Экспериментальное построение амплитудно-частотной

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА № 3

и фазо-частотной характеристик системы»

1. ЦЕЛЬ РАБОТЫ

Ознакомиться на примере математической модели системы с принципом экспериментального построения графиков АЧХ и ФЧХ системы для дальнейшего их анализа.

2. УКАЗАНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ

При подготовке к лабораторной работе необходимо изучить тему: «Типовые динамические звенья» по литературе [1], [2]. Составить схемы моделей динамических звеньев в соответствии с вариантом задания.

3. КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ

Пусть задано описание передаточной функции системы

Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru . (3.1)

Сделав преобразование Фурье (Лапласа), можно получить следующее описание

Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru (3.2)

Комплекснозначная функция Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru называется комплексной частотной характеристикой системы (КЧХ) или амплитудно-фазовой частотной характеристикой (АФЧХ).

Обозначив модули соответствующих функций

Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru ,

можно получить следующее описание

Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru (3.3)

где

Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru (3.4)

Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru (3.5)

Функции Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru и Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru определяемые зависимостями (3.4), (3.5), называются соответственно амплитудно-частотной (АЧХ) и фазочастотной (ФЧХ) характеристиками.

Если передаточная функция представлена полиномиальным выражением в виде (3.1), то АФЧХ системы можно представить следующим образом

Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru (3.6)

где

Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru (3.7)

Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru , (3.8)

Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru , Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru – действительные части соответствующих полиномов числителя и знаменателя;

Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru , Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru – мнимые части полиномов числителя и знаменателя.

Функции Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru и Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru называются соответственно действительной и мнимой частотными характеристиками.

Из (3.6) с учетом (3.7) и (3.8) можно записать выражения для АЧХ и ФЧХ

Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru (3.9)

Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru (3.10)

На рис. 3.1 представлены типовые АЧХ и ФЧХ системы.

Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru

Рис. 3.1. АЧХ и ФЧХ системы

Частотные характеристики определяются следующими показателями:

· показатель колебательности Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru — характеризует склонность системы к колебаниям: чем выше Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru тем менее качественна система (как правило, в реальных системах Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru );

· резонансная частота Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru — частота, при которой АЧХ имеет максимум (на этой частоте гармонические колебания имеют наибольшее усиление);

· полоса пропускания системы — интервал от Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru до Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru при котором выполняется условие

Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru (3.11)

· частота среза Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru — частота, при которой АЧХ системы принимает значение, равное Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru т.е.

Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru (3.12)

(на рис. 3.1 условно принято Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru ).

Частота среза косвенно характеризует длительность переходного процесса; справедливо соотношение

Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru (3.13)

Таким образом, можно сделать важный вывод: чем шире полоса пропускания, тем система является более быстродействующей.

Далее рассмотрим закон преобразования гармонических сигналов линейными системами, имеющими Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru — АЧХ и Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru — ФЧХ (рис. 3.2).

Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru

Рис. 3.2. Преобразование гармонических сигналов

Имеем (рассматривается установившийся режим работы системы, для чего верхний предел интегрирования берется равным ¥)

Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru

тогда

Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru

Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru (3.14)

Результат имеет вид

Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru (3.15)

Результат (3.15) можно трактовать так: если на вход системы подается косинусоидальный сигнал с амплитудой Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru то на выходе в установившемся режиме имеет место также косинусоидальный сигнал с той же частотой, но уже с другими амплитудой и фазой: амплитуда выхода равна Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru а сигнал имеет сдвиг фазы Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru

Полученный факт используют для экспериментального определения Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru и Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru Для определения одной точки Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru и Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru на вход системы надо подать гармоническое воздействие

Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru (3.16)

имеющее конкретную угловую частоту Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru

В результате в системе возникнет переходный процесс (имеет место составляющая Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru ) и установившиеся колебания с частотой Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru После затухания переходного процесса (т.е. в установившемся режиме), если система устойчива Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru , на выходе будут иметь место установившиеся колебания с частотой Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru равной частоте воздействия, но отличающиеся по амплитуде и фазе. Одна точка АЧХ ( Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru и Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru ) определяется зависимостями

Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru (3.17)

Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru — сдвиг фазы выходного сигнала по отношению ко входу. Аналогично можно построить все точки АЧХ и ФЧХ (рис. 3.3).

Логарифмической амплитудно-частотной характеристикой (ЛАЧХ или ЛАХ) системы называется график функции Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru вида

Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru (3.18)

где

Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru (3.19)

Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru (3.20)

Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru

Рис. 3.3. Экспериментальное определение частотных характеристик
динамической системы (динамического звена):
а — система или звено; б — процессы на входе и выходе

Единицей измерения является децибел. По оси абсцисс откладывается частота w [с–1] в логарифмическом масштабе (рис. 3.4). Равномерной единицей на оси абсцисс является декада. Декада представляет собой промежуток, на котором значение частоты увеличивается в 10 раз (рис. 3.4).

Частота Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru на которой Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru пересекается с осью абсцисс, называется частотой среза. Поскольку Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru то начало координат чаще всего берется в точке Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru (исключая точку Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru так как Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru ). Таким образом, начало координат можно брать в любой точке (в зависимости от интересующего нас диапазона частот, например: Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru или другие), исключая точку Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru Обычно начало координат помещают в точке Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru

Логарифмической фазовой частотной характеристикой (ЛФЧХ или ЛФХ) называется график зависимости Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru

При построении логарифмической фазовой частотной характеристики отсчет углов j идет по оси ординат в обычном масштабе в угловых градусах. По оси абсцисс откладывается по-прежнему частота Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru в логарифмическом масштабе.

Важно иметь в виду, что ось абсцисс соответствует значению Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru т.е. прохождению амплитуды входного сигнала через звено в натуральную величину. Верхняя полуплоскость ЛАЧХ соответствует значениям Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru (усиление амплитуды), а нижняя полуплоскость — значениям Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru (ослабление амплитуды).

Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru

Рис. 3.4. Логарифмические частотные характеристики

4. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

4.1. Ознакомиться с теоретической частью.

4.2. В соответствии с вариантом задания (см. табл. 3.1) промоделировать работу системы – колебательного звена, получив выходной сигнал системы на поданное на вход синусоидальное воздействие. Параметрами входного синусоидального сигнала выбрать начальную фазу, равную нулю и амплитуду, равную единице. Таким образом, Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru . Начальные условия нулевые. На монитор выводить графики сигналов Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru и Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru . Продолжительности интервалов наблюдения выбрать самостоятельно, чтобы в окно попадал интервал сигнала, превышающий время установления колебаний, но не менее 300 с. Для построения графиков функций можно воспользоваться скриптами из лабораторной работы № 1, модифицировав систему дифференциальных уравнений в соответствии с заданием.

Таблица 3.1

Варианты параметров моделей

Варианты
k 0,5 1,5 2,5 3,5 4,5
T 0,5 0,2 0,4
Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru 0,2 0,3 0,4 0,5 0,15 0,25 0,25 0,35 0,45 0,55
Варианты
k 0,5 1,5 2,5 3,5 4,5
T 0,2 0,4 3,5 2,5 0,5 0,7
Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru 0,2 0,3 0,4 0,5 0,15 0,25 0,25 0,35 0,45 0,55
Варианты
k 0,5 1,5 2,5 3,5 4,5
T 1,5 2,5 3,5 4,5 0,5
Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru 0,2 0,3 0,4 0,5 0,15 0,25 0,25 0,35 0,45 0,55

function dx=model1(t,x)

global w;

k = 1;

T = 2;

xi = 0.2;

dx=zeros(2,1);

y=sin(w*t);

a2 = T^2;

a1 = 2 * xi * T;

a0 = 1;

b0 = k;

dx(1)=x(2);

dx(2)= 1 / (a2) * (b0 * y - (a1 * x(2) + a0 * x(1)));

clear all;

global w

T = 3000;

w = 0.01;

X0=[0,0];

options=odeset('AbsTol',[1e-8,1e-8],'RelTol',1e-8);

[t,x]=ode45('model1',[0,T],X0,options);

Ax=max(x(round(length(x)/2):length(x),1)); % нормирующий коэффициент

% Определение АЧХ по максимальному установившемуся значению x(t)

figure

plot(t,x(:,1),'b-','LineWidth',2);

hold on;

y=sin(w*t);

plot(t,y,'g-','LineWidth',2);

legend('x(t)','y(t)');

grid on;

xlabel('t, c');

ylabel('x_i(t)');

title(strcat('\omega=', num2str(w), ' Гц, A_x='));

annotation('arrow',[0.13 0.13],[0.13 0.95], 'HeadStyle', 'plain');

annotation('arrow',[0.11 0.92],[0.11 0.11], 'HeadStyle', 'plain');

% Выделение максимальных значений на графике для определения фазы

x1 = x(:, 1);

%

DT = 2 * pi / w;

steps = ceil(3 * DT / mean(diff(t)));

idx_2 = length(t);

idx_1 = length(t) - steps + 1;

X1 = x1(idx_1 : idx_2);

Y = y(idx_1 : idx_2);

Xt = t(idx_1 : idx_2);

X1_src = X1;

Y_src = Y;

%

X1_MAX_IDX = [];

Y_MAX_IDX = [];

for k = 1 : 3

[~, X1_max_idx] = max(X1);

dt = ceil(0.1 * DT / mean(diff(t))); % отступ 10%

tidx_1_x = max(X1_max_idx - dt, 1);

tidx_2_x = X1_max_idx + dt;

X1(tidx_1_x : tidx_2_x) = 0;

[~, Y_max_idx] = max(Y);

tidx_1_y = max(Y_max_idx - dt, 1);

tidx_2_y = Y_max_idx + dt;

Y(tidx_1_y : tidx_2_y) = 0;

X1_MAX_IDX = [X1_MAX_IDX, X1_max_idx];

Y_MAX_IDX = [Y_MAX_IDX, Y_max_idx];

end

% Определение ФЧХ (разности dt между максимумами y(t) и x(t))

figure

plot(Xt, X1_src / Ax, 'b-', 'LineWidth', 2);

hold on;

plot(Xt, Y_src, 'g-', 'LineWidth', 2);

plot(Xt(X1_MAX_IDX), X1_src(X1_MAX_IDX) / Ax, 'bo');

plot(Xt(Y_MAX_IDX), Y_src(Y_MAX_IDX), 'go');

grid on

legend('x(t) / A_x', 'y(t)');

title(strcat('\omega=', num2str(w), ' Гц, \phi='));

xlabel('t, c');

ylabel('x_i(t) / A_x');

annotation('arrow',[0.13 0.13],[0.13 0.95], 'HeadStyle', 'plain');

annotation('arrow',[0.11 0.92],[0.11 0.11], 'HeadStyle', 'plain');

4.3. Варьируя частоту синусоидального сигнала, заполнить таблицу 3.2. Для расчета Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru определить максимальную частоту установившегося синусоидального сигнала на выходе системы. Для расчета Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru воспользоваться методикой, представленной на рис. 3.3. При необходимости уплотнить сетку по частоте для уточнения характера АЧХ и ФЧХ. Для расчета Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru необходимо воспользоваться формулой (3.18).

Aw=[1, …, 0.0006];

dt=[-2.01, …, -0.08];

Tw=2*pi/w;

phi=dt/Tw*360

L=20*log10(Aw)

Таблица 3.2

Зависимость АЧХ и ФЧХ от частоты

Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru , Гц 0,01 0,03 0,1 0,3
Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru              
Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru              
Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru              
Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru              

4.4. Построить в MATLAB на основе данных таблицы 3.2 зависимость в виде графика Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru и Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru Определить резонансную частоту, для этого необходимо будет ввести дополнительные значения частот в табл. 3.2 в области максимального усиления сигнала. Например,

w=[0.01, …, 10];

plot(w, Aw, 'LineWidth',2);

grid on;

title('График АЧХ');

ylabel('A(\omega)');

xlabel('\omega, Гц');

figure();

plot(w, phi, 'LineWidth',2);

grid on;

title('График ФЧХ');

ylabel('\phi(\omega), град.');

xlabel('\omega, Гц');

4.5. Построить график логарифмической амплитудно-частотной характеристики Экспериментальное построение амплитудно-частотной - student2.ru . Для этого воспользоваться расчетными данными из табл. 3.2 и командой semilogx.

figure();

semilogx(w, L, 'LineWidth',2);

grid on

title('График логарифмической АЧХ');

ylabel('L(\omega), дБ');

xlabel('\omega, декады Гц');

4.6. Промоделировать колебательное звено в пакете MATLAB при помощи команды tf. Построить графики ЛАЧХ и ЛФЧХ командой bode и сравнить с полученными результатами.

k=…;

T=…;

xi=…;

W=tf([k],[T^2,2*T*xi,1]);

bode(W);

4.7. Промоделировать АФЧХ колебательного звена в пакете MATLAB при помощи команды nyquist. Отключить отрицательные частоты, выбрав в контекстном меню на графике пункт Show/Negative frequencies. Построить на тот же график полученный в результате эксперимента годограф АФЧХ. При этом фазу перевести из градусов в радианы для совмещения с графиком диаграммы Найквиста. Сравнить с полученными результатами. Сделать выводы.

nyquist(W);

hold on;

polar(phi*pi/180, Aw, 'r-');

title('Годограф АФЧХ');

Замечание:При программировании в математическом пакете MatLab целая часть отделяется от дробной точкой, а не запятой.

5. СОДЕРЖАНИЕ ОТЧЕТА

Отчет должен содержать следующие разделы:

1. Цель работы.

2. Порядок выполнения работы.

3. Исходные данные.

4. Графики переходных процессов, проходящих в системе, в результате отработки входного синусоидального воздействия.

5. Таблица 3.2 с результатами измерений.

6. Графики АЧХ, ФЧХ, ЛФЧХ, полученные в результате экспериментальных измерений.

7. Точные графики ЛАЧХ и ЛФЧХ, построенные для заданного звена.

8. Выводы.

Наши рекомендации