Анализ внеклассного мероприятия. 1. Постановка цели и ее выполнение (для чего это мероприятие?)
1. Постановка цели и ее выполнение (для чего это мероприятие?).
2. Актуальность темы для класса.
3. Подготовка и отбор материала.
4. Полнота раскрытия темы.
5. Изложение темы:
доступность,
соответствие возрасту детей,
логичность,
научность,
речь взрослого и детей,
эмоциональность.
6. Организация внимания учащихся.
7. Организация активной деятельности детей:
присутствовали _____ человек,
выступали и участвовали ____ человек.
8. Самостоятельность суждений учащихся:
полная,
частичная,
отсутствует.
9. Воспитательная сторона мероприятия.
10. Интерес к теме у детей:
полный,
частичный
отсутствует.
11. Правильность расчета времени:
своевременное начало и завершение мероприятия,
выдержано нормативное время или нет,
присутствовала ли смена видов деятельности детей.
12. Микроклимат на мероприятии:
доброжелательность,
взаимоуважение,
педагогический такт.
13. Итог мероприятия:
достигло ли цели полностью,
достигло ли цели частично,
не достигло цели.
14. Рекомендации педагогу.
«___»__________200__ года. Оценивал __________________
/_______________/
Технология массового мероприятия
Массовые мероприятия, безусловно, являются эффективными формами библиотечной работы в школьной среде. Именно благодаря им библиотекарь зачастую проявляет себя как творческая личность, профессионал своего дела и воздействует на читателя, привлекая его к книге и чтению. Опыт проведения массовых мероприятий позволяет библиотекарю развивать коммуникативные и конструктивные умения и навыки, оттачивает мастерство, повышает творческий потенциал и профессиональное самосознание.
Открытое массовое мероприятие – это неотъемлемая часть представления опыта и профессионального мастерства педагога-библиотекаря в ходе квалификационных испытаний (аттестации), обобщения опыта работы на педагогических мероприятиях, профессиональных семинарах и курсах. Однако организация и проведение открытого мероприятия далеко не простое дело. Успех его зависит от многих факторов, которые необходимо знать, учитывать и соблюдать, например – выбранная форма должна четко соответствовать содержанию мероприятия.
Массовые мероприятия можно классифицировать по самым разным позициям:
1. Устные и наглядные.
2. Монолог и диалог.
3. Рассчитанные на однородную или разновозрастную (разнонациональную и т.д.) аудиторию.
4. Единичные и комплексные.
5. Уникальные и многоповторяемые.
6. Авторские и по готовому сценарию.
7. Проводимые силами библиотекаря и с приглашением других педагогов или специалистов других областей (актеры, журналисты и др.).
Немаловажное значение имеют составляющие мероприятия: способы и приемы подготовки, формы проведения, тематическая направленность, возрастной диапазон, масштабность.
Надо знать и соблюдать определенные требования к мероприятию:
1. Понимать и четко формулировать педагогическую цель мероприятия (комплексно: обучение, воспитание, развитие).
2. Cпланировать этапы мероприятия.
3. Организовать подготовку в соответствии с поставленной целью.
4. Выбрать оптимальный материал с учетом основных целей, методов и приемов на каждом этапе мероприятия.
5. Продумать все, что может обеспечить четкость проведения мероприятия.
6. Выбрать оптимальные ритм и темп проведения в соответствии с настроением.
7. Предусмотреть элементы неожиданности, «изюминки».
8. Обеспечить разнообразие форм и творческий характер деятельности участников.
9. Выстроить взаимосвязь этапов, связь данного мероприятия с предыдущими и последующими (если таковые предусмотрены).
Массовое мероприятие пройдет успешно, если тщательно спланировать его организацию и подготовку на трех основных этапах.
Подготовительный этап
· Определение темы, постановка целей, уточнение аудитории.
· Составление плана.
· Определение хода и содержания мероприятия.
· Анализ и подбор литературы, приобретение, если необходимо, или поиск в других библиотеках.
· Составление рекомендательного списка.
· Определение методов и приемов.
· Разработка сценария.
· Подготовка дидактического и раздаточного материала, атрибутов, реквизита.
· Изготовление наглядного материала, плакатов и т.д.
· Проведение бесед, обзоров, лекций по теме.
· Определение участников (актеров, ведущих, судей и т.д.).
· Подготовка и распределение заданий, объяснение условий, правил или распределение ролей.
· Приобретение призов, грамот.
· Определение места, времени, даты проведения.
· Согласование с администрацией.
· Решение организационных вопросов.
Коррекционный этап
· Организация книжной выставки.
· Подготовка оформления.
· Подготовка и проверка оборудования и технических средств.
· Репетиция, корректировка сценария, генеральная репетиция.
· Объявление.
· Приглашение зрителей, гостей.
Основной этап
· Оформление кабинета, зала.
· Установка оборудования, технических средств.
· Проведение мероприятия.
· Подведение (оглашение) итога.
· Анализ проведенного мероприятия (самоанализ).
· Возможное обсуждение коллегами, гостями.
· Описание опыта или разработка методических рекомендаций.
· Распространение опыта работы (проведение открытого мероприятия или семинара).
· Обобщение опыта работы в СМИ.
Мероприятие пройдет результативно, если соблюдать основные требования к нему:
· Актуальность тематики.
· Адекватность содержания (соответствие теме).
· Практическая направленность (советы должны быть реальны и выполнимы).
· Ориентация на соответствующую аудиторию (темы, содержание, манеры подачи).
· Доказательность позиции (подтверждение цифрами, фактами, примерами).
· Лаконичность, ясность, доступность, четкость.
· Тщательность подготовки.
· Желательная системность мероприятий (по теме, контингенту).
Успех зависит и от самого ведущего (педагога, библиотекаря). Слагаемыми успеха являются:
· Умение войти в контакт с участниками.
· Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.
· Осведомленность по теме и эрудиция.
· Культура речи и культура поведения.
· Педагогический такт.
· Способность творчески разрешать нестандартные ситуации.
Наиболее приемлемыми для достижения цели массового мероприятия можно считать следующие методы:
· Побуждение (совместное творчество; подготовка мероприятия творческой группой).
· Обращение к личному опыту (обсуждение темы, проблемы, ситуации, статьи, выставки; выполнение задания, социальных ролей; самостоятельная работа с источником или библиотечным аппаратом; тестирование; анализ жизненных ситуаций на основе личного опыта).
· Убеждение (подача значимой и объективной информации).
Существует множество форм работы в ходе мероприятия: практическая, монологическая, диалогическая, наглядная, словесная, объяснительно-иллюстративная, репродуктивная и другие. Главное, надо учесть, что выбранные формы должны соответствовать следующим моментам:
· Воспитательным и образовательным принципам, целям и задачам.
· Возрастным особенностям детей.
· Уровню подготовленности школьников.
· Конкретным условиям.
· Отведенному времени.
· Возможностям ведущего.
· Возможностям книжного фонда, библиотечного аппарата, оснащенности техническими средствами и т.д.