Часть 7. Развитие у детей дошкольного возраста ориентировок во времени
Психологи отмечают трудности в восприятии времени и относительно позднее развитие временных представлений у детей дошкольного возраста.
К причинам, обусловливающим эти трудности, относят специфические особенности времени как объективной реальности: его текучесть (любая единица времени не может быть воспринята одновременно в ее начале и конце), его необратимость, отсутствие наглядных форм [20].
Большую роль в восприятии времени детьми играют ритмичные процессы жизнедеятельности, с их правильным чередованием работы и покоя.
Примерно с полутора лет начинается речевое отражение категорий времени. Первоначально появляются наречия, определяющие временную последовательность: сейчас, сначала, теперь. Дети еще плохо владеют грамматическими формами прошедшего и будущего времени, поэтому они смешивают такие временные наречия, как теперь, сейчас, потом.
Для детей дошкольного возраста время уже не исчерпывается настоящим. У дошкольников образуется ясное для конкретных событий представление о прошедшем, настоящем и будущем.
Дети 3—5 лет устанавливают связь между постоянно повторяющимися фактами и соответствующими показателями времени: «Утро — когда встаем, вечер — когда из сада домой забирают».
По мере накопления опыта ориентировки во времени дети устанавливают более существенные признаки, как показатели времени начинают использоваться некоторые объективные явления: «Сейчас уже утро, светло, солнышко встает, а ночь — это когда темно и все спят».
Младшие дошкольники уже более четко локализуют во времени события, обладающие отличительными качественными признаками, эмоциональной привлекательностью, хорошо им знакомые: «Елка — когда зима, поедем на дачу, когда лето» и др.
Наиболее доступными, первоначальными речевыми выражениями категории времени являются нерасчлененные временные отношения. Они обозначаются словами сначала, потом, раньше, позже, затем ребенок начинает пользоваться словами давно и скоро.
Дети 6—7 лет уже активно пользуются временными наречиями. Но не все временные категории осознаются ими и правильно отражаются в речи: лучше усваиваются наречия, обозначающие скорость и локализацию событий во времени, хуже — наречия, выражающие длительность и последовательность [23].
Характер представлений детей дошкольного возраста о времени связан с пониманием ими свойств времени, овладением временными понятиями (сутки, неделя, месяц, год), умением ориентироваться во времени суток по природным явлениям, представлением о причинно-временных зависимостях, о продолжительности временных отрезков и умениями оценивать временные интервалы.
Опыт показывает, что оценка длительности времени зависит от характера деятельности в данный промежуток времени. При оценке ребенком времени, заполненного событиями интересного содержания, его длительность кажется меньше. Время, заполненное мало интересной деятельностью, кажется ребенку более длительным.
У детей дошкольного возраста в условиях целенаправленного обучения формируется первичная практическая ориентировка во времени, чувство времени, начальные представления и понятия о некоторых свойствах времени (объективность, текучесть, периодичность, одномерность), знания об отдельных «временных» эталонах.
Средствами, обеспечивающими обучение детей ориентировке во времени являются накопление социального опыта в различных видах деятельности, художественные средства (картины, фотографии, художественная литература), общественные и природные явления окружающей действительности, модели.
Основными методами и приемами формирования временных представлений у детей четвертого года жизни являются наблюдения, беседы (вопросы), объяснения, показ, художественное слово, упражнения, дидактические игры и др.
У детей младшей группы формируются знания о частях суток и умение различать их в процессе конкретного наблюдения, затем дети закрепляют свои знания о том, что делают взрослые и дети в беседах по картинкам, в сюжетно-дидактических играх и др.
В средней группе следует научить детей различать и правильно употреблять слова: «сегодня», «завтра», «вчера». Можно использовать упражнения с конкретным понятным содержанием: «Сегодня у нас занятие по математике. Какое занятие было у нас вчера? Завтра у нас будет занятие по рисованию (дети повторяют). [23].
Чтобы предоставить детям возможность упражняться в локализации действий и явлений во времени, устанавливать их логическую последовательность, в этой возрастной группе на занятиях можно использовать 2—3 сюжетно связанных картинки. Воспитатель предлагает рассмотреть их, разложить в последовательности.
Понятия «быстро», «медленно» формируются у детей в процессе непосредственных наблюдений за своими действиями и действиями взрослых, животных, птиц и др. Например, гусеница ползла медленно, воробей прыгал быстро.
Для закрепления и уточнения этих знаний можно также использовать картинки, игры: «Вчера, сегодня, завтра», «Придумай предложение со словом, которое я назову».
С целью закрепления приобретаемых детьми знаний используются упражнения и дидактические игры с использованием наглядных пособий (картин, иллюстраций, фотографий).
Начиная со средней группы появляется возможность с этой же целью использовать различные модели. В моделях обычно цветом символизируется один из значимых признаков временного отрезка (части суток, время года, дни недели, месяцы). Обобщенные знаки-модели выступают наглядным материалом как для опосредованного распознания отдельных эталонов, так и для установления последовательности между ними.
Детям 4-х лет предлагаются только плоскостные модели и только одна форма движения — линейная. Ребенок, выкладывая отдельные элементы модели, запоминает названия эталонов времени, чередование, их последовательность.
В конце пятого года жизни детей знакомят с иной формой движения — по кругу. «Круговое движение» подводит ребенка к пониманию непрерывности, текучести времени. Важно показать, что новый день тоже состоит из тех же частей что и прошедший, но это уже не вчерашнее утро и не вчерашний вечер, а совершенно новые. Идет повторение, но на новом «витке», в иных условиях.
В старшей группе особое внимание уделяется обучению различать части суток, определять их последовательность. В этой группе дошкольники должны уметь определять периоды суток, наблюдая не только за трудом людей, но и за положением солнца. На основе непосредственных наблюдений и рассматривания соответствующих репродукций картин детей этой возрастной группы знакомят с явлениями: «заход солнца», «восход солнца», «сумерки», «рассвет».
Детям объясняют, что общая длительность утра, дня, вечера и ночи составляет сутки. На занятиях задания постепенно усложняются, широко используются модели, в том числе и объемные.
Образное описание развития времени может быть представлено в виде раскручивающейся по вертикали спирали, где каждый новый виток как бы повторяет предыдущий, но на более высокой ступени.
По этому принципу создана объемная модель времени в виде спирали, характеризующей путь развития с возвратом к исходным пунктам, но на новой основе. (Е. И. Щербакова, О. А. Фунтикова [24]). Данная объемная модель времени позволила наглядно показать динамику и основные свойства времени: одномерность, необратимость, текучесть и периодичность. Основа объемной модели — спираль, каждый виток которой, в зависимости от решения конкретной дидактической задачи, наглядно показывает движение, изменения процессов, явлений во времени. Для успешного решения разных дидактических задач по ознакомлению детей с разными отрезками времени, с его главными свойствами объемная модель исполнена в виде нескольких спиралей, отличающихся друг от друга размерами и цветовым решением.
Одной из задач в старшей группе является формирование у детей знаний о неделе. Ознакомление дошкольников с днями недели следует соотносить как меру рабочего и выходного времени. В обучении используются дидактические игры: «Назови следующий день», «Назови соседей названного дня» и т. д. Т.Д. Рихтерман предлагает методику ознакомления детей дошкольного возраста с отрывным календарем как общепринятой моделью времени [16].
У детей подготовительной группы расширяются и углубляются знания о времени, его характерных особенностях, таких как объективность, текучесть, периодичность, необратимость.
На примере конкретных ситуаций показывается возможность точного определения времени.
В этой возрастной группе углубляются представления детей о временах года и самой единице — годе, последовательность времен года. Дети усваивают последовательность месяцев, соотносят месяцы и сезоны. Практикуются такие упражнения: «Выложи на круге месяцы, соответствующие весне, лету, осени» и т. д. [23]
Старших дошкольников знакомят с малыми единицами времени — минутой, секундой, часом. Для формирования у них начальных представлений о продолжительности часа, минуты и секунды используются различные часы как приборы для измерения (песочные, механические, электронные и т. д.).