Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик

1Методы построения частотных характеристик

При рассмотрении и сравнение частотных характеристик амплитудных и фазочастотных для устройств различных видов возникает проблема их компактного представления, так как значения амплитуд и частот (см. рис. 5.1) существенно различаются друг от друга. Кроме того, и сама величина диапазона частот, в котором характеристики конкретного устройства представляют интерес, может быть весьма значительна, от долей герц до десятков мегагерц.

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

Рис. 5.1

Решение этой проблемы лежит в использовании логарифмических масштабов в частотных характеристиках.

Впервые обратились к логарифмическим масштабам в технике связи, так как там рассматриваются объекты, как с большими коэффициентами усиления, так и объекты которые характеризуются существенным затуханием сигналов.

В технике связи используют понятие коэффициента передачи по мощности для четырехполюсника, показанного на рис. 5.2,

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

Рис. 5.2

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Значительный диапазон изменения этого коэффициента и заставил использовать логарифмическое представление, логарифмический коэффициент передачи по мощности –

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru (5.1)

Логарифмический коэффициент усиления по мощности измеряют специальными единицами, которые носят название Белл (Б).

1 Белл соответствует усилению мощности в 10 раз.

Чаще используют единицу в десять раз меньшую – децибел (дБ).

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

При определении логарифмического коэффициента в децибелах, выражение (5.1) принимает вид –

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Логарифмический коэффициент усиления можно выразить через отношение выходного и входного напряжений при одинаковых нагрузочных сопротивлениях Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Такое представление коэффициента усиления используют в теории автоматического управления для измерения амплитуды частотной характеристики в децибелах –

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru (5.2)

По оси частот в теории автоматического управления так же используют логарифмический масштаб на основе десятичного логарифма частоты.

При этом ось частот будет иметь следующий вид –

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

Рис. 5.3

Изменение частоты в десять раз называют декадой. Причем на оси частот, при ее логарифмическом масштабе, принято обозначать значения частоты в рад/с, иногда в герцах, особенно это принято в радиотехнике и в инженерной практике.

Особо отметим, что логарифмическая шкала не имеет нуля и может пересекаться вертикальной осью в любом месте, что особенно важно тем, что дает возможность рассматривать частотные свойства динамических звеньев и конкретных устройств в необходимом диапазоне изменения частот, где характеристика представляет интерес для исследователя.

Теперь дадим определение логарифмическим частотным характеристикам.

Логарифмической амплитудной частотной характеристикой (ЛАЧХ) динамического звена называют такое представление амплитудной частотной характеристики (АЧХ), в котором модуль (амплитуда) частотной характеристики выражен в децибелах, а частота – в логарифмическом масштабе.

Логарифмической фазовой частотной характеристикой (ЛФЧХ) динамического звена называют такое представление фазочастотной характеристики (ФЧХ) , в котором частота выражена в логарифмическом масштабе.

Довольно часто ЛАЧХ И ЛФЧХ строятся на одном графике, чтобы давать полное представление о свойствах объекта, покажем на рис. 4 примерный вид и оформление ЛАЧХ и ЛФЧХ некоторого инерционного объекта.

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

Логарифмические частотные характеристики элементарных динамических звеньев

Безынерционное звено

Передаточная функция –

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Частотная характеристика –

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru ,

АЧХ и ФЧХ

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Логарифмические характеристики

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

Дифференцирующее звено

Передаточная функция –

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Частотная характеристика –

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru ,

АЧХ и ФЧХ

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Логарифмические характеристики

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

Для удобства построения определим точку, где ЛАЧХ пересекает ось частот –

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Определим наклон ЛАЧХ

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru ,

то есть, получаем, что ЛАЧХ получает приращение 20 децибел на интервале частот в 1 декаду.

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

Интегрирующее звено

Передаточная функция –

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Частотная характеристика –

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru ,

АЧХ и ФЧХ

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Логарифмические характеристики

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

Для удобства построения определим точку, где ЛАЧХ пересекает ось частот –

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Определим наклон ЛАЧХ

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru ,

то есть, получаем, что ЛАЧХ получает уменьшение на 20 децибел на интервале частот в 1 декаду.

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

Логарифмические характеристики

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

В этом случае, при частоте –

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

имеем

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Рассмотри для апериодического звена два характерных диапазона:

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru (5.3)
Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru (5.4)

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru ,

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Выражения (5.3) и (5.4) представляют собой уравнения прямых линий – асимптот, к которым стремиться ЛАЧХ при удалении от точки их сопряжения Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru . Как мы увидим в дальнейшем, при синтезе и анализе систем бывает удобнее пользоваться не точными, а асимптотическими характеристиками.

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

Как мы увидели при работе с простейшими типовыми звеньями, частотные характеристики могут быть получены по передаточной функции. В более сложных случаях, при решении задач синтеза и анализа САУ возникает потребность в получении характеристик САУ по известным характеристикам звеньев, входящих в САУ.

Наиболее часто используется случай, когда звенья в САУ включаются последовательно, как это показано на рис. 5.4.

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

Рис. 5.4

В соответствии с правилами эквивалентных преобразований передаточная функция всей САУ будет иметь вид –

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Получим частотную характеристику САУ

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

Следовательно,

АЧХ САУ –

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru (5.5)

ФЧХ САУ

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru (5.6)

Получим по выражениям (5.5) и (5.6) логарифмические характеристики САУ:

ЛАЧХ –

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru (5.7)

ЛФЧХ –

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru (5.8)

Таким образом, логарифмические частотные характеристики САУ могут быть определены, как сумма логарифмических частотных характеристик последовательно включенных составляющих САУ звеньев. Логарифмические масштабы и использование асимптот позволяет осуществить суммирование графически.

В ТАУ так же используются свойства логарифмических частотных характеристик динамических звеньев, передаточные функции которых взаимообратные –

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Пусть частотные характеристики звена Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru известны:

Частотная характеристика –

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru ,

ЛАЧХ –

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru ,

ЛФЧХ –

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Тогда частотные характеристики звена Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru имеют вид:

Частотная характеристика –

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru ,

ЛАЧХ –

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru ,

ЛФЧХ –

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Таким образом, ЛАЧХ и ЛФЧХ взаимообратных динамических звеньев расположены симметрично относительно оси частот, подтверждением чему служат полученные ранее ЛАЧХ и ЛФЧХ дифференцирующего и интегрирующего звеньев.

Пример

Для САУ была определена передаточная функция. Следует определить ЛАЧХ САУ.

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Решение

Представим САУ в виде последовательно включенных динамических звеньев

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

Получим асимптотические ЛАЧХ для каждого апериодического звена

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

Используя свойства ЛАЧХ взаимообратных звеньев, получим асимптотические ЛПЧХ форсирующих звеньев Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

Получим асимптотическую ЛАЧХ САУ выполнив графическое суммирование ЛАЧХ звеньев

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Задачу существенно упрощает то, что асимптотические графики звеньев имеют участки с целочисленным наклоном.

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

Получим ЛАЧХ и ЛФЧХ типовых звеньев, используя рассмотренное выше.

Реальное дифференцирующее звено

Передаточная функция

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Представим звено в следующем виде

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

Тогда ЛАЧХ и ЛФЧХ имеют вид –

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru ,

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

Интегрирующее звено с запаздыванием

Передаточная функция

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Представим звено в следующем виде

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

Тогда ЛАЧХ и ЛФЧХ имеют вид –

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru ,

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

Пропорционально-интегральное звено

Передаточная функция

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Представим звено в следующем виде

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

Тогда ЛАЧХ и ЛФЧХ имеют вид –

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru ,

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

Частотные характеристики колебательного звена

Колебательное звено является элементарным динамическим звеном второго порядка, обладает тремя варьируемыми параметрами. Поэтому его характеристикам уделим более пристальное внимание. Тем более, что колебательным звеном описываются достаточно сложные элементы электромеханических систем и электроприводов, на пример, такой распространенный элемент как электродвигатель постоянного тока.

Передаточная функция колебательного звена –

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru (5.9)    

где Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru – коэффициент усиления, Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru – постоянная времени, Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru – коэффициент затухания.

Отличительной особенностью колебательного звена является то, что оно меняет не только свои свойства, но и название в зависимости от величины коэффициента затухания:

· если Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru – звено называют колебательным, так как его временные характеристики носят колебательный характер;

· если Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru – звено называют инерционным (апериодическим) звеном второго порядка, так как его временные характеристики носят монотонный характер, то есть колебания отсутствуют;

· если Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru – звено называют консервативным, так как его временные характеристики имеют вид незатухающих колебаний, говорят, звено консервирует колебания.

Определим частотную характеристику колебательного звена.

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru (5.10

ВЧХ –

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru (5.11)

МЧХ –

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru (5.12)

АЧХ –

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru (5.13)

ФЧХ –

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru (5.14)

Построим ВЧХ и МЧХ на одном графике, примерный вид характеристик показан на рис. 5.5.

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

Рис. 5.5

Примерный вид АФЧХ показан на рис. 5.6.

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

Рис. 5.6

Примерный вид АЧХ и ФЧХ показан на рис. 5.7 и 5.8, функция АЧХ имеет экстремум ( Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru ) при

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

Рис. 5.7

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

Рис. 5.8

Рассмотрим частотные характеристики консервативного звена ( Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru ).

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

При Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru характеристики (см. рис. 5.9) имеют разрыв

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

Рис. 5.9

Определим ФЧХ консервативного звена –

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

Примерный вид ФЧХ показан на рис. 5.10.

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

Рис. 5.10

Определим логарифмические характеристики колебательного звена.

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru (5.15)

Определим асимптотическую ЛАЧХ колебательного звена

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

Наклон асимптоты –

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Максимальное отклонение асимптотической ЛАЧХ от точной –

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Примерный вид ЛАЧХ и ЛФЧХ показан на рис. 5.11.

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

Рис. 5.11

Построение частотных характеристик инерционного звена второго порядка

( Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru ).Если Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru , можно преобразовать передаточную функцию звена –

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru (5.16)  

где

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Звено с передаточной функцией в виде (5.16), можно представить в идее двух апериодических звеньев, включенных последовательно, как это показано на рис. 5.12.

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

Рис. 5.12

Получим асимптотическую ЛАЧХ для инерционного звена второго порядка, представляя его в виде двух последовательно включенных апериодических звеньев, (см. рис. 5.12).

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

На рис. 5.13 и 5.14показаны ЛАЧХ инерционного звена второго порядка.

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

Рис. 5.13

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

Рис. 5.14

2Построение логарифмических частотных характеристик разомкнутой цепи звеньев

Логарифмические частотные характеристики имеют большое практическое значение. Поэтому рассмотрим их построение. Часто результирующую передаточную функцию смешанного соединения звеньев можно свести к виду

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru , (5.17)

где WT(s) - передаточная функция типового звена.

В этом случае построение ЛАХ производится по выражению

L(w) = 20lgA(w) = 20lg|W(jw)|=

= 20lgk - r´20lgw + Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru - Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Построение ЛФХ производится по выражению

y(w) = argW(jw) = -r´900 + Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru - Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Таким образом, результирующаяЛАХ определяется суммированием ЛАХ составляющих типовых звеньев, а результирующая ЛФХ - соответственно суммированием ЛФХ составляющих типовых звеньев. Таблицы характеристик типовых звеньев имеются в литературе.

Асимптотические ЛАХ можно построить непосредственно по виду передаточной функции по следующему правилу, состоящему из четырех пунктов.

1. Частотная область разбивается на диапазоны, границы которых определяются сопрягающими частотами, соответствующими постоянным времени передаточной функции:

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Число сопрягающих частот равняется числу постоянных времени в передаточной функции, а число частотных диапазонов на единицу больше.

2. Первая низкочастотная асимптота ЛАХ, которая проводится в крайнем левом низкочастотном диапазоне, имеет наклон -(20´r)дб/дек и проходит через точку с координатами: w=1 с-1, L(1)=20lg k дб, где r - показатель степени оператора Лапласа s, записанного в знаменателе передаточной функции.

3. На сопрягающих частотах ЛАХ претерпевает изломы.

3.1. Если сопрягающая частота соответствует постоянной времени Тi, находящейся в знаменателе передаточной функции, то ЛАХ делает излом вниз на -(20´v)дб/дек, где v - порядок типового динамического звена, в которое входит эта постоянная времени Тi.

3.2. Если сопрягающая частота соответствует постоянной времени Тi, находящейся в числителе передаточной функции, то ЛАХ делает излом вверх на +(20´v) дб/дек, где v - порядок типового динамического звена, в которое входит эта постоянная времени Тi.

4. Вторая асимптота проводится до следующей сопрягающей частоты и так далее.

Рассмотрим более подробно построение ЛАЧХ САР с целью выработки навыков быстрого построения первой асимптоты. Отметим, что при получении ЛАЧХ САР мы будем ориентироваться, как уже говорилось ранее, не на представлении частотной передаточной функции системы в виде отношения полиномов по j Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru ,

а считать и числитель и знаменатель этой функции произведениями комплексных функций вида Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru любой степени.

Любая частотная передаточная функция Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru может быть отнесена к одному из трех типов. Нужно сказать, что для нахождения типа частотной передаточной функции число скобок вида Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru в числителе и знаменателе и их степени совсем не критичны. Тип частотной передаточной функции определяется наличием или отсутствием множителя Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru ( где ν =1,2,3…) в числителе или знаменателе. Если этого множителя нет вообще, то частотная передаточная функция относится к I типу, если он находится в числителе – то ко II–му, а если в знаменателе – то к III типу. Ниже приведены примеры частотных передаточных функций, относящихся к одному из вышеуказанных типов.

I. Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru . (5.18)

II. Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru . (5.19)

III. Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru . (5.20)

Амплитудная частотная характеристика для каждого из этих примеров различных частотных передаточных функций имеет вид

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Расположим постоянные времени Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru в порядке их убывания. Допустим, числовые значения параметров Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru таковы, что справедливы соотношения Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Тогда неравенства для сопрягающих частот примут вид

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru . (5.21)

Для I участка частот, когда Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru , т.е. когда Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru в формулах для Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru в скобках и подкоренных выражениях можно пренебречь вторыми слагаемыми по сравнению с единицей, и тогда для первой асимптоты частотной передаточной функции I, II, III типов, соответственно, получится

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru ,

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru ,

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Из этих выражений следует, что для частотной передаточной функции I типа первая асимптота есть прямая линия, параллельная оси абсцисс и проходящая от нее на расстоянии Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru ; для частотной передаточной функции II типа первая асимптота это прямая линия с наклоном + ν 20 Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru , а для частотной передаточной функции III типа – с наклоном - ν 20 Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Итак, оказывается, найти первую асимптоту САР очень легко. Проведение последующих асимптот – второй, третей и т.д. рассмотрим на примере упругого звена .

Упругое звено описывается дифференциальным уравнением вида

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Примерами упругого звена (см. рис. 5.15) могут служить пассивные четырехполюсники вида

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

Рис. 5.15. Примеры упругого звена.

Если к вышеприведенному дифференциальному уравнению упругого звена применить преобразование Лапласа, то для нулевых начальных условий получим

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru ,

и, следовательно, передаточная функция звена будет

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru . (5.22)

Характеристики упругого звена существенно зависят от параметра Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru . При λ > 1, т.е. при Т0 > T звено называется упругим дифференцирующим, в противном случае, при λ < 1 – упругим интегрирующим.

Частотная передаточная функция звена, исходя из (5.22), имеет вид

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Следовательно, амплитудная частотная A( Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru ) и фазовая частотная φ( Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru ) характеристики могут быть представлены следующим образом

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru

φ Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru φ1( Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru ) – φ2( Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru ).

Выражение для точной ЛАЧХ определяется следующим образом

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Из (5.22) видно, что передаточная функция звена имеет две постоянных времени Т0 и Т, значит, асимптотическая ЛАЧХ содержит две сопрягающие частоты Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru и Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru , и три частотных участка.

Рассмотрим сначала случай λ >1, т.е. Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru (рис. 5.16)

I участок

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru , Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru T0<1.

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru , Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru T<1.

Тогда выражение для первой асимптоты с учетом этих неравенств примет вид

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Это уравнение прямой, проходящей на I участке параллельно оси абсцисс на расстоянии от нее Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru (если, допустим, примем, что k = 0.1, то L1( Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru ) = – 20 дб).

II участок

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru , Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru T0>1.

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru , Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru T<1.

С учетом этих неравенств уравнение для второй асимптоты получится из выражения для точной ЛАЧХ в следующем виде

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Это уравнение прямой, проходящей через конец первой асимптоты с наклоном +20 Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

III участок

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru , Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru T0>1.

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru , Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru T>1.

Для этого участка уравнение асимптоты примет вид

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Это выражение характеризует горизонтальную прямую, проходящую на расстоянии Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru от оси абсцисс через конечную точку второй асимптоты.. Вся асимптотическая ЛАЧХ упругого дифференцирующего звена приведена на рис. 5.16.

Построение ЛАЧХ можно сильно упростить, если воспользоваться нижеследующей методикой.

Первая асимптота ЛАЧХ заканчивается на сопрягающей частоте Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru , которой соответствует постоянная времени Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru . Из выражения для передаточной функции (5.22) видно, что эта постоянная

Рис. III.38. ЛАЧХ упругого

дифференцирующего звена (λ >1).

времени расположена в скобке Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru , находящейся в числителе. Известно мнемоническое правило, что если скобка Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru находится в числителе, то ЛАЧХ на частоте Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru претерпевает излом на + Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru , а если в знаменателе, то Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

В нашем случае Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru , и, следовательно, ЛАЧХ “ломается” на +20 Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru . Поэтому, раз наклон первой асимптоты был ноль, а на частоте Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru ЛАЧХ изменила его на +20 Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru , то наклон ЛАЧХ на II участке будет 0+20 Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru = 20 Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru . Сопрягающей частоте Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru соответствует постоянная времени Т с, которая, как видно из (5.22) расположена в скобке, находящейся в знаменателе. Значит, на частоте Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru c2 ЛАЧХ претерпевает излом на -20 Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru и наклон ЛАЧХ на III участке будет

+20 Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru -20 Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru = 0.

Рассмотрим теперь случай λ <1, т.е Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru (рис. 5.17).

I участок.

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru , Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru T<1.

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru , Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru T0 <1.

Выражение для первой асимптоты выглядит следующим образом.

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Итак, первая асимптота – прямая линия, параллельная оси частот и отстоящая от нее на расстоянии Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru ( например, при k = 1000 Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru ). Первая асимптота заканчивается частотой Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru , которой соответствует постоянная времени Т, расположенная в скобке, находящейся в знаменателе передаточной функции звена. Значит, ЛАЧХ на частоте Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru претерпевает излом на -20 Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru , а вторая асимптота будет проходить с наклоном 0 –20 Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru = – 20 Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru до сопрягающей частоты Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru . Этой частоте соответствует постоянная времени Т0, расположенная в скобке числителя (5.22). Следовательно, ЛАЧХ на частоте Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru “изломается” на +20 Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru и суммарный наклон ЛАЧХ на III участке будет -20 Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru + 20 Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru = 0.

Рис. 5.17. ЛАЧХ упругого интегрирующего звена (λ < 1).

Из сказанного понятно, что на всех участках, кроме первого, определить наклон асимптот ЛАЧХ указанным способом не представляет сложности. Ниже будет показано, как также просто построить и первую асимптоту.

Построим ЛАЧХ для частотных передаточных функций всех трех типов.

Для ЛАЧХ I типа (рис. 5.18) при, например, k = 100 первая асимптота L1( Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru ) проходит на расстоянии Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru параллельно оси абсцисс. Если сопрягающие частоты подчиняются неравенствам (5.21), то при частоте Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru , соответствующей постоянной времени Т4, находящейся в знаменателе (5.18) в скобке со степенью ν = 2, асимптота претерпевает излом Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru , так что наклон второй асимптоты будет Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru . При частоте Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru , соответствующей постоянной времени Т2, находящейся в числителе (5.18), происходит излом асимптоты на Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru и суммарный наклон асимптоты на III участке будет Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru . Рассуждая аналогично предыдущему, найдем, что при частоте Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru происходит дополнительный излом асимптоты на Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru , а при частоте Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru – на Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Рис. 5.18. ЛАЧХ для частотной передаточной

функции САР I типа.

Для ЛАЧХ II типа при k = 0.1 и ν = 2 первая асимптота, как уже говорилось, может быть представлена в виде

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Это прямая линия с наклоном Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru ; проходящая для любой конкретной частоты Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru через точку, значение ординаты которой Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru . Рекомендуется для простоты расчетов брать Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru , независимо от того, принадлежит ли частота Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru I участку или нет. Для нашего случая (рис. 5.19)

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Асимптота I участка с наклоном Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru проходит через точку Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru , расположенную на II участке. До сопрягающей частоты Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru асимптота изображена сплошной линией, а после нее до точки Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru - пунктиром. На сопрягающей частоте Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru ЛАЧХ претерпевает излом на Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru (5.19) и суммарный наклон второй асимптоты будет Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru . Построение дальнейших асимптот аналогично вышерассмотренному и приведено на рис. 5.19.

Рис. 5.19. ЛАЧХ для частотной

передаточной функции САР II типа.

И, наконец, в случае частотной передаточной функции III типа при

k = 1.0 и ν = 1 первая асимптота ЛАЧХ будет иметь вид

Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru .

Итак, первая асимптота здесь – прямая линия с наклоном Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru , проходящая через точку Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru (рис. 5.20). Далее на сопрягающей частоте Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru (5.20) ЛАЧХ ломается на Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru , так что наклон второй асимптоты будет Теоретический материал. 1Методы построения частотных характеристик - student2.ru . Построение дальнейших асимптот легко уяснить из рис. III. 42 и (5.20).

Наши рекомендации