Преемственность в содержании и методах обучения математике
Всистеме образования преемственность является одним из принципов обучения и воспитания.Это дает возможность установить и практически реализовать единую целостную систему педагогических влияний. Становление такой системы основывается на понимании развития ребенка как единого непрерывного процесса с качественным своеобразием каждого звена,каждого следующего этапа, являющегося органическим продолжением предыдущего.
АМЛеушина отмечает, что преемственность— это внутренняя органическая связь общего,физического и духовного развития на грани дошкольного и школьного детства, внутренняя подготовка при переходе от одной ступени формирования личности к другой. Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни,нового режима,развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.
Как показывает анализ современных программ по математике для первого класса и детского сада, в их содержании достигнута значительная преемственность.Характерно,что программы строятся на теоретико-множествен-
ной основе. Центральным понятием, с которым знакомятсядети и в детском саду, и в школе,является множество,а основным методом обучения— метод одновременного изучения взаимообратных действий.
В программе по математике условно можно выделить пятьразделов:знания о количестве и счете, размере,форме, пространстве и времени. Усвоение программы, как подчеркивалось раньше, обеспечивает выпускникам дошкольных учреждений уверенное овладение математикой в школе. Так,для усвоения знаний первой темы программы в первом классе«Десяток» дети имеют достаточный уровень знаний.Они умеют хорошо считать предметы, звуки,движения, хорошо усвоили названия,последовательность и обозначениепервых десяти чисел натурального ряда. Формирование понятия числа и арифметических действий над ними осуществлялось в детском саду и продолжается в первом классена основании практических операций с разными конечными множествами.Этому способствует опыт, приобретенныйдетьми ранее.
В первом классе идет дальнейшее углубление знаний об отношениях между смежными числами натурального ряда, закрепляются навыки установления взаимооднозначного соответствия между элементами двух множеств накладыванием,прикладыванием и сравнением чисел.
В детском саду уделяется внимание развитию специальной терминологии:названиям чисел, действий(прибавления и отнимания),знаков (плюс,минус, равно).В школе углубляется процесс обогащения речи детей специальными терминами. Дети усваивают названия данных и искомых,компонентов действий сложения и вычитания,учатся читать и записывать самые простые выражения и т.д.
Важное значение для изучения школьного курса математики имеет своевременное ознакомление дошкольников с арифметическими задачами и примерами.Выпускники детских садов уже усвоили математическую сущность задачи, понимают значение и содержание вопросов задачи,правильно отвечают на них, выбирают и аргументируют выбор арифметического действия. В детском саду начинается,а в первом классе продолжается усвоение детьми таблицы сложения и вычитания в пределах десяти на основе знаний состава числа из двух меньших.Кроме того, в первом классе дети знакомятся с отдельными случаями сложения и вычитания,когда одно изчисловых данных равно нулю.
Изучая тему «Десяток»,первоклассники углубляют своизнания о геометрических фигурах, и прежде всего о многоугольниках(треугольниках,четырехугольниках и т.д.) и их элементах(стороны, углы,вершины). Начальные знания об этом получены в детском саду.Они уже умеют выделять форму окружающих предметов,используя при этом геометрическую фигуру как эталон. Опираясь на материальные объекты вокруг,модели и изображения фигур, дети сравнивают,сопоставляют фигуры между собой, а это способствует развитию индуктивного и дедуктивного мышления,формирует умения делать простейшие выводы. Особенно важно в этом возрасте —обеспечение целенаправленного и достаточно полного для этого уровня познания анализа фигуры, на основе которого выделяются существенные признаки и происходит абстрагирование от несущественных.
Первоклассники учатся выделять прямые и непрямыеуглы,чертить отрезки разной длины,изображать геометрические фигуры в тетрадях в клетку. Готовились они к этому еще в детском саду.
Положительно влияют на формирование знаний о числепредставления детей о непрерывных величинах, что предусмотрено программой детского сада,а также навыки в измерении условной мерой и такими общепринятыми мерами,как метр, литр,килограмм. В первом классе дети продолжают измерять протяженность,массу, вместимость,объем.Постепенно,начиная с детского сада и продолжаяэту работу в школе,детей подводят к пониманию функциональной зависимости между измеряемой величиной,мерой и результатом измерения(количеством мер). Все эти знания расширяют понятие о числе,развивают мышление ребенка,его интересы и способности.
В программе первого класса предусматривается дальнейшее углубление знаний о пространственных и временныхотношениях.
Как видно из сравнительного анализа программ детского сада и первого класса, программные требования образовательно-воспитательной работы преемственно связаны между собой. Дошкольные работники должны хорошо знать требования школы, при этом не только объем,содержаниезнаний,но и их качественные особенности— государственный стандарт: какого характера знания и умения необходимы первокласснику.Вместе с этим онень важно,чтобы учителя школ достаточно четко представляли себе уровень под-
готовки детей к школе.В таком случае учитель будет знать, на что ему опираться,от чего отталкиваться,начиная работу по программе первого класса.
Преемственность,как подчеркивает А.М.Леушина,заключается совсем не в том, есть ли в«Программе детского сада»понятие «трапеция»или «обратная задача», а в том, умеет ли ребенок анализировать данную фигуру и задачу, выделять в них существенные черты и обобщать их.
В последние годы педагогика все чаще обращается к проблемам методики обучения математики.Прорабатываются пути усовершенствования преемственности именно в вопросах методики . В исследованиях Г.С.Костюка,Н.Н.Поддья-кова,А.М.Леушиной,Т.В.Тарунтаевой и других учитываются психологические механизмы формирования учебной деятельности ребенка, а также такие, которые относятся кприроде и образованию у него элементарных представленийо размере, количестве,числе.
Новые методики разрабатываются соответственно с возрастными особенностями дошкольников ,их потребностьюв игре, двигательной активности.Исходя из этого,в методических рекомендациях к работе со старшими дошкольниками и учениками первых классов широко используютсядидактические игры, двигательные игры, наглядное моделирование разных количественных отношений,реальные практические действия, например с конкретными множествами,величинами:измерение,созданиесериационныхрядов и транзитивных отношений.Разработка и экспериментальная проверка методик опираются на данные о психологической диагностике динамики общего интеллектуального развития старших дошкольников ,а также на результаты изучения состояния их здоровья,работоспособности и утомляемости.
Обучение детей началам математики строится так,чтобы прежде всего на основании действий с конкретнымимножествами и формирования у детей знаний об общих характеристиках формы, размере и количестве,потом учить их считать,измерять, прибавлять и вычитать.
Весьма ценно в этих методиках то,что дети не просто получают определенную сумму знаний по математике,а и значительно повышают уровень общего умственного развития :приобретают умения и навыки воспринимать и понимать инструкцию воспитателя,использовать ее в процессе работы, выполнять работу качественно и контролировать результаты соответственно образцу. Значитель-
ные сдвига происходят и в характере обобщений, в них все больше начинают отражаться существенные связи и отношения,например при решении арифметических задач. Особый интерес для методики обучения детей математике представляют исследования,выполненные под руководствомГ.С.Косткжа,Н.Н.Поддьякова,В.В.Давыдова,А.М.Пышкало и др. Они показали,что в условиях обучения дети дошкольного возраста приобретают умения различать существенныепризнаки объектов (цвет,форму, размер).Обучение не только ускоряет переход детей от низших к высшим структурам интеллектуальной деятельности,но, как считают психологи,является необходимым условием их превращения.Новые структуры не просто приходят извне, они вырабатываются в процессе обучения на основе тех,которые сложились раньше по образцам,имеющимся в общественном опыте, усваиваемом детьми. Внешняя стимуляция в этом процессе всегда действует через внутреннюю активность ребенка.
§ 3.Формы организации преемственности в работе школы и детского сада по обучению математике
Преемственность в работе школы и детского сада по обучению математике— важная и сложная педагогическая проблема.Она предусматривает использование всех апробированных ранее в педагогической практике форм преемственности:изучение программ смежных звеньев, методика работы с ними,взаимный обмен опытом, дальнейший поиск оптимальных путей усовершенствования педагогической работы, воспитания у детей интереса к знаниям, к учебной деятельности.
Все разнообразие форм преемственности в современномобучении детей математике можно систематизировать,выделив условно три типа преемственности.Распространенной является преемственность,которая характеризуется дублированием в дошкольной подготовке основного содержания и конкретных заданий программ первого класса школы. Принципиально не отличается от первогоивторойтип преемственности,при котором велась подготовка детей к школе,не посещавших дошкольных учреждений.Такая подготовка осуществляется дома, в семье,самими родителями.В этом случае обучение,как правило,имеет стихийный характер,особенно в семьях, где воспитанию детей не уделяется должного внимания.Дети при такой подготовке усваивают не систематичные сведения и факты из учебной про-
граммы школы, которые часто даются недостаточно квалифицированно и педагогически целесообразно.Характерно,что в связи с объективными обстоятельствами,учетом реальныхусловий и возможностей именно на такой тип преемственности рассчитано современное обучение в первом классе массовой школы (учебные программы,учебники и т.д.).
Наиболее правильным и перспективным следует считатьтретий тип преемственности.При использовании его в обучении школьников,в частности математике,используетсяменьше чем половина учебного материала первого класса.Этот материал дается детям для ознакомления.Учебные задания дошкольникам и ученикам первого класса при изучении одного и того же факта имеют свою специфику.Такое частичное упрощение школьной программы с учетом возрастныхособенностей детей, которое осуществляется одновременноработниками дошкольного учреждения и школы, дает возможность достичь наилучших результатов при переходе детей от дошкольного к школьному обучению.
В преемственности на первое место выдвигается проблема обучения и воспитания шестилетних детей. Главное в ней — обеспечение одинаковой,достаточно прочной подготовкидетей к школе. До сих пор есть факты очень разной подготовки детей к школе,что обычно усложняет работу учителейпервых классов, особенно в начале года.Шестилетние дети обучаются и воспитываются в неодинаковых условиях: частьдетей— в детских садах, другая часть — в подготовительныхклассах школы в соответствии со школьными программамии методиками обучения и,наконец, часть детей готовят к школе сами родители,опираясь на субъективные методики обучения.Чаще всего перед школой начинают форсироватьпроцесс обучения математике,учат детей, в основном устно,считать в пределах100, 1000 и разным вычислениям,в том числе иногда учат таблицу умножения,пытаются решить сложные арифметические задачи, не уделяя должного внимания формированию знаний о множестве,размерах,пространстве и времени.
Целенаправленная подготовка к школе обеспечивается в двух основных организационных формах: в подготовительных группах детского сада и подготовительных классах школы.При этом четко намечается тенденция к стопроцентномуохвату детей шестилетнего возраста целенаправленным обучением.
Следует отметить существенные различия в работе подготовительных групп детских садов и подготовительных клас-
сов в школе. Контингент подготовительных групп и подготовительных классов несколько различается.В подготовительную группу детей переводят из старших групп детского сада,а в подготовительные классы зачисляются дети, не посещавшие дошкольных учреждений и ранее не учившихся.Поэтому программы подготовительных групп и классов не могут быть идентичными,естественно,количество занятий в нихнеодинаковое.В подготовительной группе детского сада проводится одно (два) занятие по математике в неделю продолжительностью30—35 минут. При этом дети приобретают прочные знания и умения,в основном соответствующие требованиям современного начального обучения.
В подготовительных классах или первых классах четырехлетней школы проводятся четыре урока математики в неделю продолжительностью также 35 минут,что выравниваетих общую подготовку.
Программа по математике в подготовительных классах школы построена так,что дети за год усваивают весь объем знаний и умений по формированию элементарных математических представлений,предусмотренных«Программойвоспитания в детском саду».Перед школой выпускники детских садов и подготовительных классов в любом случае должны иметь почти одинаковый уровень подготовки по математике.
В подготовительных классах программа изучается быстрее,всего за один год, поэтому вопрос методики имеет необычайно важное значение.Здесь весьма активно внедряется игра как форма,метод и прием обучения,практическая деятельность детей с конкретными множествами и т.д.
Однако опыт работы учителей подготовительных классов и подготовительных групп свидетельствует о невозможности и нецелесообразности перенесения содержания и методов школьного обучения на эту ступень.
Совершенствование преемственности в работе детскогосада и школы обеспечит условия успешного обучения в первом классе. При этом важно знание воспитателями основных подходов в методике обучения математике в первом классе,ознакомление их с современными учебниками.Например, Арчинская ИМ. Математика.1 класс. — М.: Просвещение,1996; Макарычее Ю.Н. и др. Математика:Учебник для1 класса 3-летней и 1 класса 4-летней начальной школы. — М.: Мнемо-зина,1997; Моро М. И .идр. Математика.1 класс. — М.:Просвещение,1997; Рудницкая В.Н. Математика.1 класс. — М.:Вентана-Граф,1998 и др.
§ 4. Показатели готовности детей к изучению математики в первом классе
Сформировать готовность к обучению в школе означаетсоздать условия для успешного усвоения детьми учебной программы и нормального вхождения их в ученический коллектив.Одним из важных показателей специальной( математической )готовности является наличие у дошкольников определенных знаний, умений и навыков. Как показывает анализ педагогической работы, уровень усвоения этих знаний, умений и навыков зависит от возраста,индивидуальных особенностей детей, а также от состояния учебно-воспитательного процесса в детском саду.
Для воспитателя подготовительной группы особое значение приобретает выявление этого уровня перед поступлением детей в школу.Этому способствуют индивидуальные беседы,дидактические игры и упражнения с детьми, выполнение ими специальных заданий и т.д.При этом следуеториентироваться на такие показатели:
- объем математических знаний и умений в соответ
ствии с программой воспитания в детском саду; - качество математических знаний: осознанность,
прочность, запоминание, возможность использования их
в самостоятельной деятельности; - уровень умений и навыков учебной деятельности;
- степень развития познавательных интересов и способ
ностей; - особенности развития речи (усвоение математичес
кой терминологии); - положительное отношение к школе и учебной дея
тельности в целом; - уровень познавательной активности.
Уровень усвоения знаний определить легче, чем степеньовладения приемами учебной деятельности,тем более —степень сформированности познавательных интересов и способностей.В связи с этим для выделения общеучебных умений надо подбирать задания попарно:например, первое задание— угадай, расскажи,посчитай, покажи т.п., второе —сравни, объясни,докажи, расскажи и др. Второе задание дляДетей сложнее, но именно его выполнение свидетельствует об уровне подготовленности ребенка к школе.
9 3;
Изучать уровень готовности детей шести-семилетнего возраста к обучению в школе можно с помощью как группового,так и индивидуального обследования.
аказ1392
Важный показатель при обследовании— продуктивностьвнимания(по адаптированным корректурным таблицам),особенности умственного развития и учебной деятельности.Индивидуальное обследование дает возможность воспитателю\создать представление об особенностях речи детей,общем уровне знаний и специальной математической подготовке.
Как диагностические(тестовые) упражнения Л.А.Леви-; нова советует использовать задания такого типа.
Задание1. Ребенку показывают карточку с цифрами, размещенными вразнобой, и просят назвать и показать их.
Задание2. Ребенка просят назвать числа, смежные с названными.
Задание3. Перед ребенком лист бумаги с изображением на нем двух рядов кружочков.Верхний ряд— восемь больших кружочков,нижний — девять маленьких,которые размещаются на меньшем расстоянии один от одного,чем большие.Ставится вопрос: «Каких кружочков больше? Каких меньше?»
Задание4. Ребенку показывают по очереди три картинки: «Яблоня»,«Аэропорт»,«Девочка с флажками».Предлагают] придумать по каждой картинке задачу и решить ее.
Задание5. Ребенку показывают картинку «Домики».Предлагают внимательно посмотреть на картинку и сказать,какие геометрические фигуры он узнает на ней (окнаквадратной формы, двери— прямоугольные и т.д.).
Задание6. Перед ребенком лежит восемь фигурок четырех цветов:три красные,две зеленые,две синие, одна желтая. Воспитатель спрашивает:«Сколько тут разных цветов?»
Задание7. Перед ребенком лежит картинка, на которой изображены десять разных предметов,размещенных в ряд. Просят ответить на вопрос: «Сколько всего тут предметов?Как ты посчитал?На каком месте домик? Сколько всего пирамидок?» и т.д.
Аналогичные задания для обследования детей воспитатель или учитель начальной школы может найти в соответствующей методической и инструктивной литературе.Несмотря на кажущуюся элементарность таких упражнений(тестов),создать их очень не просто.Это требует глубокойпсихолого-педагогической компетенции,знания возрастных особенностей детей данного возраста.
По степени успешности выполнения задания можновыявить уровень математической готовности ребенка к школьному обучению. Эти данные следует дополнять систематическими наблюдениями,индивидуальными беседа* ми с детьми.
В процессе обучения развивается способность мыслить абстрактно,делать обобщения и сравнения,использовать эти умения при решении задач. Учебная деятельность имеет осознанный характер и направляется воспитателем.Психологическая основа учебной деятельности— развитие у детей учебных мотивов и потребностей.У детей дошкольного возраста нельзя сформировать учебную деятельность в таком виде,как о ней говорилось ранее. Воспитатель создает условия для формирования у дошкольников основы учебной деятельности.Успешность формирования учебной деятельности связана с уровнем развития ряда психических качеств ребенка.А.П.Усова выделила качества,которые можно рассматриватькак некоторые условия учебной деятельности.К таким качествам относятся умения слушать воспитателя,работать поего указаниям,возможность отделять свои действия от действий других детей,развитие самоконтроля и др. Учебная деятельность является одним из видом познавательной деятельности ребенка. Для нее характерны определенные практические и умственные действия.
В подготовке к школе большое значение имеет правильная организация и целенаправленное развитие вниманиядетей в процессе обучения. Следует отметить, что учебная деятельность вообще невозможна без соответствующегоуровня развития внимания.У детей старшего дошкольноговозраста значительное место в деятельности занимает произвольное внимание. Ребенок способен сконцентрироватьвнимание на выполнении конкретного действия. В этом возрасте значительно увеличиваются объем и устойчивость внимания.Воспитатель детского сада организует учебную деятельность ребенка, учит его понимать задания, цели и условия выполнения познавательных заданий.
Наблюдения за учащимися первых классов показывают,что уровень внимания на уроках в школе зависит от того, насколько учитель использует знания и опыт детей. Там, где учитель опирается на эти знания,внимание детей было достаточно устойчивым,там же, где такой опоры не было,наблюдалась их слабая сосредоточенность.Можно сказать,что продуктивность учебного процесса находится в прямой зависимости от адекватности(соответствия)сложности учебных заданий уровню готовности детей, объему их знаний и опыту.Основное педагогическое условие развития учебной деятельности— специально организованное обучение, в процессе которого дети усваивают общие способы и методы решения разных практических и познавательных задач.
Проблема формирования у дошкольников качеств, необходимых для успешного обучения в школе, долго оставаласьдискуссионной. И ученых, и педагогов-практиков волновал вопрос— является ли достаточным физическое и умствен-т ное развитие шестилетних детей для усвоения школьной программы.Исследования последних лет,проведенные педагогами,психологами,физиологами,медиками, показывают,что возрастные возможности старших дошкольников обеспечивают усвоение значительного объема знаний из программы начальной школы. Эти выводы свидетельствуют о возможности обучения в школе с шести лет.
Научные данные показывают,что у старших дошкольников достаточно развиты зрительные ощущения. Более80% детей хорошо разделяют основные цвета и оттенки, то же самое можно сказать и о развитии восприятия.Почти все детиуверенно воспринимают форму предмета,размер, удаленность и движение предмета.
Однако ученые отмечают и некоторые особенности сенсорно-перцептивной организации детей-дошкольников,которые нужно учитывать в процессе обучения математике.Так, в обучении счету сложнее воспринимать количество на слух, чем считать количество предметов,воспринимаемое наглядно. Это обусловлено необходимостью опоры на особое умение согласовывать числительное не с видимым,а с воспринятым на слух показателем,с установлением сложных ассоциаций.
Эти сложные сенсорно-перцептивные процессы связаныс восприятием числовых отношений и действий.Прочитанное,услышанное или названное арифметическое действие должно вызывать зрительно-слуховые ассоциации.Вследствиезрительного восприятия или наглядного представления цифра перевоплощается в обобщенный сигнал определенного числа(количества),а также необходимых действий с заданным количеством.
Научные данные раскрывают сложные психологическиемеханизмы восприятия детьми математических действий. Этизакономерности должны знать и учитывать воспитателидошкольных детских учреждений и учителя начальныхклассов,для того чтобы продуктивно осуществлять преемственность в обучении и воспитании.
Возраст детей пяти-шести лет наиболее активный,кульминационный в развитии процесса восприятия,памяти, мышления,представлений.На рубеже старшего дошкольного возраста дети достаточно овладевают родной речью,проявляют высокий интерес к познанию всего нового.Усилен-
но развивается центральная нервная система.Это обеспечивает значительное усложнение психических функций. Возможность анализировать и обобщать представления окружающего способствует успешному развитию умственных процессов в целом.
Успешность обучения детей в школе связана не только с наличием у дошкольников определенного объема знаний.Даже умение считать и решать задачи не имеет при этом решительного значения. Школьное обучение основные требования предъявляет прежде всего к умственнойдеятельности.В связи с этим уровень развития умственных способностей— один из важных показателей готовности ребенка к школе.Нужно учить детей наблюдать,анализировать,обобщать, делать выводы. Интеллектуальные возможности расширяются в процессе активного и целенаправленного ознакомления с объектами и представлениями окружающего,законами природы,особенностями отношений между людьми.
Обучение элементам математической деятельности осуществляется на фоне развернутой умственной деятельности детей. Этот процесс — яркая иллюстрация теории И .П.Павлова о рефлекторной природе психики,о переходе от чувственной ступени познания к логической.Так, выполнениесчетной операции на начальном этапе обучения, как сложное умение, опирается на развернутое действие рук,глаз, на называние числительных вслух. Позднее,усовершенствуясь,операция счета заметно видоизменяется,проходя путьот развернутых способов счета с передвижением предметов,которые считают, к сокращенным приемам указывания на них,называния числительных вслух и завершается устным счетом про себя.
Одним из признаков любого предмета является его размер.Оценивая размер,ребенок не только познает каждый предмет отдельно, но и устанавливает соотношение между ними.Это влияет на формирование обобщенных знаний об окружающем.Любое измерение величины предмета получает числовое выражение.Поэтому развитие представления о размере предметов дает возможность углубить понятие числа. Осознание размеров старшими дошкольниками существенно влияет на развитие умственных способностей в целом, поскольку требует выполнения действий сравнения,различия,обобщения.
Осуществляя преемственность между детским садом и школой в формировании понятий о размере,нужно учиты-
вать одну важную особенность.У детей возникают значительные трудности в использовании конкретных математических терминов,обозначающих размеры предметов разной протяженности.Чаще всего они используют слова большой и маленький.При характеристике предметов разной длины,высоты,ширины, толщины детям трудно дифференцировать соответствующие термины. Более того, научные исследования показывают,что и само словоразмер(величина)не имеет для большинства детей сигнального значения, поскольку они не понимают его сути. Это обстоятельство следует учитывать и воспитателям, и учителям первых классов,когда они учат детей выделять в плоских предметах протяженность или наиболее значимую протяженность и понимать трехмерность пространственных отношений.
Дети старшего дошкольного возраста уже умеют, хотя и не в полной мере,сдерживать свои импульсивные действия. Игровая,учебная, творческая и трудовая деятельности характеризуются свободной регуляцией.Во время учебных занятий они проявляют организованное поведение.Ребенок целенаправленно решает поставленную перед ним задачу,достигает желаемого результата.При этом заметно проявляются такие волевые качества, как настойчивость,инициативность,самостоятельность.Получая задания от взрослых,ребенок пытается проявить свои силы, волю.Такая познавательная активность ребенка дает ему возможность в дальнейшем легче и лучше овладевать знаниями.
Опыт работы в школе свидетельствует о том, что возможности обучения воспитанников детских садов значительно выше, чем у детей,которые приходят в школу из семьи.Воспитанники детских садов имеют достаточный опыт произвольного поведения,большой объем математических знаний, достаточно высокий уровень развития познавательных интересов и способностей.А это зависитпрежде всего от организации педагогического процесса в детском саду.
Исследования показывают,что высокий уровень интеллектуального развития ребенка не всегда совпадает с его личной готовностью к школе. В ряде случаев в началеобучения в школе у детей отсутствует положительное отношение к новому способу жизни, предполагающее соответствующие изменения условий, правил,требований режима обучения,жизни и деятельности в целом. Поэтому в детском саду воспитатели должны также формировать положительноеотношение дошкольников к обучению,которое включает
стремление ребенка достичь нового социального положения, _т. е . стать школьником.Ребенок должен понимать важностьшкольного обучения, уважать учителей и его труд, уважатьстарших товарищей по школе, любить книгу, добросовестноотноситься к ней.
В соответствии с представленными нами ранее показателями условно можно выделить три уровня готовности детей к школе.
Кпервому уровню следует отнести детей,которые хорошо усвоили программные требования предыдущихгрупп,имеют неплохие навыки в счетной деятельности,обследовании,измерении,делении целого на части, решении задач и т.п. При этом дети подготовительной группы умеют выполнять несложные действия в уме без опоры на наглядность,при сравнении предметов по форме пользуются геометрической фигурой как эталоном, умеют классифицировать,обобщать, действовать в соответствии с инструкцией педагога, имеют навыки самоконтроля,проявляют интерес к обучению,умеют работатьсосредоточенно,не отвлекаясь,адекватно использовать математическую терминологию,правильно,качественно,в установленный срок выполнять задания, объективнооценивать свою работу.
Ко второму уровнюможно отнести детей,которые овладели программой по математике;имеют определенные навыки в счетной деятельности,измерении величин, делениицелого на части. Вместе с тем у них недостаточно развита умственная деятельность:им трудно объяснить выбор арифметического действия, обобщать и классифицировать;самоконтроль у этих детей неустойчивый,они не проявляют интереса к учебной деятельности;математический словарь их беден; самооценка чаще всего занижена, иногда завышена.
Ктретьему уровню относятся дети, слабо усвоившиепрограмму по математике.Эти дети имеют некоторыенавыки в выполнении операций счета,но во всех других видах математической деятельности имеют слабые навыки или вообще их не имеют. Дети,принадлежащие к третьему уровню усвоения математических знаний, ощущают значительные трудности при выполнении умственных операций сравнения,обобщения,классификации.Эти Дети не проявляют интереса к учебной деятельности,неправильно используют специальную математическую терминологию,часто не могут выполнить задание воспитателя,сравнить его с образцом.
Педагогическую работу перед приходом детей в школу следует направить на полную ликвидацию третьего, низшего,уровня сформированное™математических знаний, умений и навыков, на достижение достаточно качественной математической подготовки детей к школе.Усилия педагогического коллектива должны обеспечивать формирование у детей прочных знаний и умений в объеме «Программы воспитания в детском саду»,развитие речи,мышления,познавательной активности,интересов и способностей.
Вопросы и задания
- Покажите актуальность проблемы преемственности в
работе детского сада и школы в свете основных направлений
дальнейшего развития образования в стране. - В чем суть основных требований современной началь
ной школы к математическому развитию детей старшего
дошкольного возраста? - На основе сравнительного анализа программ подгото
вительной группы и первого класса начальной школы покажи
те преемственность в содержании обучения математике. - Во время педагогической практики изучите уровни ма
тематической готовности детей к школе, используя зада
ния из учебника. Попробуйте объяснить причины недостаточ
ного уровня усвоения отдельных знаний и сформированности
умении. Спланируйте конкретные педагогические меры, кото
рые способствовали бы совершенствованию математических
знаний и умений детей.
5. Изучите план работы детского сада по осуществле
нию преемственных связей со школой.Раскройте своеобра
зие отдельных форм работы. Докажите значение совмест
ной работы детского сада и школы в воспитании у детей
желания учиться.
МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ
§ 1.Формы совместной работы детского сада и семьипо вопросам математического развития детей
В последние годы все больше внимания уделяется вопросам укрепления семьи и созданию соответствующих условий для выполнения ею задач развития детей.
С каждым годом общество придает большее значение воспитательным функциям семьи,создает условия для повышения образовательного уровня и педагогической культуры родителей.
Основными формами совместной работы детского сада и семьи по вопросам математического развития детей являются доклады и сообщения на родительских собраниях и конференциях;организация выставок наглядных пособий с описанием их использования;открытые занятия по математикедля родителей;групповые и индивидуальные консультации,беседы,передвижные папки и т.п.
Основные направления в работе с родителями,в том числе и те, которые относятся к формированию у детей элементарных математических понятий, представлены в годовом плане дошкольного учреждения.При его составлении принимают во внимание конкретные условия жизни и воспитания детей в семьях,их возрастные и индивидуальныеособенности.План работы обсуждается и утверждается на педагогическом совете. Собственно вопросов математического развития детей в годовых планах дошкольного учреждениянемного,но освещение уровня их математического развития предусматривается в связи с обсуждением различныхпроблем.Например, подготовка детей к школе,организацияпрогулок и экскурсий с детьми, возрастные и индивидуальные особенности детей младшего(среднего или старшего) дошкольного возраста; значение игры в жизни ребенка и многое другое.
Детальнее работа с родителями отображается в календарных планах воспитателей,которые каждый день наблюдают за детьми, многое могут посоветовать родителям.Кроме того,систематическое общение с родителями дает возможность воспитателю дополнить сведения о ребенке,найти объективные причины определенных трудностей в его математическом развитии .