Контроль функционирования и развития образовательного учреждения

КОНТРОЛЬ

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ

И РАЗВИТИЯ ДОУ

Методические рекомендации

Авторы-составители М.В. Корепанова,
И.А. Липчанская

Творческий .Центр

Контроль функционирования и развития образовательного учреждения - student2.ru

Москва 2005

ЬЬК 74.104 К64

Р е ц е н з е н т ы: В. Ф. Буткова — ведущий специалист ко­митета по образованию Волгоградской области; М.И. Кры­лова — зам. начальника управления образования Админис­трации г. Волгограда; В.Б. Найбышева — канд. пед. н., до­цент кафедры дошкольного образования ВШУ

К64 Контроль функционирования и развития ДОУ: ме­тодические рекомендации /Авт. -сост.: М.В. Корепано-ва, И.А. Липчанская. — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 80 с. (Библиотека руководителя ДОУ). ISBN 5-89144-351-1

Методические рекомендации предназначены руководителям об­разовательных учреждений для организации изучения, наблюде­ния, анализа, оценки воспитательно-образовательного процесса. Дан­ный материал дает представление о процедуре контроля как функ­ции управления, о его воздействии на оптимальное решение задач, поставленных перед педколлективом; показывает пути реализации наблюдений с учетом прогнозирования реальных результатов; по­могает педагогам в самоанализе педагогической деятельности.

ББК 74.104

КОНТРОЛЬ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ДОУ

Методические рекомендации
Лвт.-сост. М.В. Корепанова, И.А. Липчанская

Редактор В. В. Дремова

Художник Е.В. Кустарова

Корректор Л. В. Ваганова

Компьютерная верстка И. В. Анохиной

Оригинал-макет и диапозитивы текста

изготовлены в «ТЦ Сфера»

Гигиенический сертификат № 77.99.02.953.Д.000876.02.05. от 22.02.2005 г.

Подписано в печать 17.08.05. Формат 60 х 9О'/)6.

Гарнитура Тайме. Усл. п. л. 5,0. Доп. тираж 5000 экз.

Заказ № 5453.

Издательство «ТЦ Сфера».

Москва, Сельскохозяйственная ул., 18, корп. 3.

Тел.: (095) 656-75-05, 656-72-05, 107-59-15.

Отпечатано с готовых диапозитивов на ФГУП ордена «Знак Почета»

Смоленская областная типография им. В. И. Смирнова.

214000, г. Смоленск, просп. им. Ю. Гагарина, 2

ISBN 5-89144-351-1© ООО «ТЦ Сфера», 2003

Контроль функционирования и развития образовательного учреждения - student2.ru ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ КОНТРОЛЯ

Контроль является важной функцией управления. Руководитель должен уметь прогнозировать пути развития дошкольного учреждения, ставить цели на будущее. Это возможно лишь при оперативном получении и анализе информации о социально-педагогической, демографической ситуации в микрорайоне; работе сотрудников дошкольного учреждения.

Контроль за функционированием и развитием ДОУ мож­но условно представить в виде внешнего и внутрисадовского контроля.

Контроль функционирования и развития образовательного учреждения

         
Внешний контроль Внутренний контроль
Маркетинго- Социальная, Социологи- Контроль по Виды кон-
вое исследо- образова- ческое иссле- содержанию троля за
вание микро- тельная за- дование   образова-
района щита детей, семей микро-   тельным
  не посещаю- района   процессом
  щих детский      
  сад      
         

Внешний контрольвключает в себя маркетинговое иссле­дование микрорайона (расположение социально-культурных объектов; социальный статус семей, имеющих детей дош­кольного возраста, потребности и запросы родителей в видах и качестве образовательных услуг; социальная и образова­тельная система защиты детей, не посещающих дошкольные учреждения и т.д.). Осуществление внешнего контроля за со­циальными процессами позволяет корректировать деятель­ность коллектива в соответствии с ситуацией, прогнозиро­вать развитие образовательного учреждения, обеспечивая ему устойчивое положение на рынке образовательных услуг.

Основная цель внешнего контролясостоит в обеспечении социальной защиты каждому ребенку и гарантированном Контроль функционирования и развития образовательного учреждения - student2.ru получении им минимума образования, необходимого для нормального развития.

Внутренний контрольвключает в себя:

• Контроль содержания различных аспектов деятельности ДОУ: организационно-педагогической, образовательной ,социально-психологической, медико-социальной, финансово-хозяйственной и других видов деятельности;

• Контроль образовательного процесса.

Основная цель контролясостояния воспитательно-обра­зовательной работы состоит в совершенствовании педагоги­ческого процесса во всех возрастных группах и оказании каждому воспитателю конкретной помощи. К осуществле­нию контроля в дошкольном учреждении предъявляются следующие требования:

• заведующей важно не просто контролировать состояние дел, а создать единую систему контроля всех направлений воспитательно-образовательной работы ДОУ;

• контроль необходимо планировать: тщательно намечать цели, рассматривая работу по воспитанию целостно;

• в процессе контроля важна не констатация факта, а выявление причин, вызывающих недостатки, выработка эффективных мер, предусматривающих их устранение;

• контроль будет иметь действенный характер в том случае, если он осуществляется своевременно;

• необходимо вскрыть и проанализировать обстоятельства, которые привели к недостаткам воспитательно-образовательной работы с детьми, оценить всю педагогическую деятельность коллектива, а не ограничиваться отдельными негативными фактами;

• после контроля должно происходить гласное подведение итогов;

• контроль должен выявить достоинства и педагогическую эффективность труда воспитателей, работы коллектива.

Наши рекомендации