Термиhологический миhимум 4 страница
6. Определить морфемный состав анализируемого слова.
7. Определить и записать фонемный состав слова по МФШ.
· Пример фонемного (фонологического) разбора
1. Яз`ык.
2. [йиэз`ык].
3. Анализ позиции фонем (звуков) в слове:
ü [й] – согласный, слабая позиция перед безударным гласным звуком;
ü [иэ] – гласный, слабая позиция по безударности;
ü [з] – согласный, сильная позиция перед гласным звуком;
ü [ы] – гласный, сильная позиция;
ü [к] – согласный, слабая позиция абсолютного конца слова.
ü [йиэз`ык]
4. ЛФШ: <jиз`ык>.
5. Характеристика фонем по ЛФШ:
ü <j> – согласная фонема, щелевая, среднеязычная, сонорная, мягкая непаpная, фонема <j> в звуке [й] частично оглушена;
ü <и> – гласная фонема, безудаpная переднего ряда, верхне-среднего подъема, нелабиализованная, фонема <и> в звуке [иэ] редуцирован: редукция качественная (сдвиг по подъему – средне-верхний подъем) и количественная (первая степень редукции, т.к. это первый предударный слог);
ü <з> – согласная фонема, щелевая, переднеязычная, звонкая паpная (<з> – <с>), твеpдая паpная (<з> – <з’>), не отличается от основного варианта фонемы, т.к. звук [з] стоит в сильной позиции перед гласным звуком;
ü <`ы> – гласная фонема, удаpная, среднего ряда, верхнего подъема, лабиализованная, стоит в сильной позиции (под ударением, после твердого согласного), не отличается от основного варианта фонемы;
ü <к> – согласная фонема, взрывная, заднеязычная, глухая паpная (<к> – <г>), твеpдая паpная (<к> – <к’>), слабая позиция абсолютного конца слова, частичное оглушение.
6. Язык – состоит только из корня -язык-.
7. МФШ: <j’О//’Э//’Аз`ик>
ü [й] – вариант < j >, т.к. сильная позиция – перед гласным;
ü [иэ] – архифонема <’О//’Э//’А>, т.к. звук [иэ]нельзя поставить под ударение; в этой позиции нейтрализованы фонемы <’Э>, <’О>, <’А>: леса – лес, несу – нёс, мясной – мясо;
ü [з] – <з>, т.к. сильная позиция – перед гласным;
ü [ы] – <и >, т.к. нет самостоятельной фонемы <ы>;
ü [к] – <к>, т.к. <jизыкá>.
1.3 ГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА
· Основные понятия. Графика – это часть письменной системы языка, которая служит для передачи звучащей речи на письме. Она представляет собой совокупность всех буквенных и небуквенных знаков письма (знак ударения, крышечка над буквой Й и т.п.). В русском алфавите 33 буквы: 10 букв передают гласные звуки (А, Я, О, Ё, Э, Е, У, Ю, И, Ы), 21 – согласные (Б, В, Г, Д, Й, Ж, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ), 2 (Ъ, Ь) – не обозначают звуков вообще.
Графика определяет соотношение письменных знаков с незначимыми (не обладающими значением) единицами звучащей речи – звуками, фонемами, слогами.
Русская буквы в конкретном слове может передавать:
ü 1 звук (мама: м – [м], а – [á], м – [м], а – [ъ]);
ü дифференциальный признак звука (буква е в слове резкий передает звук [э] и одновременно указывает на мягкость согласного звука [р]);
ü не обозначать звуков вообще, например, Ь в существительном мышь не указывает на мягкость [ш].
Иногда один звук передается несколькими буквами: например, долгий звук [Ш] передается двумя согласными буквами: сшить; [Ш мягкое долгое] – сочетанием ЗЧ: резче.
Русские буквы могут быть однозначными и многозначными, т.е. передавать один или несколько звуков / фонем. Так, буква Й всегда передает одну фонему <j>, которая может воплощаться в двух вариантах: [j] и [й]; это однозначная буква по соотношению с фонемами русского языка и многозначная по соотношению со звуками. Буква Г может передавать звуки: [г] (могу), [г’] (гибель), [к] (мог), [х] (легко), [в] (его, какого). Первые 2 значения являются основными (именно для обозначения этих фонем была создана данная буква), остальные – неосновными: они не обусловлены основным принципом русской графики.
Основной принцип русской графики – слоговой: парные по твердости/мягкости согласные фонемы передаются сочетанием одной и той же согласной буквы (всего 21 буква) и гласной буквы или наличием/отсутствием Ь.
На мягкость согласной фонемы указывают Ь или буквы Я, Е, Ё, Ю, И после согласной буквы: конь, ларь, мясо, село, вёл, утюг, синий; на твердость – гласные А, Э, О, У, Ы: мало, сэр, село, кура, сыр.
Если согласные звуки – парные по твердости/мягкости, то отсутствие Ь после обозначающих их согласных букв – признак твердости согласного: сыр[сыр].
Если согласные звуки являются непарными по твердости/мягкости, то отсутствие после них гласной буквы или Ь свидетельствует об их основной характеристике в этом аспекте, например, отсутствие гласной после конечной Ж в слове нож – признак того, что согласный [ж] твердый; отсутствие Ь после Ч в ночной – признак того, что звук [ж] всегда мягкий.
Иногда в русской графике встречаются отступления от слогового принципа, например, буква И должна указывать на мягкость предшествующего согласного, но в слове жизнь, ширь звуки [ж] и [ш] всегда твердые. В заимствованном слове сонет буква Е должна указывать на мягкость согласного звука [н’], но в данном слове буква Н произносится твердо: [сΛн´эт].
Для определения соответствия или несоответствия написания слова слоговому принципу необходимо выделить графические слоги. Это не то же самое, что фонетические слоги. Графический слог– это сочетание согласной буквы и графического элемента, указывающего на твердость или мягкость обозначаемого (предыдущего) согласного, т.е. наличие или отсутствие рядов гласных букв (А, О, Э, У, Ы или Я, Ё, Е, Ю, И) и мягкого знака.
В русском языке можно выделить следующие виды графических слогов:
ü Согласная + соответствующая гласная буква: во-да, мя-та, бе-се-да, ча-що-ба, Нь –ью-Йо-рØ-кØ;
ü Согласная + мягкий знак: но-чь, ро-жь, ве-сь-ма;
ü Согласная + ноль буквы: ро-тØ, со-нØ-мØ, сØ-то, ма-йØ;
ü Ноль буквы + гласная нейотированная буква: Øэ-то, Øо-кØ-но;
ü Ноль буквы + гласная йотированная буква: Øя-ма, Øе-ль, Øё-лØ-ка, мо-Øё, мо-Øя;
ü Ь и Ъ + йотированная гласная буква: ру-чь-ьи или ру-чØ-ьи, по-дØ-ъе-зØ-дØ.
· План графического анализа слова
1. Записать слово в графической форме.
2. Сделать его фонетическую и фонемную (по ЛФШ) транскрипции.
3. Выписать буквы в столбик и охарактеризовать каждую букву:
ü Записать название буквы и фонему, которую обозначает (по ЛФШ);
ü Определить, какую фонему (по ЛФШ) обозначает буква в данном слове;
ü Определить, однозначна или многозначна буква в системе русской графики (доказать примерами) – по соотношению с фонемами (ЛФШ), а не звуками;
ü Определить, в основном или неосновном значении она определена.
4. Выявить графические слоги.
5. Охарактеризовать каждый слог с точки зрения его соответствия или несоответствия слоговому принципу русской графики. Объяснить отступления от слогового принципа.
· Примеры графического анализа слова
Пример 1
1. Hочевки
2. [нΛчóфк’и].
ЛФШ: <начóфк’и>
3. Характеристика букв:
н (эн) – в данном слове обозначает фонему <н>; в системе языка многозначна: <н> (нос), <н’> (нёс); основное значение;
о (о) – в данном слове обозначает фонему <а>; в системе языка многозначна: <0> (рог), <а> (молоко), <ы> (жокей); неосновное значение;
ч (че) – в данном слове обозначает фонему <ч>; в системе языка однозначна; основное значение;
е (йэ) – в данном слове обозначает фонему <о>; в системе языка многозначна: <э> (серый), <и> (сереть), <о> (он нес), <ы> (лежебока); неосновное значение;
в (вэ) – в данном слове обозначает фонему <ф>; в системе языка многозначна: <в> (вор), <в’> (вера). <ф> (ров), <ф’> (явь) ; неосновное значение;
к (ка) – в данном слове обозначает фонему <к’>; в системе языка многозначна: <к> (кот), <к’> (кит), <г> (могбы); основное значение;
и (и) – в данном слове обозначает фонему <и>; в системе языка многозначна: <и> (пир), <ы> (жир),<jи> (ручьи); основное значение.
4. Слоговой принцип:
ü Графические слоги: но-че-вØ-ки.
ü Написание всех слогов соответствует слоговому принципу русской графики.
Пример 2
1. Чащоба
2. [чΛш’óбъ].
ЛФШ: <ча ш’óба>
3. Характеристика букв:
ч (че) – в данном слове обозначает фонему <ч>; в системе языка однозначна; основное значение;
а (а) – в данном слове обозначает фонему <а>; в системе языка многозначна: <а> (нас), <ы> (жакет), <и> (чащоба); основное значение;
щ (ща) – в данном слове обозначает фонему <ш’ долгое>; в системе языка однозначна; основное значение;
о (о) – в данном слове обозначает фонему <о>; в системе языка многозначна: <0> (рог), <а> (молоко), <ы> (жокей); основное значение;
б (бэ) – в данном слове обозначает фонему <б>; в системе языка многозначна: <б> (бор), <в’> (беда), <п> (рыб), <п’> (рябь); неосновное значение;
а (а) – в данном слове обозначает фонему <а>; в системе языка многозначна: <а> (нас), <ы> (жакет), <и> (чащоба); основное значение.
4. Слоговой принцип:
ü Графические слоги: ча-що-ба.
ü Написание двух первых слогов не соответствует слоговому принципу русской графики: буквы А и О должны указывать на твердость предшествующего согласного, но согласные <ч> и <ш’ долгое> всегда мягкие.
ü Написание третьего графического слога соответствует слоговому принципу русской графики: буква А должна указывать на твердость согласного Б, он твердый.
1.4 ОРФОГРАФИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СЛОВА
· Основные понятия. Русская орфография – это принципы и конкретные правила использования графических средств, используемых для передачи звучащей речи на письме.
Орфография определяет написание значащих (т.е. имеющих значение) единиц звучащей речи: морфем (приставок, корней, суффиксов), слов – слитно, раздельно, через дефис; классов слов – правописание имен собственных и нарицательных.
По соотношению буквы и обозначаемой фонемы выделяется 5 типов написания:
1. Опорные написания;
2. Фонетические проверяемые;
3. Фонетические непроверяемые;
4. Нефонетические проверяемые;
5. Нефонетические проверяемые.
Первые 3 типа написаний являются фонетическими, т.е. буква употребляется в одном из своих основных значений, последние 2 – нефонетическими, т.е. буква используется в одном из неосновных значений. Например, в слове ночевки к фонетическим написаниям относятся буквы Н, Ч, К, И, т.к. они использованы в основных значениях для передачи – соответственно – фонем <н>, <ч>, <к’>, <и>;к нефонетическим – буквы О и Е, которые обозначают фонемы <а> и <ó>, не соответствующие их основным значениям.
Опорные написания – это буквы, употребленные в основном значении и передающие фонемы, стоящие в сильной позиции. Например, в слове ночевки к опорным написаниям относятся буквы Н, Ч, К.
Фонетические написания– это буквы, употребленные в основном значении и передающие фонемы, стоящие в слабой позиции, одни из которых могут быть проверены, другие – нет. Например, в слове ночевки к фонетическим проверяемым написаниям относятся букву И(носки).
Нефонетические написания– это буквы, употребленные в неосновном значении и передающие фонемы, стоящие в слабой позиции, одни из которых могут быть проверены, другие – нет. Например, в слове ночевки к нефонетическим проверяемым написаниям относятся буквы О (ночь) и В (ночевать), к нефонетическим непроверяемым – Е: невозможно суффикс –ева- поставить под ударение (под ударением может быть только суффикс –ова-: бракованный).
Большая часть правил русской орфографии регулирует написание морфем и слов. В этой области она опирается на 4 принципа: морфологический (= морфемный, морфонологический, фонемный), фонетический, традиционный (исторический) и дифференцирующий.
Морфологический (=морфемный, морфонологический, фонемный) принцип касается тех морфем, которые имеют только один вариант написания, который соответствует опорным и фонетическим проверяемым написаниям. Такие написания не отражают на письме варианты фонем, появляющиеся в слабых позициях. Например, корень мам-, пап-, баб-, дед-, дом-, уч- всегда пишутся одинаково, с опорой на фонемный состав в сильной позиции.
Фонетический принцип охватывает морфемы, которые имеют несколько вариантов написания, отражающих живые позиционные чередования фонем. Такие написания отражают на письме варианты фонем, появляющиеся в слабых позициях. Например, на этом принципе основано написание приставки раз-/рас-/роз-/рос-, отражающей такие фонетические чередования, как оглушение звонкого согласного [з] перед глухим согласным корня (роспись, розвальни) и аканье – замена ударного звука [о] (роспись, розвальни) в безударном положении на [а] (расписаться, развалиться).
Традиционный (исторический) принципрусской орфографии касается написания тех морфем, которые имеют один или несколько вариантов написания, отражающих исторические чередования фонем или особенности развития языка на разных этапах его развития. Такие написания опираются на непроверяемые фонетические и нефонетические написания. Так, к традиционным написаниям относится написание –его/-ого в окончаниях прилагательных и причастий, корня ход-/хожд-/ хож-/хаж- , отражающее исторические чередования д//ж//жд и ó//á, и под.
Дифференцирующий принцип русской орфографии охватыаает морфемы и слова, которые имеют разные написания, позволяющие разграничивать омофоны (ожег – глагол, ожог – имя существительное; вареный – отглагольное прилагательное, варенный – причастие, бос – краткая форма от босой, босс– имя существительное; итак – и так, почему – по чему и под.) или разные классы слов (имена собственные и имена нарицательные: слава – Слава, любовь – Любовь и под.).
· План орфографического анализа слова
1. Записать слово в графической форме.
2. Сделать его фонетическую и фонемную (по ЛФШ) транскрипции.
3. Подчеркнуть сильные позиции фонем, оставив слабые неподчеркнутыми.
4. Выделить фонетические и нефонетические написания, отметив их над буквой крестиком или минусом.
5. Определить конкретный тип написания (от 1 до 5).
6. Разбить слово на морфемы.
7. Выделить варианты написания каждой морфемы и причины их появления. Сделать вывод о типе написания каждой морфемы.
· Примеры орфографического анализа слова
Пример 1
1. Hочевки
2-3. [нΛчóфк’и].
ЛФШ: <начóфк’и>
4. + – + – – + +
н о ч е в к и
5. 1 4 1 5 4 1 2, т.к. ночь, ночевать, носки; написание е проверить нельзя.
6. МА: ноч-ев-к-а
7. Принцип написания морфем
ü Ноч-: имеет 2 варианта написания ночь и ноч-, появление которых обусловлено слоговым принципом русской графики: ь указывает на мягкость согласной фонемы <ч>. Написание ь после ч избыточно, т.к. фонема <ч> всегда мягкая, но закреплено исторически. Значит, корень ночь/ноч- пишется по традиционному (историческому) принципу.
ü -ев-:суффикс-ев-имеет 3 написания:-ев-/–ева-/-у-(ночевка, ночевать, ночую), обусловленные историческими чередованиями. Значит, суффикс -ев-/-ева-/-у- пишется по традиционному (историческому) принципу.
ü -к-:суффикс–к-имеет 2 написания: -к-/-оч-(ночевочка), отражающие исторические чередования к//ч и о//ноль звука. Значит, суффикс -к-/-оч- пишется по традиционному (историческому) принципу.
ü -и: окончание -и имеет 2 варианта написания -и/-ы, появление которых связано со слоговым принципом русской графики – отражением твердости/мягкости предшествующей согласной фонемы на письме: носки – сыры. Это фонетическое написание.
Пример 2
1. Яз`ык.
2-3. [й иэ з`ык]
ЛФШ : <jиз`ык>
4. – + + +
Я з ы к
5. 5 1 1 2, т.к. можно проверить написание к (языка) и нельзя – я.
6. МА: язык –
7. Корень имеет написания язык-/языч-, появление вариантов написания обусловлено историческим чередованием к//ч, значит, это историческое написание.
1.5 УПРАЖНЕНИЯ ПО ФОНЕТИКЕ, ФОНОЛОГИИ, ГРАФИКЕ, ОРФОГРАФИИ
1.5.1 Фонетика и фонология
Упражнение 1.Обозначьте в словах ударение. Укажите, какие слова не имеют самостоятельного ударения, к какому слову они примыкают.
Мимо в облаках горячей пыли, выбеленная солнцем, как известью, летела Россия, поля и степи, города и села. По дорогам тянулись обозы, грузно сворачивая с дороги к переездам, и с бешено несущегося поезда казалось, что возы стоят не двигаясь, а лошади поднимают и опускают ноги на одном месте. (Б. Пастернак)
Упражнение 2. Определите, несут ли на себе ударение выделенные слова.
А знаешь ли, с каким великолепным грохотом промахивает через мост, над улицей, освещенный, хохочущий всеми окнами своими поезд? Вероятно, он дальше предместья не ходит, но мрак под черным сводом моста полон в этомгновение такой могучей чугунной музыки, что я невольно воображаю теплые страны, куда укачу, как только добуду те лишних стомарок, о которых мечтал – так благодушно, так беззаботно. (В. Набоков)
Упражнение 3. В чем заключается подвижность русского ударения? Приведите примеры, иллюстрирующие это свойство.
Упражнение 4. Определите, какие языковые единицы различается с помощью ударения (ударный звук подчеркнут).
Молодец – молодец, хлопок – хлопок, воды – воды, дорогой – дорогой, руки – руки.
Упражнение 5. Затранскрибируйте слова. Определите, сколько в них букв и звуков. Объясните случаи несовпадения букв и звуков.
Статья, ягоды, сел, съел, ёжиться, шьет, его, юла, встаю, солью, объезд, счастье, европеец, явление, вьюнок, бурьян, края, аллея, задание, вдвоем, юбка, боязнь, объем, веник, въехать, вьюга, съемки, июль.
Упражнение 6. Затранскрибируйте слова. Определите, какими звуками они различаются.
Лёд – льёт, сбить – сбит, балл – бал, сесть – съесть, нос – нёс, юг – тюк, томный – тёмный, спор – сбор, яд – ад, кровь – кров, семя – семья.
Упражнение 7. Укажите, какие фонетические процессы происходят в области 1) гласных, 2) согласных.
1. Дом – дома, слово – слова, волны –волна, свет – светлеть, петь – петух, пять – пятак, озеро – озера, говор – разговор, шерсть – шерстяной, целый – целиком, черный – чернота, осень – осенний, ель – еловый.
2. Слог, клад, порядки, ложка, дрозд, морковь, морж, сдоба, варежка, булавка, отбить, гладкий, сказка, лодка, счастье, происшествие, заросший, страстный, отступление, езжу, сделать, без слёз, отцепить.
Упражнение 8. Определите, различаются ли по звуковой оболочке слова, приводимые ниже. Чем это объясняется?
Покрывало – покрывала, чистота – частота, поля – паля, весело – весила, бочок – бачок, сама – сома.
Упражнение 9. Затранскрибируйте слова, обращая особое внимание на гласные звуки после шипящих и Ц.
1. Дюшес, желток, жемчуг, жесть, жить, жил, концепция, сложение, частник, челка, череп, черный, черт, цинк, шесть, шерсть, шест, шейх, шейка, шеф, шик, шина, шить.
2. Желтеть, желе, жасмин, жестяной, адажио, тяжелый, сожалею, желать, жакет, жара, жираф, жокей, шестой, шерстяной, фельдшер, шасси, шоссе, шипеть, ширина, шоколад, кульминация, специи, чернеть, чеснок, черта, червяк, черкес, чернила, черемуха, черника, черта, часок, чаек, человек.
Упражнение 10. Затранскрибируйте слова, обращая особое внимание на гласный звук, обозначенный буквой Э.
Эра, эпос, эхо, это, эпоха, этаж, экономика, эпитет, эскимо, эскиз, эталон, эфир, этюд, эшелон, эгоист.
Упражнение 11. Найдите в тексте слова, содержащие непарные твердые и мягкие согласные. Выпишите примеры обозначения твердых и мягких согласных на письме.
Отжелтевший денек все короче,
все тревожней предснежный туман.
И последняя бабочка ночи
о светящийся бьется экран…
Хорошо, что пыльцового тельца
мой компьютер не испепелит,
хорошо, что мне некуда деться
от всего, что на свет мой летит. (И. Лиснянская)
Упражнение 12. Затранскрибируйте слова, обратив внимание на произношение сочетаний ТЕ, ДЕ.
Темп, термос, декан, синтез, декольте, адекватный, дебаты, альтернатива.
Упражнение 13. Какие согласные называются глухими, какие звонкими? Затранскрибируйте слова, отметив случаи оглушения и озвончения согласных.
Вселиться, сгореть, вскользь, низкий, легче, женитьба, вокзал, дрожь, всегда, молотьба, сбежать, рюкзак, поздний, сбежать, украдкой, едкий, фляжка, гангстер, робко, архив, дерзкий, просьба, изморозь.
Упражнение 14. Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Запишите проверочные слова. Подчеркните непроизносимые согласные. Затранскрибируйте слова.
Лес..ница, чу..ства, уча..вовать, праз..ничное ше..твие, я..твенно слышать, всякие я..ства, ярос..ный, злос..ный, блес..нуть, безучас..ный., дерма..тин, доблес..ный, сверс..ник, ровес..ник.
Упражнение 15. Затранскрибируйте слова, обращая особое внимание на согласные звуки, обозначенные сочетанием нескольких согласных букв.
Резче, возчик, росчерк, почерк, расчет, купаться, радуется, браться, умываться, скучно, конечно, булочная, ссыпать, сшить, сжечь, разбить, разжать, расширить, рассеять.
Упражнение 16. (Контрольное). Затранскрибируйте текст. Выделите все чередования гласных и согласных.
Лист смородины груб и матерчат.
В доме хохот и стекла звенят,
В нем шинкуют, и квасят, и перчат,
И гвоздики кладут в маринад.
Лес забрасывает, как насмешник,
Этот шум на обрывистый склон,
Где сгоревший на солнце орешник
Словно жаром костра опален. (Б. Пастернак)
1.5.2 Графика и орфография
Упражнение 17.Затранскрибируйте текст. Определите значение всех йотированных букв. Выделите и объясните все случаи несовпадения звуков и букв.
1. Как океан объемлет шар земной,
Земная жизнь кругом объята снами;
Настанет ночь – и звучными волнами
Стихия бьет о берег свой. (Ф. Тютчев)
2. Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора:
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…
Пустеет воздух, птиц не слышно боле;
Но далеко еще до первых зимних бурь,
И льется чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле. (Ф. Тютчев)
Упражнение 18. Разделите слова на слоги, охарактеризуйте слоги (ударный – безударный, открытый – закрытый, прикрытый – неприкрытый).
1. Ярким солнцем в лесу пламенеет костер,
И, сжимаясь трещит можжевельник;
Точно пьяных гигантов столпившийся хор,
Раскрасневшись, шатается ельник. (А. Фет)
2. Были жаркие, безветренные июньские дни. Лист в лесу сочен, густ и зелен, только кое-где срываются пожелтевшие березовые и липовые листья. (Л. Толстой)