Преемственность в содержании и методах обучения математике

Всистеме образования преемственность является одним из принципов обучения и воспитания.Это дает возможность ус­тановить и практически реализовать единую целостную систе­му педагогических влияний. Становление такой системы ос­новывается на понимании развития ребенка как единого не­прерывного процесса с качественным своеобразием каждого звена,каждого следующего этапа, являющегося органичес­ким продолжением предыдущего.

АМЛеушина отмечает, что преемственность— это внут­ренняя органическая связь общего,физического и духов­ного развития на грани дошкольного и школьного детства, внутренняя подготовка при переходе от одной ступени фор­мирования личности к другой. Осуществление преемствен­ности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию но­вого образа жизни,нового режима,развить эмоциональ­но-волевые и интеллектуальные способности ребенка, ко­торые дадут ему возможность овладеть широкой познава­тельной программой.

Как показывает анализ современных программ по ма­тематике для первого класса и детского сада, в их содер­жании достигнута значительная преемственность.Харак­терно,что программы строятся на теоретико-множествен-

ной основе. Центральным понятием, с которым знакомятсядети и в детском саду, и в школе,является множество,а основным методом обучения— метод одновременного изу­чения взаимообратных действий.

В программе по математике условно можно выделить пятьразделов:знания о количестве и счете, размере,форме, про­странстве и времени. Усвоение программы, как подчерки­валось раньше, обеспечивает выпускникам дошкольных уч­реждений уверенное овладение математикой в школе. Так,для усвоения знаний первой темы программы в первом клас­се«Десяток» дети имеют достаточный уровень знаний.Они умеют хорошо считать предметы, звуки,движения, хоро­шо усвоили названия,последовательность и обозначениепервых десяти чисел натурального ряда. Формирование по­нятия числа и арифметических действий над ними осуще­ствлялось в детском саду и продолжается в первом классена основании практических операций с разными конечны­ми множествами.Этому способствует опыт, приобретенныйдетьми ранее.

В первом классе идет дальнейшее углубление знаний об отношениях между смежными числами натурального ряда, закрепляются навыки установления взаимооднозначного со­ответствия между элементами двух множеств накладывани­ем,прикладыванием и сравнением чисел.

В детском саду уделяется внимание развитию специаль­ной терминологии:названиям чисел, действий(прибавле­ния и отнимания),знаков (плюс,минус, равно).В школе углубляется процесс обогащения речи детей специальны­ми терминами. Дети усваивают названия данных и иско­мых,компонентов действий сложения и вычитания,учат­ся читать и записывать самые простые выражения и т.д.

Важное значение для изучения школьного курса мате­матики имеет своевременное ознакомление дошкольни­ков с арифметическими задачами и примерами.Выпуск­ники детских садов уже усвоили математическую сущ­ность задачи, понимают значение и содержание вопросов задачи,правильно отвечают на них, выбирают и аргу­ментируют выбор арифметического действия. В детском саду начинается,а в первом классе продолжается усвое­ние детьми таблицы сложения и вычитания в пределах десяти на основе знаний состава числа из двух меньших.Кроме того, в первом классе дети знакомятся с отдель­ными случаями сложения и вычитания,когда одно изчисловых данных равно нулю.

Преемственность в содержании и методах обучения математике - student2.ru Изучая тему «Десяток»,первоклассники углубляют своизнания о геометрических фигурах, и прежде всего о много­угольниках(треугольниках,четырехугольниках и т.д.) и их элементах(стороны, углы,вершины). Начальные зна­ния об этом получены в детском саду.Они уже умеют выде­лять форму окружающих предметов,используя при этом геометрическую фигуру как эталон. Опираясь на матери­альные объекты вокруг,модели и изображения фигур, дети сравнивают,сопоставляют фигуры между собой, а это спо­собствует развитию индуктивного и дедуктивного мышле­ния,формирует умения делать простейшие выводы. Осо­бенно важно в этом возрасте —обеспечение целенаправ­ленного и достаточно полного для этого уровня познания анализа фигуры, на основе которого выделяются существен­ные признаки и происходит абстрагирование от несуще­ственных.

Первоклассники учатся выделять прямые и непрямыеуглы,чертить отрезки разной длины,изображать геомет­рические фигуры в тетрадях в клетку. Готовились они к этому еще в детском саду.

Положительно влияют на формирование знаний о числепредставления детей о непрерывных величинах, что пре­дусмотрено программой детского сада,а также навыки в измерении условной мерой и такими общепринятыми ме­рами,как метр, литр,килограмм. В первом классе дети про­должают измерять протяженность,массу, вместимость,объем.Постепенно,начиная с детского сада и продолжаяэту работу в школе,детей подводят к пониманию функци­ональной зависимости между измеряемой величиной,ме­рой и результатом измерения(количеством мер). Все эти знания расширяют понятие о числе,развивают мышление ребенка,его интересы и способности.

В программе первого класса предусматривается дальней­шее углубление знаний о пространственных и временныхотношениях.

Как видно из сравнительного анализа программ детско­го сада и первого класса, программные требования образо­вательно-воспитательной работы преемственно связаны меж­ду собой. Дошкольные работники должны хорошо знать тре­бования школы, при этом не только объем,содержаниезнаний,но и их качественные особенности— государствен­ный стандарт: какого характера знания и умения необходи­мы первокласснику.Вместе с этим онень важно,чтобы учи­теля школ достаточно четко представляли себе уровень под-

готовки детей к школе.В таком случае учитель будет знать, на что ему опираться,от чего отталкиваться,начиная ра­боту по программе первого класса.

Преемственность,как подчеркивает А.М.Леушина,за­ключается совсем не в том, есть ли в«Программе детского сада»понятие «трапеция»или «обратная задача», а в том, умеет ли ребенок анализировать данную фигуру и задачу, выделять в них существенные черты и обобщать их.

В последние годы педагогика все чаще обращается к про­блемам методики обучения математики.Прорабатываются пути усовершенствования преемственности именно в воп­росах методики . В исследованиях Г.С.Костюка,Н.Н.Поддья-кова,А.М.Леушиной,Т.В.Тарунтаевой и других учитыва­ются психологические механизмы формирования учебной де­ятельности ребенка, а также такие, которые относятся кприроде и образованию у него элементарных представленийо размере, количестве,числе.

Новые методики разрабатываются соответственно с воз­растными особенностями дошкольников ,их потребностьюв игре, двигательной активности.Исходя из этого,в мето­дических рекомендациях к работе со старшими дошкольни­ками и учениками первых классов широко используютсядидактические игры, двигательные игры, наглядное моде­лирование разных количественных отношений,реальные практические действия, например с конкретными множе­ствами,величинами:измерение,созданиесериационныхря­дов и транзитивных отношений.Разработка и эксперимен­тальная проверка методик опираются на данные о психоло­гической диагностике динамики общего интеллектуального развития старших дошкольников ,а также на результаты изу­чения состояния их здоровья,работоспособности и утомля­емости.

Обучение детей началам математики строится так,что­бы прежде всего на основании действий с конкретнымимножествами и формирования у детей знаний об общих характеристиках формы, размере и количестве,потом учить их считать,измерять, прибавлять и вычитать.

Весьма ценно в этих методиках то,что дети не просто получают определенную сумму знаний по математике,а и значительно повышают уровень общего умственного развития :приобретают умения и навыки воспринимать и понимать инструкцию воспитателя,использовать ее в про­цессе работы, выполнять работу качественно и контро­лировать результаты соответственно образцу. Значитель-

Преемственность в содержании и методах обучения математике - student2.ru ные сдвига происходят и в характере обобщений, в них все больше начинают отражаться существенные связи и отно­шения,например при решении арифметических задач. Осо­бый интерес для методики обучения детей математике пред­ставляют исследования,выполненные под руководствомГ.С.Косткжа,Н.Н.Поддьякова,В.В.Давыдова,А.М.Пышкало и др. Они показали,что в условиях обучения дети дошколь­ного возраста приобретают умения различать существенныепризнаки объектов (цвет,форму, размер).Обучение не только ускоряет переход детей от низших к высшим структурам ин­теллектуальной деятельности,но, как считают психологи,является необходимым условием их превращения.Новые структуры не просто приходят извне, они вырабатываются в процессе обучения на основе тех,которые сложились рань­ше по образцам,имеющимся в общественном опыте, усваи­ваемом детьми. Внешняя стимуляция в этом процессе всегда действует через внутреннюю активность ребенка.

§ 3.Формы организации преемственности в работе школы и детского сада по обучению математике

Преемственность в работе школы и детского сада по обу­чению математике— важная и сложная педагогическая про­блема.Она предусматривает использование всех апробирован­ных ранее в педагогической практике форм преемственности:изучение программ смежных звеньев, методика работы с ними,взаимный обмен опытом, дальнейший поиск оптималь­ных путей усовершенствования педагогической работы, вос­питания у детей интереса к знаниям, к учебной деятельности.

Все разнообразие форм преемственности в современномобучении детей математике можно систематизировать,вы­делив условно три типа преемственности.Распространен­ной является преемственность,которая характеризуется дуб­лированием в дошкольной подготовке основного содержа­ния и конкретных заданий программ первого класса школы. Принципиально не отличается от первогоивторойтип пре­емственности,при котором велась подготовка детей к шко­ле,не посещавших дошкольных учреждений.Такая подго­товка осуществляется дома, в семье,самими родителями.В этом случае обучение,как правило,имеет стихийный ха­рактер,особенно в семьях, где воспитанию детей не уделя­ется должного внимания.Дети при такой подготовке усваи­вают не систематичные сведения и факты из учебной про-

граммы школы, которые часто даются недостаточно квали­фицированно и педагогически целесообразно.Характерно,что в связи с объективными обстоятельствами,учетом реальныхусловий и возможностей именно на такой тип преемствен­ности рассчитано современное обучение в первом классе мас­совой школы (учебные программы,учебники и т.д.).

Наиболее правильным и перспективным следует считатьтретий тип преемственности.При использовании его в обу­чении школьников,в частности математике,используетсяменьше чем половина учебного материала первого класса.Этот материал дается детям для ознакомления.Учебные задания дошкольникам и ученикам первого класса при изучении од­ного и того же факта имеют свою специфику.Такое частич­ное упрощение школьной программы с учетом возрастныхособенностей детей, которое осуществляется одновременноработниками дошкольного учреждения и школы, дает воз­можность достичь наилучших результатов при переходе де­тей от дошкольного к школьному обучению.

В преемственности на первое место выдвигается проблема обучения и воспитания шестилетних детей. Главное в ней — обеспечение одинаковой,достаточно прочной подготовкидетей к школе. До сих пор есть факты очень разной подготов­ки детей к школе,что обычно усложняет работу учителейпервых классов, особенно в начале года.Шестилетние дети обучаются и воспитываются в неодинаковых условиях: частьдетей— в детских садах, другая часть — в подготовительныхклассах школы в соответствии со школьными программамии методиками обучения и,наконец, часть детей готовят к школе сами родители,опираясь на субъективные методики обучения.Чаще всего перед школой начинают форсироватьпроцесс обучения математике,учат детей, в основном уст­но,считать в пределах100, 1000 и разным вычислениям,в том числе иногда учат таблицу умножения,пытаются ре­шить сложные арифметические задачи, не уделяя должного внимания формированию знаний о множестве,размерах,пространстве и времени.

Целенаправленная подготовка к школе обеспечивается в двух основных организационных формах: в подготовитель­ных группах детского сада и подготовительных классах шко­лы.При этом четко намечается тенденция к стопроцентномуохвату детей шестилетнего возраста целенаправленным обу­чением.

Следует отметить существенные различия в работе подго­товительных групп детских садов и подготовительных клас-

сов в школе. Контингент подготовительных групп и подгото­вительных классов несколько различается.В подготовитель­ную группу детей переводят из старших групп детского сада,а в подготовительные классы зачисляются дети, не посещав­шие дошкольных учреждений и ранее не учившихся.Поэто­му программы подготовительных групп и классов не могут быть идентичными,естественно,количество занятий в нихнеодинаковое.В подготовительной группе детского сада про­водится одно (два) занятие по математике в неделю продол­жительностью30—35 минут. При этом дети приобретают проч­ные знания и умения,в основном соответствующие требо­ваниям современного начального обучения.

В подготовительных классах или первых классах четырех­летней школы проводятся четыре урока математики в неде­лю продолжительностью также 35 минут,что выравниваетих общую подготовку.

Программа по математике в подготовительных классах школы построена так,что дети за год усваивают весь объем знаний и умений по формированию элементарных матема­тических представлений,предусмотренных«Программойвоспитания в детском саду».Перед школой выпускники дет­ских садов и подготовительных классов в любом случае дол­жны иметь почти одинаковый уровень подготовки по мате­матике.

В подготовительных классах программа изучается быст­рее,всего за один год, поэтому вопрос методики имеет нео­бычайно важное значение.Здесь весьма активно внедряется игра как форма,метод и прием обучения,практическая дея­тельность детей с конкретными множествами и т.д.

Однако опыт работы учителей подготовительных классов и подготовительных групп свидетельствует о невозможности и нецелесообразности перенесения содержания и методов школьного обучения на эту ступень.

Совершенствование преемственности в работе детскогосада и школы обеспечит условия успешного обучения в пер­вом классе. При этом важно знание воспитателями основных подходов в методике обучения математике в первом классе,ознакомление их с современными учебниками.Например, Арчинская ИМ. Математика.1 класс. — М.: Просвещение,1996; Макарычее Ю.Н. и др. Математика:Учебник для1 класса 3-летней и 1 класса 4-летней начальной школы. — М.: Мнемо-зина,1997; Моро М. И .идр. Математика.1 класс. — М.:Про­свещение,1997; Рудницкая В.Н. Математика.1 класс. — М.:Вентана-Граф,1998 и др.

§ 4. Показатели готовности детей к изучению математики в первом классе

Сформировать готовность к обучению в школе означаетсоздать условия для успешного усвоения детьми учебной про­граммы и нормального вхождения их в ученический коллек­тив.Одним из важных показателей специальной( математи­ческой )готовности является наличие у дошкольников опре­деленных знаний, умений и навыков. Как показывает анализ педагогической работы, уровень усвоения этих знаний, уме­ний и навыков зависит от возраста,индивидуальных осо­бенностей детей, а также от состояния учебно-воспитатель­ного процесса в детском саду.

Для воспитателя подготовительной группы особое значе­ние приобретает выявление этого уровня перед поступлени­ем детей в школу.Этому способствуют индивидуальные бе­седы,дидактические игры и упражнения с детьми, выпол­нение ими специальных заданий и т.д.При этом следуеториентироваться на такие показатели:

  • объем математических знаний и умений в соответ­
    ствии с программой воспитания в детском саду;
  • качество математических знаний: осознанность,
    прочность, запоминание, возможность использования их
    в самостоятельной деятельности;
  • уровень умений и навыков учебной деятельности;
  • степень развития познавательных интересов и способ­
    ностей;
  • особенности развития речи (усвоение математичес­
    кой терминологии);
  • положительное отношение к школе и учебной дея­
    тельности в целом;
  • уровень познавательной активности.

Уровень усвоения знаний определить легче, чем степеньовладения приемами учебной деятельности,тем более —сте­пень сформированности познавательных интересов и спо­собностей.В связи с этим для выделения общеучебных уме­ний надо подбирать задания попарно:например, первое за­дание— угадай, расскажи,посчитай, покажи т.п., второе —сравни, объясни,докажи, расскажи и др. Второе задание дляДетей сложнее, но именно его выполнение свидетельствует об уровне подготовленности ребенка к школе.

9 3;

Изучать уровень готовности детей шести-семилетнего воз­раста к обучению в школе можно с помощью как группово­го,так и индивидуального обследования.

аказ1392

Важный показатель при обследовании— продуктивностьвнимания(по адаптированным корректурным таблицам),осо­бенности умственного развития и учебной деятельности.Ин­дивидуальное обследование дает возможность воспитателю\создать представление об особенностях речи детей,общем уров­не знаний и специальной математической подготовке.

Как диагностические(тестовые) упражнения Л.А.Леви-; нова советует использовать задания такого типа.

Задание1. Ребенку показывают карточку с цифрами, раз­мещенными вразнобой, и просят назвать и показать их.

Задание2. Ребенка просят назвать числа, смежные с названными.

Задание3. Перед ребенком лист бумаги с изображением на нем двух рядов кружочков.Верхний ряд— восемь больших кружочков,нижний — девять маленьких,которые размеща­ются на меньшем расстоянии один от одного,чем большие.Ставится вопрос: «Каких кружочков больше? Каких меньше?»

Задание4. Ребенку показывают по очереди три картинки: «Яблоня»,«Аэропорт»,«Девочка с флажками».Предлагают] придумать по каждой картинке задачу и решить ее.

Задание5. Ребенку показывают картинку «Домики».Предлагают внимательно посмотреть на картинку и ска­зать,какие геометрические фигуры он узнает на ней (окнаквадратной формы, двери— прямоугольные и т.д.).

Задание6. Перед ребенком лежит восемь фигурок четырех цветов:три красные,две зеленые,две синие, одна желтая. Воспитатель спрашивает:«Сколько тут разных цветов?»

Задание7. Перед ребенком лежит картинка, на которой изображены десять разных предметов,размещенных в ряд. Просят ответить на вопрос: «Сколько всего тут предметов?Как ты посчитал?На каком месте домик? Сколько всего пирамидок?» и т.д.

Аналогичные задания для обследования детей воспита­тель или учитель начальной школы может найти в соответ­ствующей методической и инструктивной литературе.Несмот­ря на кажущуюся элементарность таких упражнений(тес­тов),создать их очень не просто.Это требует глубокойпсихолого-педагогической компетенции,знания возрастных особенностей детей данного возраста.

По степени успешности выполнения задания можновыявить уровень математической готовности ребенка к школьному обучению. Эти данные следует дополнять сис­тематическими наблюдениями,индивидуальными беседа* ми с детьми.

В процессе обучения развивается способность мыслить аб­страктно,делать обобщения и сравнения,использовать эти умения при решении задач. Учебная деятельность имеет осоз­нанный характер и направляется воспитателем.Психологи­ческая основа учебной деятельности— развитие у детей учеб­ных мотивов и потребностей.У детей дошкольного возраста нельзя сформировать учебную деятельность в таком виде,как о ней говорилось ранее. Воспитатель создает условия для формирования у дошкольников основы учебной деятельно­сти.Успешность формирования учебной деятельности связа­на с уровнем развития ряда психических качеств ребенка.А.П.Усова выделила качества,которые можно рассматриватькак некоторые условия учебной деятельности.К таким каче­ствам относятся умения слушать воспитателя,работать поего указаниям,возможность отделять свои действия от дей­ствий других детей,развитие самоконтроля и др. Учебная де­ятельность является одним из видом познавательной дея­тельности ребенка. Для нее характерны определенные прак­тические и умственные действия.

В подготовке к школе большое значение имеет правиль­ная организация и целенаправленное развитие вниманиядетей в процессе обучения. Следует отметить, что учебная деятельность вообще невозможна без соответствующегоуровня развития внимания.У детей старшего дошкольноговозраста значительное место в деятельности занимает про­извольное внимание. Ребенок способен сконцентрироватьвнимание на выполнении конкретного действия. В этом воз­расте значительно увеличиваются объем и устойчивость вни­мания.Воспитатель детского сада организует учебную дея­тельность ребенка, учит его понимать задания, цели и ус­ловия выполнения познавательных заданий.

Наблюдения за учащимися первых классов показывают,что уровень внимания на уроках в школе зависит от того, насколько учитель использует знания и опыт детей. Там, где учитель опирается на эти знания,внимание детей было достаточно устойчивым,там же, где такой опоры не было,наблюдалась их слабая сосредоточенность.Можно сказать,что продуктивность учебного процесса находится в прямой зависимости от адекватности(соответствия)сложности учеб­ных заданий уровню готовности детей, объему их знаний и опыту.Основное педагогическое условие развития учебной деятельности— специально организованное обучение, в про­цессе которого дети усваивают общие способы и методы ре­шения разных практических и познавательных задач.

Проблема формирования у дошкольников качеств, необ­ходимых для успешного обучения в школе, долго оставаласьдискуссионной. И ученых, и педагогов-практиков волновал вопрос— является ли достаточным физическое и умствен-т ное развитие шестилетних детей для усвоения школьной про­граммы.Исследования последних лет,проведенные педаго­гами,психологами,физиологами,медиками, показывают,что возрастные возможности старших дошкольников обес­печивают усвоение значительного объема знаний из програм­мы начальной школы. Эти выводы свидетельствуют о воз­можности обучения в школе с шести лет.

Научные данные показывают,что у старших дошкольни­ков достаточно развиты зрительные ощущения. Более80% детей хорошо разделяют основные цвета и оттенки, то же самое можно сказать и о развитии восприятия.Почти все детиуверенно воспринимают форму предмета,размер, удален­ность и движение предмета.

Однако ученые отмечают и некоторые особенности сен­сорно-перцептивной организации детей-дошкольников,ко­торые нужно учитывать в процессе обучения математике.Так, в обучении счету сложнее воспринимать количество на слух, чем считать количество предметов,воспринимаемое наглядно. Это обусловлено необходимостью опоры на особое умение согласовывать числительное не с видимым,а с воспринятым на слух показателем,с установлением сложных ассоциаций.

Эти сложные сенсорно-перцептивные процессы связаныс восприятием числовых отношений и действий.Прочитан­ное,услышанное или названное арифметическое действие должно вызывать зрительно-слуховые ассоциации.Вследствиезрительного восприятия или наглядного представления цифра перевоплощается в обобщенный сигнал определенного чис­ла(количества),а также необходимых действий с заданным количеством.

Научные данные раскрывают сложные психологическиемеханизмы восприятия детьми математических действий. Этизакономерности должны знать и учитывать воспитателидошкольных детских учреждений и учителя начальныхклассов,для того чтобы продуктивно осуществлять пре­емственность в обучении и воспитании.

Возраст детей пяти-шести лет наиболее активный,куль­минационный в развитии процесса восприятия,памяти, мышления,представлений.На рубеже старшего дошкольно­го возраста дети достаточно овладевают родной речью,про­являют высокий интерес к познанию всего нового.Усилен-

но развивается центральная нервная система.Это обеспечи­вает значительное усложнение психических функций. Воз­можность анализировать и обобщать представления окружа­ющего способствует успешному развитию умственных про­цессов в целом.

Успешность обучения детей в школе связана не только с наличием у дошкольников определенного объема зна­ний.Даже умение считать и решать задачи не имеет при этом решительного значения. Школьное обучение основ­ные требования предъявляет прежде всего к умственнойдеятельности.В связи с этим уровень развития умствен­ных способностей— один из важных показателей готов­ности ребенка к школе.Нужно учить детей наблюдать,анализировать,обобщать, делать выводы. Интеллектуаль­ные возможности расширяются в процессе активного и целенаправленного ознакомления с объектами и пред­ставлениями окружающего,законами природы,особен­ностями отношений между людьми.

Обучение элементам математической деятельности осу­ществляется на фоне развернутой умственной деятельности детей. Этот процесс — яркая иллюстрация теории И .П.Пав­лова о рефлекторной природе психики,о переходе от чув­ственной ступени познания к логической.Так, выполнениесчетной операции на начальном этапе обучения, как слож­ное умение, опирается на развернутое действие рук,глаз, на называние числительных вслух. Позднее,усовершенству­ясь,операция счета заметно видоизменяется,проходя путьот развернутых способов счета с передвижением предметов,которые считают, к сокращенным приемам указывания на них,называния числительных вслух и завершается устным счетом про себя.

Одним из признаков любого предмета является его раз­мер.Оценивая размер,ребенок не только познает каждый предмет отдельно, но и устанавливает соотношение между ними.Это влияет на формирование обобщенных знаний об окружающем.Любое измерение величины предмета получает числовое выражение.Поэтому развитие представления о раз­мере предметов дает возможность углубить понятие числа. Осознание размеров старшими дошкольниками существен­но влияет на развитие умственных способностей в целом, поскольку требует выполнения действий сравнения,разли­чия,обобщения.

Осуществляя преемственность между детским садом и школой в формировании понятий о размере,нужно учиты-

Преемственность в содержании и методах обучения математике - student2.ru вать одну важную особенность.У детей возникают значи­тельные трудности в использовании конкретных математи­ческих терминов,обозначающих размеры предметов разной протяженности.Чаще всего они используют слова большой и маленький.При характеристике предметов разной длины,высоты,ширины, толщины детям трудно дифференциро­вать соответствующие термины. Более того, научные иссле­дования показывают,что и само словоразмер(величина)не имеет для большинства детей сигнального значения, по­скольку они не понимают его сути. Это обстоятельство сле­дует учитывать и воспитателям, и учителям первых классов,когда они учат детей выделять в плоских предметах протя­женность или наиболее значимую протяженность и пони­мать трехмерность пространственных отношений.

Дети старшего дошкольного возраста уже умеют, хотя и не в полной мере,сдерживать свои импульсивные действия. Игровая,учебная, творческая и трудовая деятельности ха­рактеризуются свободной регуляцией.Во время учебных за­нятий они проявляют организованное поведение.Ребенок целенаправленно решает поставленную перед ним задачу,достигает желаемого результата.При этом заметно проявля­ются такие волевые качества, как настойчивость,инициа­тивность,самостоятельность.Получая задания от взрослых,ребенок пытается проявить свои силы, волю.Такая позна­вательная активность ребенка дает ему возможность в даль­нейшем легче и лучше овладевать знаниями.

Опыт работы в школе свидетельствует о том, что воз­можности обучения воспитанников детских садов значи­тельно выше, чем у детей,которые приходят в школу из семьи.Воспитанники детских садов имеют достаточный опыт произвольного поведения,большой объем матема­тических знаний, достаточно высокий уровень развития познавательных интересов и способностей.А это зависитпрежде всего от организации педагогического процесса в детском саду.

Исследования показывают,что высокий уровень ин­теллектуального развития ребенка не всегда совпадает с его личной готовностью к школе. В ряде случаев в началеобучения в школе у детей отсутствует положительное отно­шение к новому способу жизни, предполагающее соответ­ствующие изменения условий, правил,требований режима обучения,жизни и деятельности в целом. Поэтому в детском саду воспитатели должны также формировать положительноеотношение дошкольников к обучению,которое включает

стремление ребенка достичь нового социального положения, _т. е . стать школьником.Ребенок должен понимать важностьшкольного обучения, уважать учителей и его труд, уважатьстарших товарищей по школе, любить книгу, добросовестноотноситься к ней.

В соответствии с представленными нами ранее показате­лями условно можно выделить три уровня готовности детей к школе.

Кпервому уровню следует отнести детей,которые хо­рошо усвоили программные требования предыдущихгрупп,имеют неплохие навыки в счетной деятельности,обследовании,измерении,делении целого на части, ре­шении задач и т.п. При этом дети подготовительной груп­пы умеют выполнять несложные действия в уме без опо­ры на наглядность,при сравнении предметов по форме пользуются геометрической фигурой как эталоном, уме­ют классифицировать,обобщать, действовать в соответ­ствии с инструкцией педагога, имеют навыки самоконт­роля,проявляют интерес к обучению,умеют работатьсосредоточенно,не отвлекаясь,адекватно использовать математическую терминологию,правильно,качественно,в установленный срок выполнять задания, объективнооценивать свою работу.

Ко второму уровнюможно отнести детей,которые овла­дели программой по математике;имеют определенные на­выки в счетной деятельности,измерении величин, делениицелого на части. Вместе с тем у них недостаточно развита умственная деятельность:им трудно объяснить выбор ариф­метического действия, обобщать и классифицировать;само­контроль у этих детей неустойчивый,они не проявляют ин­тереса к учебной деятельности;математический словарь их беден; самооценка чаще всего занижена, иногда завышена.

Ктретьему уровню относятся дети, слабо усвоившиепрограмму по математике.Эти дети имеют некоторыенавыки в выполнении операций счета,но во всех дру­гих видах математической деятельности имеют слабые на­выки или вообще их не имеют. Дети,принадлежащие к третьему уровню усвоения математических знаний, ощу­щают значительные трудности при выполнении умствен­ных операций сравнения,обобщения,классификации.Эти Дети не проявляют интереса к учебной деятельности,не­правильно используют специальную математическую тер­минологию,часто не могут выполнить задание воспитате­ля,сравнить его с образцом.

Педагогическую работу перед приходом детей в школу следует направить на полную ликвидацию третьего, низ­шего,уровня сформированное™математических знаний, умений и навыков, на достижение достаточно качествен­ной математической подготовки детей к школе.Усилия педагогического коллектива должны обеспечивать форми­рование у детей прочных знаний и умений в объеме «Программы воспитания в детском саду»,развитие речи,мышления,познавательной активности,интересов и спо­собностей.

Вопросы и задания

  1. Покажите актуальность проблемы преемственности в
    работе детского сада и школы в свете основных направлений
    дальнейшего развития образования в стране.
  2. В чем суть основных требований современной началь­
    ной школы к математическому развитию детей старшего
    дошкольного возраста?
  3. На основе сравнительного анализа программ подгото­
    вительной группы и первого класса начальной школы покажи­
    те преемственность в содержании обучения математике.
  4. Во время педагогической практики изучите уровни ма­
    тематической готовности детей к школе, используя зада­
    ния из учебника. Попробуйте объяснить причины недостаточ­
    ного уровня усвоения отдельных знаний и сформированности
    умении. Спланируйте конкретные педагогические меры, кото­
    рые способствовали бы совершенствованию математических
    знаний и умений детей.

5. Изучите план работы детского сада по осуществле­
нию преемственных связей со школой.Раскройте своеобра­
зие отдельных форм работы. Докажите значение совмест­
ной работы детского сада и школы в воспитании у детей
желания учиться.

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ

§ 1.Формы совместной работы детского сада и семьипо вопросам математического развития детей

В последние годы все больше внимания уделяется вопро­сам укрепления семьи и созданию соответствующих условий для выполнения ею задач развития детей.

С каждым годом общество придает большее значение вос­питательным функциям семьи,создает условия для повы­шения образовательного уровня и педагогической культуры родителей.

Основными формами совместной работы детского сада и семьи по вопросам математического развития детей являют­ся доклады и сообщения на родительских собраниях и кон­ференциях;организация выставок наглядных пособий с опи­санием их использования;открытые занятия по математикедля родителей;групповые и индивидуальные консультации,беседы,передвижные папки и т.п.

Основные направления в работе с родителями,в том числе и те, которые относятся к формированию у детей элемен­тарных математических понятий, представлены в годовом плане дошкольного учреждения.При его составлении при­нимают во внимание конкретные условия жизни и воспита­ния детей в семьях,их возрастные и индивидуальныеособенности.План работы обсуждается и утверждается на пе­дагогическом совете. Собственно вопросов математического развития детей в годовых планах дошкольного учреждениянемного,но освещение уровня их математического разви­тия предусматривается в связи с обсуждением различныхпроблем.Например, подготовка детей к школе,организацияпрогулок и экскурсий с детьми, возрастные и индивидуаль­ные особенности детей младшего(среднего или старшего) дошкольного возраста; значение игры в жизни ребенка и многое другое.

Детальнее работа с родителями отображается в кален­дарных планах воспитателей,которые каждый день на­блюдают за детьми, многое могут посоветовать родите­лям.Кроме того,систематическое общение с родителями дает возможность воспитателю дополнить сведения о ре­бенке,найти объективные причины определенных трудно­стей в его математическом развитии .

Наши рекомендации