Показатели транспортных пассажиропотоков
Поездка от пункта отправления i до пункта прибытия j будет именоваться корреспонденцией (i, j). Количество Qij корреспонденций (маршрутных поездок) между всеми остановочными пунктами отправления i и прибытия j можно представить квадратной матрицей корреспонденции (поездок). Каждой корреспонденции (i, j)может быть поставлено в соответствие расстояние поездки lij, затраты времени tij и др.
В зависимости от взаимного расположения пассажирообразующих и пассажиропоглощающих пунктов создается направленное движение пассажиров – пассажиропоток. Пассажиропоток в заданном сечении дороги (одного или нескольких маршрутов) характеризуется числом пассажиров, перевезенных за рассматриваемый период времени. Сосредоточение и рассредоточение пассажиров в определенных пунктах (на остановках, автовокзалах) характеризуются объемом перевозок пассажиров, измеряемым числом прибывающих и убывающих пассажиров. Пассажирооборотом называют транспортную работу, измеряемую в пассажиро-километрах.
Среднюю дальность поездок пассажиров на транспортной сети определяют по результатам обследования пассажиропотоков. Для города ее определяют по эмпирической формуле
,
где а, b – коэффициенты, установленные по результатам обследования пассажиропотоков; kпл – коэффициент, учитывающий планировочную структуру города; Fг – площадь города, км2.
Значение а для обычных автобусных сообщений можно принять равным 1,3 для скоростных и 1,8 для экспрессных, и независимо от вида сообщений b может быть принято равным 0,258. Коэффициент, учитывающий планировочную структуру города и структуру магистралей, можно принимать по табл. 6.2.
Т а б л и ц а 6.2
Коэффициенты планировочной структуры
Характеристика планировочной структуры | Коэффициент kпл | |
города | улиц города | |
1. Линейная с поперечным отно- сительно главных магистралей размещением центров тяготе- ния населения 2. Компактная с центрическим размещением основных цент- ров тяготения 3. Компактная с продольным от- носительно главных магистра- лей размещением центров тя- готения населения 4. Линейная с продольным отно- сительно главных магистралей размещением центров тяготе- ния населения | Прямоугольная или близкая к ней Радиальная или радиально-кольцевая Прямоугольная Радиальная или радиально-кольцевая Прямоугольная или пря-моугольно-диагональная Прямоугольная или близ-кая к ней по структуре сетка улиц | 0,6…0,9 0,7…1,1 0,8…1,2 0,9…1,4 1,2…1,6 1,2…1,6 |
Распределение пассажиропотоков
По длине маршрута
Решение задач организации пассажирских перевозок связано с анализом распределения пассажиропотока по длине маршрутов в прямом и обратном направлениях, наглядно представляемое в виде графической схемы (рис. 6.1).
Рис. 6.1. Картограмма пассажиропотоков одного
из автобусных маршрутов:
а – с 6 до 7 ч; б – с 8 до 9 ч; в – с 9 до 10 ч.
Стрелки означают направление пассажиропотоков на маршруте
Неравномерность пассажиропотока по участкам маршрута оценивают коэффициентом неравномерности пассажиропотока по длине (участкам) маршрута , где Qп.чmax – максимальный пассажиропоток наиболее загруженного участка маршрута или группы участков; – средняя напряженность пассажиропотока.
Средняя напряженность пассажиропотока одного направления , где Qп.чi – пассажиропоток на i-м участке маршрута
(i = 1, 2,..., n); n – число участков (перегонов) маршрута; li – длина i-го участка маршрута.
Неравномерность пассажиропотоков по часам суток характеризуется коэффициентом неравномерности пассажиропотоков по часам суток , где Qч.рmax – число пассажиров, перевозимое в наиболее загруженный час работы автобусов; Qч.р – среднее число пассажиров, перевозимое за час работы автобусов. Для средних городов коэффициент неравномерности по часам суток равен 1,5…2,0.
Характерные закономерности наблюдаются и в колебаниях пассажиропотоков по месяцам и дням недели. Первые зависят от факторов сезонного характера. Вторые определяются режимом работы предприятий и организаций. Для крупных городов коэффициент неравномерности пассажиропотока по дням недели равен 1,15…1,2, по месяцам – 1,1…1,2.
Соотношение длины рейса lр и среднего расстояния поездки пассажира lп определяет сменность пассажиров, характеризуемую коэф-фициентом сменности пассажиров Kсм = lр / lп.
Объем выполняемых пассажиро-километров: Pр = Qlп ,где Q – число перевезенных пассажиров.
Средний пассажиропоток на маршруте Qп.ч-ср = Qч.р-срlп/lp или
Qп.ч-ср = Qч.р-ср/ Kсм.