II. Анализ третьего действия
Тема урока: «Анализ третьего, четвертого действий комедии «Горе от ума»
Цели:в ходе анализа третьего, четвертого действий обобщить представления об образе жизни и идеалах московского барства, показать роль Репетилова в пьесе, определить кульминацию и развязку комедии.
I. Оргмомент.
Обобщение по второму действию комедии.
Развитие любовного и социального конфликта комедии.
Взгляды на жизнь Чацкого и Фамусова.
II. Анализ третьего действия.
1. Молчалин и его роль в комедии. Диалог Софьи и Чацкого о Молчалине.
— Каков Молчалин, по мнению Софьи?
Молчалин в восприятии Софьи — нравственный идеал, по сути христианский, с его смирением, любовью к ближнему, душевной чистотой, готовностью к самопожертвованию, нежеланием судить и т. д.
— Почему Чацкий воспринимает слова Софьи как насмешку
над Молчалиным?
Молчалин в восприятии Чацкого — низкопоклонник, человек, лишенный самостоятельности, льстец, угодник,
крайне не умен.
— Какое впечатление на вас произвёл Молчалин?
— Чем страшен Молчалин?
Он лицемерит, скрывает свое истинное лицо, все время меняет свое поведение в зависимости от ситуации, для него нет ничего дорогого, это человек без принципов и чести.
Чацкий и Молчалин как антиподы.
2. Анализ сцены бала.
— Дайте характеристику гостям на балу. Какова роль персонажей второго плана в комедии?
В пьесе события следуют одно за другим, но вдруг как бы приостанавливаются, уступая место панорамному изображению бала в доме Фамусова. В дом съезжаются приглашенные. Бал начинается со своеобразного парада гостей, каждый из которых впервые появляется в пьесе. Но с помощью всего нескольких выразительных штрихов, прежде всего речевой характеристики, Грибоедову удается создать объемный образ, живой, полнокровный характер.
Первой в галерее гостей проходит чета Горичей. Платон Михайлович, бывший сослуживец Чацкого, теперь не просто отставной военный, а «прелестный муж», человек без воли, полностью подчинившийся своей жене. Его реплики однообразны и кратки, да он и не успевает отвечать Чацкому, за него это делает жена. Все, что он может сказать бывшему другу. «Теперь, брат, я не тот...».
Ему-то кажется, что он «не тот», потому что попал под каблук своей жены. Но на самом деле «не тот» он прежде всего потому, что утратил прежние идеалы. Не имея в себе воли решительно защитить Чацкого против клеветников, он в итоге предает своего приятеля. И не случайно в четвертом действии при разъезде Горич брюзжит по поводу скуки и ни словом не вспоминает своего оклеветанного товарища.
Вереницей проходят гости перед зрителями.
Князья Тугоуховские, озабоченные лишь тем, чтобы удачно выдать замуж дочерей; злая и язвительная графиня-внучка, находящая недостатки в каждом из присутствующих, «отъявленный мошенник, плут» Антон Антоныч Загорец кий, сплетник и шулер, но мастер услужить; старуха Хлестова, старая московская барыня, отличающаяся грубоватой прямотой.
Показателен спор Хлестовой с Фамусовым по поводу того, сколько крепостных душ у Чацкого. Тут все знаменательно: и точное знание состояния другого человека («Уж чужих имений мне не знать!»), и знаменитое хлестовское «Все врут календари», и то, что последнее слово оказывается за ней.
Все персонажи второго плана важны в комедии не сами по себе — в совокупности они являют собой мир дворянской Москвы, где царят свои законы и правила. В их среде особенно ярко проявляется чужеродность Чацкого. Если в столкновении с Молчалиным, Фамусовым, Скалозубом они «сходились» один на один, то сцена бала открыла полное одиночество Чацкого.
3. Кульминация пьесы.
— Что является кульминацией комедии?
Кульминацией всей комедии является сплетня о сумасшествии героя.
— Как это произошло? Как и почему родился слух о сумасшествии Чацкого?
Первая реплика Софьи: «Он не в своем уме» — просто сорвалась у нее с языка, сначала она испугалась: « Не то, чтобы совсем.», но светские сплетники Г. Н., потом Г. Д. увидели возможность поразвлечься, распространяя слухи. Затем Софья приняла осознанное решение, которое диктовалось обидой за Молчалина: «А, Чацкий, любите вы всех в шуты рядить,/Угодно ль на себя примерить?»
— Попробуем проследить распространение этой «новости»/составление таблицы/
принятие «новости» | «обоснование» сумасшествия Чацкого | «выяснение» причин сумасшествия Чацкого |
А, знаю, помню, слышал. Представьте, я заметила сама. Я, первый, я открыл! | Переменил закон! окаянный вольтерманец! Сказала что-то я – он начал хохотать. Мне отсоветовал в Москве служить в Архивах. Меня модисткою изволил величать! А мужу моему совет дал жить в деревне. Я видела из глаз. Безумный по всему. | В горах изранен в лоб. По матери пошел.. Покойница с ума сходила восемь раз. Чай, пил не по леть. Шампанское стал нами тянул. Нет-с, бочками соковыми. Ученье –вот чума, ученость- вот причина. |
— Было ли объявление Чацкого сумасшедшим неизбежным и вытекало из всего развития действия, или это все-таки случайность?
— Почему так быстро распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого?
Его мысли, идеалы непонятны, он не приемлет того, что ценят они, он человек другой породы, он «белая ворона». Для них его правда звучит как оскорбление, за которое хочется отомстить
— Верят ли гости до конца в сумасшествие Чацкого?
— В чем гости и члены семьи Фамусова видят признаки и причины «безумия» Чацкого?
Сплетня распространилась с необычайно быстротой.
— Почему?
Во-первых, с точки зрения фамусовского общества, Чацкий действительно выглядит сумасшедшим. Все хором перечисляют усомнившемуся Платону Михайловичу не совсем нормальные поступки Чацкого:
Попробуй о властях — и нивесть что скажет! (Фамусов)