Объяснение нового материала. Закрепляется определение вычитания
Задание 2 (с. 90) - устно
Закрепляется определение вычитания. Ученики проговаривают:
а) вычесть из числа 51 число 26 — это значит найти число, которое при сложении с числом 26 дает число 51. Это число 25, потому что 25 + 26 = 51; 51-26 = 25;
б) разность чисел 51 и п — это такое число р, которое в сумме с числом п дает число 51: 51 - п=р, р + п = 51 и т. д.
Задание 5 (с. 91)- устно
По схемам составляются простые за решением которых является разность а –в. Например:
а) В классе а детей. Из них в мальчиков, остальные девочки. Сколько девочек в классе?
б) В классе а мальчиков и в девочек. На сколько больше в классе мальчиков, чем девочек?
в) В классе а мальчиков. Это на в больше, чем девочек. Сколько девочек в классе?
Задание 3 (с. 90)
Вычисляется разность. Проверка делается сложением.
Задание 1 (с. 90)
а - в = 385 - 160 = 225 (кг)
а - в = 400 - 132 = 268 (кг)
Закрепление изученного материала
Задание 4 (с.90)
710 - х = 71;
х = 639.
Задание 7 (с. 91)
Рассуждения можно провести, опираясь на рисунок.
_____________________
_________________________________
385 - 250 - 75 = 60 (ц), или
385 - (250 + 75) = 60 (ц).
Задание 8 (с. 91)
Ученики рисуют один квадрат со стороной 5 см, второй — со стороной 8 см. (5 + 3 = 8.) Сравнивают сначала на глаз их периметры и площади, а потом вычисляют.
Р1 = 5 • 4 = 20 (см)
S 1= 5 • 5 = 25 (см2)
32-20 = 12 (см)
Р2 = 8 • 4 = 32 (см)
S 2= 8 • 8 = 64 (см2)
64-32 = 39 (см)
Подведение итогов урока
7. Домашнее задание: № 9, № 10 (1 ст.), стр. 91
математика
Тема: Квадратный метр
Цели: повторить известные единицы площади и соотношения между ними; познакомить с новой единицей площади — квадратным метром.
Организационный момент
2. Устный счёт
Преобразуйте величины:
5км = ...м 697 см = ... м ... см
5 км = ... см 890 см = ... м ... дм
8 т = ... кг 3 сут 5 ч = ... ч
8т =...ц 35 ч = ... сут ... ч
360 мин = ...ч 4697 кг = ...т ... ц ... кг
Задание 6 (с. 93)
При увеличении слагаемого на 40 сумма также увеличится на 40. Чтобы сумма уменьшилась на 40, нужно другое слагаемое уменьшить на 80 (сначала уменьшить на 40, чтобы сумма не изменилась, а потом еще на 40, чтобы сумма уменьшилась).
Сколько прямоугольников в нарисованной на доске фигуре?
Решите задачи:
а) В трех домах живет 400 человек. В первом доме 150 жильцов, во втором — 110. Сколько человек живет в третьем доме?
б) Ширина прямоугольника 20см, это на 10 см меньше, чем его длина. Найдите периметр прямоугольника.
в) Сторона квадрата 20 см. Найдите периметр и площадь квадрата.
Задание 5 (с. 93)
Нужно вспомнить формулу вычисления площади прямоугольника.
В задании даны три задачи на использование этой формулы. Задачи б) и в) — обратные для задачи а).
Сообщение темы и целей урока
Объяснение нового материала
Задание 1 (с. 92)
S = 90 • 40 = 3600 (м2);
Р = (90 + 40) • 2 = 260 (м).
Задание 3* (с. 93)
Р = 2·(а + в);
Р = 1708м;
1708 : 2 = 854 (м) — полупериметр прямоугольника (сумма длины и ширины). Дальше можно использовать чертеж.
(854 + 58): 2 = 456 (м) — длина участка.
Задание 8 (с. 93)
S = а • в.
1) S = 24 м2, а = 6 м, в = 24 : 6 = 4 (м);
2) S = 24 м2, в= 4 м, а = 24 : 4 = 6 (м);
3) а = 6 м, в = 4м, S = 6·4 = 24 (м2).
Закрепление изученного материала
Задание 2 (с. 92)
18 шагов — 10 м
360 шагов — ? м
Сколько раз по 18 шагов содержат 360 шагов?
360 : 18 = 20 (раз).
Значит, расстояние от дома до школы — это 20 раз по 10 м: 10·20 = 200 (м).
Задание 4 (с. 93)
Задание 7 (с. 93)
140; 730; 301; 48; 340; 166.
Задание 9 (с. 93)
Подведение итогов урока
МАТЕМАТИКА
Тема: Устное сложение и вычитание многозначных чисел
Цели: показать устные приемы сложения и вычитания круглых многозначных чисел; закрепить смысл действий сложения и вычитания.
Организационный момент
2. Устный счёт
Вставьте пропущенные числа:
23045 84325 38008 40176
+2Р58РР2480 + 52РР42Р35Р
Р9Р34 5Р8РР РР66Р П4РР1
Математический диктант
▪ Запишите числа 598364, 708002, 64030. Подчеркните одной чертой самое маленькое число из записанных.
▪ Запишите число 30000, а рядом – число, которое ему предшествует.
▪ Запишите число 600000, а рядом число, которое при счёте идёт за ним.
▪ Запишите число 5237., подчеркните, сколько в этом числе всего десятков.
▪ Запишите число 284, увеличьте его в 1000 раз и запишите полученное число рядом.
▪ Запишите число 740010, уменьшите его в 10 раз и запишите полученное число рядом.
▪ Запишите наименьшее четырёхзначное число и число, в 10 раз меньшее.
▪ Запишите наибольшее трёхзначное число и число на 5 единиц большее.
▪ Сколько см в пятой части метра?
Решите задачи:
а) 12 000 поленьев связали в 400 вязанок. Сколько поленьев было в каждой вязанке?
б) Два кресла стоят 120 000р., а 5 стульев — 150 000 р. Во сколько раз стул дешевле кресла?
в) Какое расстояние пробегает зебра за 20 мин, если она двигается со скоростью 900 м/мин? Какое расстояние она пробежит за 20 мин, если ее скорость будет 54 км/ч?
Задание 3 (с. 95)
По диаграмме определяем продолжительность жизни деревьев: яблоня — 100 лет, береза — 150 лет, дуб — 500 лет, сосна — 600 лет.
Задание 4* (с. 95)
Условию задачи соответствует рисунок. Вычисления можно делать разными способами. Например:
1) 400 + 300 + 440 = 1140 (д.) — удвоенное количество всех деревьев;
2) 1140 : 2 = 570 (д.) — количество всех деревьев;
3) 570 - 400 = 170 (елей);
4) 570 - 300 = 270 (лип);
5) 570 - 440 = 130 (сосен)
или
1) 400+ 300 = 700 (д.);
2) 700-440 = 260 (д.) - удвоенное количество сосен
3) 260 : 2 = 130 (сосен).
Задача имеет и другие решения.