера»
Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.000876.02.05. от 22.02.2005 г.
Подписано в печать 17.08.05. Формат 60 х 9О'/)6.
Гарнитура Тайме. Усл. п. л. 5,0. Доп. тираж 5000 экз.
Заказ № 5453.
Издательство «ТЦ Сфера».
Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3.
Тел.: (095) 656-75-05, 656-72-05, 107-59-15.
Отпечатано с готовых диапозитивов на ФГУП ордена «Знак Почета»
Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова.
214000, г. Смоленск, просп. им. Ю. Гагарина, 2
ISBN 5-89144-351-1© ООО «ТЦ Сфера», 2003
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ КОНТРОЛЯ
Контроль является важной функцией управления. Руководитель должен уметь прогнозировать пути развития дошкольного учреждения, ставить цели на будущее. Это возможно лишь при оперативном получении и анализе информации о социально-педагогической, демографической ситуации в микрорайоне; работе сотрудников дошкольного учреждения.
Контроль за функционированием и развитием ДОУ можно условно представить в виде внешнего и внутрисадовского контроля.
Контроль функционирования и развития образовательного учреждения
Внешний контроль | Внутренний контроль | |||
Маркетинго- | Социальная, | Социологи- | Контроль по | Виды кон- |
вое исследо- | образова- | ческое иссле- | содержанию | троля за |
вание микро- | тельная за- | дование | образова- | |
района | щита детей, | семей микро- | тельным | |
не посещаю- | района | процессом | ||
щих детский | ||||
сад | ||||
Внешний контрольвключает в себя маркетинговое исследование микрорайона (расположение социально-культурных объектов; социальный статус семей, имеющих детей дошкольного возраста, потребности и запросы родителей в видах и качестве образовательных услуг; социальная и образовательная система защиты детей, не посещающих дошкольные учреждения и т.д.). Осуществление внешнего контроля за социальными процессами позволяет корректировать деятельность коллектива в соответствии с ситуацией, прогнозировать развитие образовательного учреждения, обеспечивая ему устойчивое положение на рынке образовательных услуг.
Основная цель внешнего контролясостоит в обеспечении социальной защиты каждому ребенку и гарантированном получении им минимума образования, необходимого для нормального развития.
Внутренний контрольвключает в себя:
• Контроль содержания различных аспектов деятельности ДОУ: организационно-педагогической, образовательной ,социально-психологической, медико-социальной, финансово-хозяйственной и других видов деятельности;
• Контроль образовательного процесса.
Основная цель контролясостояния воспитательно-образовательной работы состоит в совершенствовании педагогического процесса во всех возрастных группах и оказании каждому воспитателю конкретной помощи. К осуществлению контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования:
• заведующей важно не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений воспитательно-образовательной работы ДОУ;
• контроль необходимо планировать: тщательно намечать цели, рассматривая работу по воспитанию целостно;
• в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, предусматривающих их устранение;
• контроль будет иметь действенный характер в том случае, если он осуществляется своевременно;
• необходимо вскрыть и проанализировать обстоятельства, которые привели к недостаткам воспитательно-образовательной работы с детьми, оценить всю педагогическую деятельность коллектива, а не ограничиваться отдельными негативными фактами;
• после контроля должно происходить гласное подведение итогов;
• контроль должен выявить достоинства и педагогическую эффективность труда воспитателей, работы коллектива.