Транспортная задача открытого типа

Если суммарные мощности поставщиков транспортная задача открытого типа - student2.ru не равны суммарным потребностям потребителей транспортная задача открытого типа - student2.ru , то задача называется транспортной задачей открытого типа.

Транспортную задачу открытого типа нетрудно преобразовать в задачу закрытого типа. Пусть, например, в транспортной задаче открытого типа суммарный объем запасов превышает суммарный объем потребностей, то есть:

транспортная задача открытого типа - student2.ru .

Введем «фиктивного» потребителя транспортная задача открытого типа - student2.ru , и его потребности определим следующим образом:

транспортная задача открытого типа - student2.ru

Коэффициенты затрат в столбце, соответствующем «фиктивному» потребителю, возьмем равными нулю.

Таким образом, получается транспортная задача закрытого типа, которая решается обычным методом.

Если же в транспортной задаче суммарный объем потребностей превышает суммарный объем запасов: транспортная задача открытого типа - student2.ru , в этом случае вводится аналогично «фиктивный» поставщик и задача открытого типа сводится к задаче закрытого типа.

Замечание:

Метод потенциалов можно применить лишь в том случае, если при нахождении первого опорного решения, на каждом шаге заполнения таблицы поставок из рассмотрения выпадает либо строка (мощности соответствующего поставщика реализованы), либо столбец (запросы соответствующего потребителя удовлетворены), и только на последнем шаге одновременно выпадают и строка, и столбец. В этом случае число заполненных клеток (базисных переменных) на каждом шаге равно транспортная задача открытого типа - student2.ru . Если при нахождении первого опорного решения, на каком-либо шаге, отличном от последнего, выпали одновременно строка и столбец , то для того, чтобы в дальнейшем можно было применить метод потенциалов, рекомендуется дать нулевую поставку в любую пустую клетку выпадающей строки или выпадающего столбца.

Задача №5.2.

Условие транспортной задачи задано распределительной таблицей.

поставщики потребители запасы
транспортная задача открытого типа - student2.ru транспортная задача открытого типа - student2.ru транспортная задача открытого типа - student2.ru
транспортная задача открытого типа - student2.ru  
транспортная задача открытого типа - student2.ru  
транспортная задача открытого типа - student2.ru  
потребности

Найти оптимальное распределение поставок и минимальные затраты на перевозку груза, выполнив первоначальное распределение методом наименьших затрат.

Решение.

Данная задача является задачей открытого типа: суммарные мощности поставщиков превышают на 30 единиц суммарные потребности потребителей. Введем «фиктивного потребителя» транспортная задача открытого типа - student2.ru , присвоив соответствующим клеткам распределительной таблицы нулевые коэффициенты затрат.

поставщики потребители запасы
транспортная задача открытого типа - student2.ru транспортная задача открытого типа - student2.ru транспортная задача открытого типа - student2.ru транспортная задача открытого типа - student2.ru
транспортная задача открытого типа - student2.ru  
транспортная задача открытого типа - student2.ru  
транспортная задача открытого типа - student2.ru  
потребности

Первое опорное решение найдем методом наименьших затрат. В одну из трех клеток с нулевым коэффициентом затрат дадим максимально возможную поставку. Например, в клетку (2,4) дадим 30 единиц груза. Мощности второго поставщика будут реализована полностью, потребность четвертого потребителя полностью удовлетворена. Из рассмотрения одновременно выпадают вторая строка и четвертый столбец. Для того, чтобы в дальнейшем можно было воспользоваться критерием оптимальности, необходимо заполнить нулевой поставкой одну из клеток либо второй строки, либо четвертого столбца. Например, в клетку (2,2) дадим нулевую поставку транспортная задача открытого типа - student2.ru .

Следующую поставку дадим в клетку (1,3): транспортная задача открытого типа - student2.ru ; затем в клетку (1,2): транспортная задача открытого типа - student2.ru ; в клетку (3,1): транспортная задача открытого типа - student2.ru ; в клетку (3,2): транспортная задача открытого типа - student2.ru .

поставщики потребители запасы
транспортная задача открытого типа - student2.ru транспортная задача открытого типа - student2.ru транспортная задача открытого типа - student2.ru транспортная задача открытого типа - student2.ru
транспортная задача открытого типа - student2.ru 0 транспортная задача открытого типа - student2.ru 2
транспортная задача открытого типа - student2.ru -2 транспортная задача открытого типа - student2.ru транспортная задача открытого типа - student2.ru 1 + -1 транспортная задача открытого типа - student2.ru 0 -
транспортная задача открытого типа - student2.ru транспортная задача открытого типа - student2.ru - 30 транспортная задача открытого типа - student2.ru 4 0 + транспортная задача открытого типа - student2.ru 5
потребности

Полученный опорный план проверим на оптимальность. Обнулив транспортная задача открытого типа - student2.ru , вычислим остальные потенциалы. В свободные клетки внесем сумму потенциалов.

В клетках (3,1); (3,3) и (3,4) сумма потенциалов больше соответствующего коэффициента затрат, следовательно, построенный опорный план не является оптимальным.

Для клетки (3.4) построим замкнутый цикл перераспределения поставок.

Среди отрицательных вершин цикла выберем клетку с наименьшей по величине поставкой транспортная задача открытого типа - student2.ru . Заметим, что при перераспределении 30 единиц груза по циклу одновременно обнулятся поставки в клетках (3,2) и (2,4): транспортная задача открытого типа - student2.ru и транспортная задача открытого типа - student2.ru . Одну из переменных транспортная задача открытого типа - student2.ru или транспортная задача открытого типа - student2.ru выведем из базиса, вводя в базис свободную переменную транспортная задача открытого типа - student2.ru , а другую оставим в качестве базисной переменной. Например, оставим в базисе переменную транспортная задача открытого типа - student2.ru , заполнив клетку (2,4) нулевой поставкой.

Полученный опорный план не будет оптимальным, так как в клетке (3,3) не выполняется критерий транспортная задача открытого типа - student2.ru .

поставщики потребители запасы
транспортная задача открытого типа - student2.ru транспортная задача открытого типа - student2.ru транспортная задача открытого типа - student2.ru транспортная задача открытого типа - student2.ru
транспортная задача открытого типа - student2.ru 0 транспортная задача открытого типа - student2.ru транспортная задача открытого типа - student2.ru 3 + транспортная задача открытого типа - student2.ru 1 - -3
транспортная задача открытого типа - student2.ru -2 -1
транспортная задача открытого типа - student2.ru 6 - транспортная задача открытого типа - student2.ru 0 транспортная задача открытого типа - student2.ru + 4
потребности

Выполним еще раз перераспределение груза по построенному циклу. Получим новое опорное решение, убедимся в выполнимости критерия оптимальности.

поставщики потребители запасы
транспортная задача открытого типа - student2.ru транспортная задача открытого типа - student2.ru транспортная задача открытого типа - student2.ru транспортная задача открытого типа - student2.ru
транспортная задача открытого типа - student2.ru 1 -2
транспортная задача открытого типа - student2.ru -1 -1 -4
транспортная задача открытого типа - student2.ru 5
потребности

Общая стоимость всех перевозок для данного плана будет наименьшей из всех возможных: транспортная задача открытого типа - student2.ru .

Ответ. Оптимальный план транспортировки груза:

транспортная задача открытого типа - student2.ru ,

при котором транспортные расходы по доставке груза всем трем пуктам потребления будут равны 220. У третьего поставщика после оптимального распределения поставок останутся не реализоваными 30 единиц груза.

Наши рекомендации