Наука. Основные особенности научного мышления
Наука – сфера человеческой деятельности, функция которой – выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат – сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира.
Непосредственные цели науки – описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых наукой законов.
Особенности (признаки) научного познания:
1) доказательность;
2) логическая непротиворечивость;
3) подтверждаемость опытом;
4) системность;
5) простота (способность, исходя из сравнительно немногих оснований и не прибегая к произвольным допущениям объяснить наивозможно широкий круг явлений = «бритва Оккама»);
6) воспроизводимость (возможность повторить методы и результаты научного исследования);
7) предсказательная сила (гипотезы и теории должны не только объяснять факты, для объяснения которых они созданы, но и предсказывать новые);
8) преемственность (из новых идей, конкурирующих друг с другом, предпочтительнее та, которая "наименее агрессивна" по отношению к предшествующему знанию);
9) наличие методологии – обоснования применяемых приёмов;
10) формализация, выражающаяся, в первую очередь, в формализации языка науки (научные знания фиксируются в виде точных понятий, принципов, законов).
Функции науки:
1) познавательная;
2) практически-деятельностная;
3) культурная;
4) культурно-мировоззренческая;
5) социальная (исследование жизни и деятельности человека, роль науки в процессе социального развития и управления, определение путей и способов практического использования добытых знаний).
Уровни научного знания: эмпирический и теоретический.
Эмпирический уровень.
Факт (от лат. factum – сделанное, совершившееся) – знание, достоверность которого доказана.
Отдельно существующие вещи не являются фактами. Например: Волга, дождь, Достоевский – это не факты. Фактом является утверждение, фиксирующее определенное свойство или отношение: Волга впадает в Каспийское море; роман «Преступление и наказание» написан Достоевским; идет дождь – это примеры фактов.
Наука никогда не имеет дело с «чистыми» фактами. Знание, полученное эмпирическими методами, нуждается в интерпретации (истолковании), которая всегда исходит из определённых теоретических предпосылок. В этом смысле любой факт имеет смысл только в рамках определённой теории.
Эмпирический закон – закон, справедливость которого была установлена не из теоретических соображений, а из опытных данных.
Теоретический уровень.
1) Проблема – противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для ее разрешения.
2) Гипотеза –1) предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений;
2) форма научного познания.
3) Теория – 1) система основных идей в той или иной отрасли знания; 2) форма научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и существенных связях действительности.
4) Закон – необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями в природе и обществе.
Виды законов:
1) специфические, или частные (напр., закон сложения скоростей в механике);
2) общие для больших групп явлений (напр., закон сохранения и превращения энергии, закон естественного отбора);
3) всеобщие, или универсальные, законы.
Структура научной теории:
1) исходные основания (фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы);
2) идеализированные объекты;
3) логика и методология;
4) совокупность законов и утверждений, выведенных из теории;
5) метатеоретический уровень
Методы научного познания.
Метод – способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи.
Эмпирические методы.
1) Наблюдение – целенаправленное восприятие, обусловленное задачей деятельности.
Основное условие научного наблюдения – объективность, т. е. возможность контроля путем либо повторного наблюдения, либо применения иных методов исследования (напр., эксперимента).
2) Эксперимент – прямое и целенаправленное вмешательство исследователя в состояние изучаемого объекта или процесса, активное воздействие на них с помощью различных средств.
3) Классификация – распределение каких-либо объектов по классам (отделам, разрядам, видам и т. д.) в зависимости от их общих признаков.
4) Измерение.
Теоретические методы:
1) Историческое относится к логическому как процесс развития к его результату. «Анатомия человека – ключ к анатомии обезьяны» (Маркс).
2) Абстрактное и конкретное – различные моменты развития.
Абстрактное– это неразвитое состояние предмета, когда еще не полностью развернулись все его свойства, особенности.
Конкретное – это предмет в его органической целостности, во всем многообразии его сторон и связей.
3) Формализация – способ выражения знаний через знаки искусственного языка.
4) Математизация – внедрение математических методов и достижений математики в другие науки, области знания и сферы человеческой деятельности.
Универсальные методы:
1) Анализ – расчленение (мысленное или реальное) объекта на элементы; анализ неразрывно связан с синтезом.
Синтез – соединение (мысленное или реальное) различных элементов объекта в единое целое (систему).
2) Дедукция – выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному.
Индукция – метод исследования и способ рассуждения от частных фактов, положений к общим выводам.
3) Метод аналогии – это логический прием, с помощью которого, на основе сходства объектов по одним признакам делается вывод об их сходстве и по другим признакам.
4) Моделирование – исследование каких-либо явлений, процессов или систем объектов путем построения и изучения их моделей.
5) Абстрагирование – мысленное выделение существенных свойств и связей предмета и отвлечение от других его свойств и связей, признаваемых «частными», несущественными.
6) Идеализация – процесс идеализации, мыслительное конструирование понятий об объектах, процессах и явлениях, не существующих в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире (напр., «точка», «абсолютно твердое тело», «идеальный газ»).