Физиологические и психологические механизмы восприятия времени
РАЗВИТИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВРЕМЕНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
ПЛАН
1. Содержание понятия «ориентировка во времени».
2. Значение развития временных представлений у дошкольников.
3. Физиологические и психологические механизмы восприятия времени.
4. Особенности развития временных представлений у детей и методические рекомендации по их формированию в ДОУ.
5. Методика развития представлений о времени.
Содержание понятия «ориентировка во времени»
Слово «время» в переводе с древнерусского славянского языка обозначает вращение — «веремя». Особенности времени:
• текучесть (нельзя остановить);
• необратимость (нельзя повернуть вспять);
• непрерывность (нельзя разбить на отдельные элементы);
• отсутствие наглядности (вызывает основные трудности у детей).
Окружающий нас мир существует во времени. Временными характеристиками природных явлений являются: продолжительность, последовательность, частота, ритм, темп.
Промежутки времени измеряют. Единицей времени выбирается регулярно повторяющийся процесс. Такие единицы времени, как год, сутки, были взяты из природы, а час, минута, секунда придуманы человеком. Все меры времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год) представляют систему временных эталонов, где каждая мера складывается из единиц предыдущей.
В младшей группе дети способны воспринять такие промежутки времени, как части суток (утро, день, вечер, ночь), связывая их со своей деятельностью.
В средней группе необходимо углубить и расширить эти знания и дать понятия «вчера, сегодня, завтра».
В старшей и подготовительной группах можно знакомить детей с днями недели, временами и месяцами года, с календарем.
Параллельно надо развивать «чувство времени» — способность оценивать временные промежутки и ориентироваться во времени без вспомогательных средств. Детей можно познакомить с интервалами в 1, 2, 3, 5, 10 минут, полчаса, час; научить пользоваться часами (песочными и механическими), секундомером.
Значение развития временных представлений у дошкольников
Детям уже в раннем возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени:
• планировать деятельность во времени (сначала — потом);
• менять темп (быстро — медленно) и ритм (часто — редко) своих действий в зависимости от наличия времени;
• правильно обозначать в речи временные понятия;
• определять время по часам;
• измерять временные промежутки и др.
Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, что необходимо ребенку в повседневной жизни и при обучении в школе.
Н. И. Красногорский подчеркивал необходимость развития у детей «чувства времени».
С. Л. Рубинштейн обращала внимание на то, что на правильную оценку длительности времени оказывают три фактора:
• содержание деятельности;
• интерес к деятельности;
• возраст детей.
Ю. Д. Фаусек рекомендовала проводить «уроки тишины» (предложить детям 1 минуту посидеть тихо, закрыв глаза).
Т. Д. Рихтерман предложила систему работы по формированию умения ориентироваться во времени, придавала большое значение выработке «установки на время» (не опоздать, уложиться), чтобы дисциплинировать детей.
Физиологические и психологические механизмы восприятия времени
У человека специального анализатора времени не существует. Различные свойства времени воспринимаются комплексом анализаторов. И. М. Сеченов особое значение придавал слуховым и мышечным ощущениям времени (тягучесть звука, тягучесть мышечного чувства).
«Чувство времени» в раннем возрасте формируется на основе чувственного опыта. И. П. Павлов: «Точность оценки временных интервалов определяется динамикой процессов торможения и возбуждения (результатом условных рефлексов на время)». (Пора кушать — ребенок кричит.)
«Чувство времени» развивается и совершенствуется в процессе специальных упражнений, опираясь на чувственную основу и общепринятые эталоны оценки времени. (Ребенок привыкает к режиму.)
Слово играет особую роль в восприятии и оценке времени. Трудности восприятия времени детьми обусловлены его особенностями: текучестью, непрерывностью, необратимостью, отсутствием наглядности. Время не имеет наглядных форм и воспринимается опосредованно, через движение или чередование каких-либо явлений. Сложно для детей понимание смысла слов, отражающих временные понятия в силу их относительного характера (вчера — сегодня — завтра), так как момент реальности непрерывно передвигается. У ребенка примерно с полутора лет начинается речевое отражение категорий времени (сейчас, сначала, теперь, потом). К пониманию временных промежутков ребенок подходит не ощущением, а размышлением. («Ночь — это когда темно и все спят»). Дети 6—7 лет уже активно пользуются временными наречиями. Лучше усваиваются наречия, обозначающие скорость (быстро, медленно), хуже длительность и последовательность. Процесс речевого выражения временных понятий детей дошкольного возраста находится в стадии непрерывного развития и протекает интенсивнее, если им управлять, и зависит от умственного и речевого развития детей.
Особенности развития временных представлений у детей | Методические рекомендации по формированию временных представлений в ДОУ |
Временные понятия связываются с конкретной деятельностью | Обучение временным понятиям идет не только на занятиях, но и во время режимных процессов. (Например, утром: просыпаются, умываются, делают зарядку, идут в сад. «Доброе утро!») |
Понятия неточного времени могут формироваться только на собственном опыте ребенка | По мере увеличения опыта ребенка, временные представления расширяются, углубляются, уточняются. Даются в такой последовательности: части суток -> сутки -> вчера, сегодня, завтра -» дни недели -> времена года -> месяцы |
Трудности усвоения временных понятий заключаются в отсутствии наглядности | Необходимо создавать модели для наглядности временных понятий и связывать промежутки времени с определенной деятельностью детей и взрослых, природными явлениями и др.: «части суток» -> с режимными процессами и явлениями природы; «вчера, сегодня, завтра» -> с сеткой занятий; «дни недели» -> с порядковым счетом, цветами радуги; «времена года» -> с природными явлениями; «месяцы» -» с праздниками |