Анализ внеклассного мероприятия. 1. Постановка цели и ее выполнение (для чего это мероприятие?)

1. Постановка цели и ее выполнение (для чего это мероприятие?).

2. Актуальность темы для класса.

3. Подготовка и отбор материала.

4. Полнота раскрытия темы.

5. Изложение темы:

 доступность,

 соответствие возрасту детей,

 логичность,

 научность,

 речь взрослого и детей,

 эмоциональность.

6. Организация внимания учащихся.

7. Организация активной деятельности детей:

 присутствовали _____ человек,

 выступали и участвовали ____ человек.

8. Самостоятельность суждений учащихся:

 полная,

 частичная,

 отсутствует.

9. Воспитательная сторона мероприятия.

10. Интерес к теме у детей:

 полный,

 частичный

 отсутствует.

11. Правильность расчета времени:

 своевременное начало и завершение мероприятия,

 выдержано нормативное время или нет,

 присутствовала ли смена видов деятельности детей.

12. Микроклимат на мероприятии:

 доброжелательность,

 взаимоуважение,

 педагогический такт.

13. Итог мероприятия:

 достигло ли цели полностью,

 достигло ли цели частично,

 не достигло цели.

14. Рекомендации педагогу.

«___»__________200__ года. Оценивал __________________

/_______________/

Технология массового мероприятия

Массовые мероприятия, безусловно, являются эффективными формами библиотечной работы в школьной среде. Именно благодаря им библиотекарь зачастую проявляет себя как творческая личность, профессионал своего дела и воздействует на читателя, привлекая его к книге и чтению. Опыт проведения массовых мероприятий позволяет библиотекарю развивать коммуникативные и конструктивные умения и навыки, оттачивает мастерство, повышает творческий потенциал и профессиональное самосознание.

Открытое массовое мероприятие – это неотъемлемая часть представления опыта и профессионального мастерства педагога-библиотекаря в ходе квалификационных испытаний (аттестации), обобщения опыта работы на педагогических мероприятиях, профессиональных семинарах и курсах. Однако организация и проведение открытого мероприятия далеко не простое дело. Успех его зависит от многих факторов, которые необходимо знать, учитывать и соблюдать, например – выбранная форма должна четко соответствовать содержанию мероприятия.

Массовые мероприятия можно классифицировать по самым разным позициям:

1. Устные и наглядные.

2. Монолог и диалог.

3. Рассчитанные на однородную или разновозрастную (разнонацио­нальную и т.д.) аудиторию.

4. Единичные и комплексные.

5. Уникальные и многоповторяемые.

6. Авторские и по готовому сце­нарию.

7. Проводимые силами библио­текаря и с приглашением других педагогов или специалистов других областей (актеры, журналисты и др.).

Немаловажное значение имеют составляющие мероприятия: способы и приемы подготовки, формы проведения, тематическая направленность, возрастной диапазон, масштабность.

Надо знать и соблюдать определенные требования к мероприятию:

1. Понимать и четко формулировать педагогическую цель мероприятия (комплексно: обучение, воспитание, развитие).

2. Cпланировать этапы мероприятия.

3. Организовать подготовку в соответствии с поставленной целью.

4. Выбрать оптимальный материал с учетом основных целей, методов и приемов на каждом этапе мероприятия.

5. Продумать все, что может обеспечить четкость проведения мероприятия.

6. Выбрать оптимальные ритм и темп проведения в соответствии с настроением.

7. Предусмотреть элементы неожиданности, «изюминки».

8. Обеспечить разнообразие форм и творческий характер деятельности участников.

9. Выстроить взаимосвязь этапов, связь данного мероприятия с предыдущими и последующими (если таковые предусмотрены).

Массовое мероприятие пройдет успешно, если тщательно спланировать его организацию и подготовку на трех основных этапах.

Подготовительный этап

· Определение темы, постановка целей, уточнение ­аудитории.

· Составление плана.

· Определение хода и содержания мероприятия.

· Анализ и подбор литературы, приобретение, если необходимо, или поиск в других библиотеках.

· Составление рекомендательного списка.

· Определение методов и приемов.

· Разработка сценария.

· Подготовка дидактического и раздаточного материала, атрибутов, реквизита.

· Изготовление наглядного материала, плакатов и т.д.

· Проведение бесед, обзоров, лекций по теме.

· Определение участников (актеров, ведущих, судей и т.д.).

· Подготовка и распределение заданий, объяснение условий, правил или распределение ролей.

· Приобретение призов, грамот.

· Определение места, времени, даты проведения.

· Согласование с администрацией.

· Решение организационных вопросов.

Коррекционный этап

· Организация книжной выставки.

· Подготовка оформления.

· Подготовка и проверка оборудования и технических средств.

· Репетиция, корректировка сценария, генеральная репетиция.

· Объявление.

· Приглашение зрителей, гостей.

Основной этап

· Оформление кабинета, зала.

· Установка оборудования, технических средств.

· Проведение мероприятия.

· Подведение (оглашение) итога.

· Анализ проведенного мероприятия (самоанализ).

· Возможное обсуждение коллегами, гостями.

· Описание опыта или разработка методических рекомендаций.

· Распространение опыта работы (проведение открытого мероприятия или семинара).

· Обобщение опыта работы в СМИ.

Мероприятие пройдет результативно, если соблюдать основные требования к нему:

· Актуальность тематики.

· Адекватность содержания (соответствие теме).

· Практическая направленность (советы должны быть реальны и выполнимы).

· Ориентация на соответствующую аудиторию (темы, содержание, манеры подачи).

· Доказательность позиции (подтверждение цифрами, фактами, примерами).

· Лаконичность, ясность, доступность, четкость.

· Тщательность подготовки.

· Желательная системность мероприятий (по теме, контингенту).

Успех зависит и от самого ведущего (педагога, библиотекаря). Слагаемыми успеха являются:

· Умение войти в контакт с участниками.

· Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

· Осведомленность по теме и эрудиция.

· Культура речи и культура поведения.

· Педагогический такт.

· Способность творчески разрешать нестандартные ситуации.

Наиболее приемлемыми для достижения цели массового мероприятия можно считать следующие методы:

· Побуждение (совместное творчество; подготовка мероприятия творческой группой).

· Обращение к личному опыту (обсуждение темы, проблемы, ситуации, статьи, выставки; выполнение задания, социальных ролей; самостоятельная работа с источником или библиотечным аппаратом; тестирование; анализ жизненных ситуаций на основе личного опыта).

· Убеждение (подача значимой и объективной информации).

Существует множество форм работы в ходе мероприятия: практическая, монологическая, диалогическая, наглядная, словесная, объяснительно-иллюстративная, репродуктивная и другие. Главное, надо учесть, что выбранные формы должны соответствовать следующим моментам:

· Воспитательным и образовательным принципам, целям и задачам.

· Возрастным особенностям детей.

· Уровню подготовленности школьников.

· Конкретным условиям.

· Отведенному времени.

· Возможностям ведущего.

· Возможностям книжного фонда, библиотечного аппарата, оснащенности техническими средствами и т.д.

Наши рекомендации