Примерная схема анализа показательного занятия

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО МАТЕМАТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ В ДОУ (Из кратких лекций)

1. Цель и значение планирования.

2. Виды планирования.

3. Содержание планирования.

4. Условия, помогающие правильно спланировать работу.

5. Требования к двухнедельному планированию работы по математическому развитию дошкольников.

6. Примерное двухнедельное планирование работы по математическому развитию для второй младшей группы детского сада.

7. Планирование конкретного занятия по математике (схемы плана и конспекта занятия).

8. Виды учета работы.

9. Вопросы для самоанализа проведенного занятия.

10. Значение самоанализа.

11. Схема анализа показательного занятия.

Цель планирования

Обеспечить выполнение «Программы воспитания и обучения в ДОУ».

Значение планирования работы по математическому развитию

• Дает возможность систематично и последовательно решать программные задачи математического развития детей.

• Помогает целенаправленно осуществлять работу по методике математического развития.

• Конкретизирует программные задачи с учетом уровня развития детей.

• Помогает всем детям и каждому ребенку в отдельности усвоить программный материал.

• Обеспечивает комплексное решение образовательных, развивающих, воспитательных и коррекционных задач.

Виды планирования

-Перспективное (на месяц, квартал, год).

-Календарное (по датам).

-Тематическое (по определенной проблеме).

-Комплексное (сочетающее разные задачи по различным направлениям).

-Индивидуальное (отражающее работу с одним ребенком).

Содержание планирования работы математическому развитию

• Занятия по математике.

• Работа вне занятий (во время других режимных процессов).

• Связь с занятиями по другим методикам.

• Индивидуальная работа.

Условия, помогающие правильно спланировать работу по математическому развитию дошкольников

* Знание программы математического развития в ДОУ.

• Знание дидактических принципов обучения.

• Владение методикой математического развития дошкольников.

• Знание особенностей формирования математических представлений у детей в зависимости от возраста и проблем в развитии.

• Знание возрастных особенностей детей данной группы.

• Знание индивидуальных особенностей детей своей группы.

• Учет имеющихся знаний у детей.

• Совместное планирование обоих воспитателей, работающих в одной группе.

• Повышение квалификации воспитателя путем изучения

передового опыта и современных требований к математическому развитию дошкольников.

Требования к двухнедельному планированию работы по математическому развитию в ДОУ

1. Занятия по математике проводятся в середине недели в первой половине дня в сочетании с занятиями, не требующими высокой умственной нагрузки.

2. Количество занятий в неделю определяется программой (по типовой программе: во второй младшей, средней и старшей группах — 1, в подготовительной группе — 2).

3. На одном занятии решается обычно не более одной новой задачи, остальные на повторение и закрепление.

4. В течение двух недель охватываются задачи из всех пяти разделов формирования элементарных математических представлений (количество и счет, величина, форма, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени).

5. В других режимных процессах и на других занятиях идет подготовка детей к получению новых знаний по математике, закрепление и применение изученного материала, индивидуальная

работа.

Замечание. Необходимо правильно формулировать задачи математического развития:

• новые задачи начинаются со слов: «научить», «дать понятие», «познакомить», «сформировать умение»;

• старые задачи начинаются со слов: «повторить», «закрепить», «отработать», «совершенствовать умения».

Примерная схема конспекта занятия

1. Номер по порядку и название.

2. Литература (автор, название, страницы).

3. Задачи (образовательные, развивающие, воспитательные, коррекционные) и словарная работа.

4. Наглядный материал и оборудование (виды, количество, расположение).

5. Организация детей (количество детей: группа или подгруппа; расположение детей: сидя на стульях, поставленных полукругом, по двое за партами и др.) и предварительная работа (чтение сказки, подготовка сюрпризного момента и пр.).

5. Ход занятия по частям (действия, речь воспитателя, действия и предполагаемые ответы детей, индивидуальная работа).

6. Итог занятия (подведение сюжета, обобщения по математическому материалу, оценка детей, работа дежурных и др.).

Планирование учебно-воспитательного процесса невозможно без учета его результатов. Учет — это глубокий, всесторонний и конкретный анализ результатов работы педагога и детей в процессе обучения. Он дает возможность оценить эффективность приемов и методов обучения, результаты усвоения программного материала детьми, наметить перспективы дальнейшей работы. Таким образом, планирование и учет взаимосвязаны. Только при правильном планировании и объективном, не формальном учете возможно достижение эффективных результатов выполнения программы формирования математических представлений.

ВИДЫ учета работы

• Анализ занятия.

• Итог работы за день.

• Учет работы за месяц, квартал, год.

• Отчет воспитателя подготовительной группы о готовности детей к школе.

Вопросы для самоанализа проведенного занятия по математике

1. Выполнены ли программные задачи.

2. Степень усвоения детьми программных задач.

3. Какие дети и в чем затруднялись, почему?

4. Какие методические приемы были удачны, какие — нет, почему?

5. Над чем еще надо работать.

Значение самоанализа

• Помогает спланировать дальнейшую работу по математическому развитию.

• Помогает спланировать индивидуальную работу с детьми.

• Способствует отбору более эффективных методов и приемов работы.

Примерная схема анализа показательного занятия

1. Фамилия, имя, отчество воспитателя.

2. Название или тема занятия.

3. Возраст и количество детей (вид отклонения в развитии).

4. Анализ организации занятия (сбор детей, их расположение, активизация внимания, настрой на занятие, введение сюрпризного момента, проблемной ситуации и др.).

5. Анализ содержания занятия:

• формулировка поставленных задач с указанием раздела ФЭМП;

• соответствие программе;

• соответствие возрасту и уровню развития детей;

• дозировка материала;

• сочетание задач из разных разделов;

• сочетание нового и старого.

6. Анализ хода занятия:

• структура (названия и последовательность частей);

• длительность занятия и частей;

• оценка работы воспитателя (речь, действия, вопросы, контроль, осуществление индивидуального подхода и др.);

• оценка работы детей (практические и умственные действия, речевая работа).

7. Анализ подведения итога (обобщения, оценка детей, концовка).

8. Оценка используемого наглядного материала:

• виды;

• количество;

• соответствие возрасту и уровню развития детей;

• соответствие программной задаче;

• эстетичность и гигиеничность;

• удобство размещения;

• эффективность применения.

9. Анализ, примененных методов и приемов.

10. Общие выводы:

• положительные;

• отрицательные.

МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ВАРИАТИВНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ И РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Математическое развитие детей в конкретном образовательном учреждении (детский сад, группы развития, группы дополнительного образования, прогимназия и т. д.) проектируется на основе концепции дошкольного учреждения, целей и задач развития детей, данных диагностики, прогнозируемых результатов.

Концепцией определяется соотношение предматематического и предлогического компонентов в содержании образования. От этого соотношения зависят прогнозируемые результаты: развитие интеллектуальных способностей детей, их логического, творческого или критического мышления; формирование представлений о числах, вычислительных или комбинаторных навыках, способах преобразования объектов и т. д.

Ориентировка в современных программах развития и воспитания детей в детском саду, изучение их дает основание для выбора методики. В современные программы («Развитие», «Радуга», «Детство», «Истоки» и др.), как правило, включается то логико-математическое содержание, освоение которого способствует развитию познавательно-творческих и интеллектуальных способностей детей.

Эти программы реализуются через деятельностные личностно-ориентированные развивающие технологии и исключают «дискретное» обучение, т.е. раздельное формирование знаний и умений с последующим закреплением.

К планированию воспитательно-образовательной работы предъявляются определенные педагогические требования. Эти требования должны учитываться и при создании годового плана всего дошкольного учреждения, и при планировании работы отдельных воспитателей.

1. Обеспечение единства цели, задач, содержания, методов и организационных форм воспитательно-образовательного процесса. Данное педагогическое требование к составлению плана работы отражает идею целостного подхода к обучению и воспитанию детей. В соответствии с уровнем развития детей, их воспитанности педагог конкретизирует воспитательные задачи на определенный отрезок времени (при этом учебные задачи отражаются в планах-конспектах учебных занятий). Эти задачи направлены на реализацию общей цели воспитания — разностороннее развитие личности. Реализуются выдвинутые воспитательные задачи не изолированно друг от друга, а в комплексе, в едином педагогическом процессе.

2. Разумное сочетание словесных методов педагогического воздействия с организацией деятельности воспитанников. Воспитательная работа будет эффективной в том случае, если план предусматривает использование методов приучения, упражнения, рассказа, беседы и т. д. в сочетании с активным включением детей в игровую, трудовую, художественно-эстетиче­скую деятельность.

3. Соответствие содержания, форм и методов воспитательной работы возрастным и индивидуальным особенностям детей. Данное педагогическое требование предполагает, что воспитатель хорошо знает содержание избранной им программы обучения, воспитания и развития детей и строит свою работу в соответствии с этим содержанием. Кроме того, при планировании деятельности детей он учитывает уровень развития каждого ребенка, предусматривает конкретную работу с тем или иным воспитанником. Однако учет возрастных и индивидуальных особенностей детей не означает полного приспособления к ним. Содержание воспитательной работы должно в определенной степени опережать развитие ребенка. Эту особенность воспитатель должен принимать во внимание, планируя коллективные, групповые и индивидуальные дела детей

Перспективное планирование в подготовительной группе

СЕНТЯБРЬ

Занятия Совместная деятельность
Занятия № 1-2. Тема: «Числа 1-5. Повторение». Программные задачи. Повторить числа 1-5: образование, написание, состав; закрепить навыки количественного и порядкового счёта; развивать графические умения; закрепить понятия последующие и предыдущие числа.  
Занятия № 3-4. Тема: «Числа 1-5. Повторение». Пр. задачи. Повторить с детьми прямой и обратный счёт. Повторить сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар, знаки >, <, =. Повторить временные отношения раньше-позже. Повторить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, Ввести в речевую практику термин задача. Развивать логическое мышление. И/упр. «Что сначала, что потом» (закрепление временных отношений).
Занятия № 5-6. Тема: «Число 6. Цифра 6». Пр. задачи. Познакомить с образованием и составом числа 6. цифрой 6. Закрепить понимание взаимосвязи между частью и целым, представления о свойствах предметов, геометрические представления. Развитие у детей логического мышления и пространственного воображения. Закрепить представления о треугольнике. Упражнять детей в решении задач, выявлении частей в задаче. Решение «Весёлых задач» (малыми подгруппами). Игра «Третий лишний» (словесная).
Занятия № 7-8. Тема: «Число 6. Цифра 6). Пр. задачи. Закрепить геометрические представления и познакомить с новым видом многоугольников – шестиугольником. Закрепить прямой и обратный счёт, предыдущие и последующие числа. Закрепить представления о составе чисел 2-6, взаимосвязи целого и частей, числовом отрезке. Упражнять детей в решении задачи и записи её решения. Игра «Танграм». «Геометрическое лото».

ОКТЯБРЬ

Занятия Совместная деятельность
Занятия № 1-2. «Длиннее, короче». Пр. задачи. Формировать умение сравнивать длины предметов «на глаз» и с помощью непосредственного наложения, ввести в речевую практику слова длиннее, короче. Закрепить взаимосвязь целого и частей, знание состава чисел 2-6, счётные умения: прямой и обратныё счёт. Решение задач на сложение и вычитание, упражнять в записи решения задачи, в составлении задач по предложенному выражению. Игра «Пять имён» И/У «Геометрические коврики».
Занятие № 3-4. «Измерение длины». Пр. задачи. Формировать представление об измерении длины с помощью мерки. Познакомить с такими единицами измерения длины, как шаг, пядь, локоть, сажень. Закрепить умение составлять мини-рассказы и выражения по рисункам, счётные умения в прямом и обратном порядке. Повторить состав числа в пределах 6. Развивать графические умения. Игра «Танграм»
Занятие № 5-6. Тема: «Измерение длины. Пр. задачи. Закрепить представление об измерении длины с помощью мерки и умение практически измерять длину отрезка заданной меркой. Познакомить с сантиметром и метром как общепринятыми единицами измерения длины, формировать умение использовать линейку для измерения длин отрезков. Закрепить представление о сравнении групп предметов с помощью составления пар, сложении и вычитании, взаимосвязи целого и частей, составе числа 6.  
Занятия № 7-8. Тема: «Измерение длины». Пр. задачи. Закрепить умение практически измерять длину отрезков с помощью линейки. Раскрыть аналогию между делением отрезка на части и групп предметов, ввести в речевую практику термины условие и вопрос задачи, познакомить с использованием отрезка для ответа на вопрос задачи. (Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька », стр. 150-154) Решение «Весёлых задач» (в стихах)

НОЯБРЬ

Занятия Совместная деятельность
Занятия № 1-2. Тема: «Число 7. Цифра 7». Пр. задачи. Познакомить с образованием и составом числа 7, цифрой 7. Закрепить представление о составе чисел 2-6, взаимосвязи целого и частей, понятие многоугольника. Упражнять детей в записи решения задачи, в решении примеров типа 3+1, 5─, в выявлении закономерности. И/упр. «Соседи числа»
Занятия № 3-4. Тема: «Число 7. Цифра 7». Пр. задачи. Закрепить порядковый и количественный счёт в пределах 10; знание состава числа в пределах 7. Повторить сравнение групп предметов с помощью составления пар, приёмы присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц на числовом отрезке. Закрепить умение сравнивать количество предметов, использование знаков <, >, =. Игра «Телефонисты» (Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька », стр. 162)
Занятия № 5-6. Тема: «Число 7. Цифра 7». Пр. задачи. Закрепить представление о составе числа 7, взаимосвязи целого и частей, умение изображать эти взаимосвязи с помощью отрезка. Закрепить пространственные отношения, совершенствовать умения работать с планом и картой, умение измерять длину отрезков с помощью линейки, приёмы присчитывания и отсчитывания единиц на числовом отрезке. Развивать графические умения. Игра «Геометрические коврики»(расположение геометрических фигур на листе бумаги называть)
Занятия № 7-8. Тема: «Тяжелее, легче. Сравнение по массе», Пр. задачи. Формировать представления о понятиях тяжелее – легче на основе непосредственного сравнения предметов по массе. Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, представления о сложении и вычитании, составе числа 7. Развивать графические умения. И/упр. «Письмо» (работа с картой и планом, Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька », стр. 167)

ДЕКАБРЬ

Занятия Совместная деятельность
Занятия № 1-2. Тема: «Измерение массы», Пр. задачи. Формировать у детей представления о необходимости выбора мерки при измерении массы. Познакомить с меркой 1 кг. Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь целого и частей, присчитывание и отсчитывание единиц на числовом отрезке. Развивать логическое мышление, графические умения. Составление сказок по схемам по методике «Триз» Игра «Пятый лишний (по картинкам)
Занятия № 3-4. Тема: «Измерение массы». Пр. задачи. Закрепить представление об измерении массы предметов с помощью различных видов весов, о сложении и вычитании масс предметов. Закрепить геометрические и пространственные представления, взаимосвязь целого и частей, умение составлять задачи по рисункам и соотносить их со схемами. Игра «Пятый лишний» (по картинкам) Математический диктант
Занятия № 5-6. Тема: «Число 8. Цифра 8». Пр. задачи. Познакомить с образованием и составом числа 8, цифрой 8. Закрепить представления о составе чисел 2- 7, навыки счёта в прямом и обратном порядке, взаимосвязь целого и частей. Развивать графические умения, логическое мышление, умение решать арифметические задачи на сложение и вычитание, придумывать задачу по рисунку. Составление сказок по схемам по методике «Триз». Игра «Зеркало» (Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька », стр. 178)
Занятия № 7-8. Тема: «Число 8. Цифра 8», Пр. задачи. Формировать счётные умения в прямом и обратном порядке. Закрепить представления об измерении длины и массы предметов, о присчитывании и отсчитывании единиц на числовом отрезке. Совершенствовать умения детей разбивать группу предметов на части по признакам, решать арифметические задачи. Игра «Седьмой лишний» (по картинкам) Упр. на выявление закономерности. «Весёлые задачки» (задачи в стихах)

ЯНВАРЬ

Занятия Совместная деятельность
Занятия № 1-2. Тема: «Число 8. Цифра 8». Пр. задачи. Повторить приём сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар. Закрепить представление о составе числа 8, взаимосвязи целого и частей, из схематическом изображении с помощью отрезка, пространственные отношения; формировать способность к упорядоченному перебору вариантов. (Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька », стр. 187-192). Игра «Геометрическое лото» И/У «Письмо» (работа с планом и картой, Петерсон, стр. 167)
Занятия № 3-4. Тема: «Объём. Сравнение по объёму». Пр. задачи. Сформировать представление об объёме (вместимости), сравнении сосудов по объёму с помощью переливания. Закрепить счётные умения в прямом и обратном порядке, взаимосвязи целого и частей, знания соседей числа, предыдущих и последующих чисел. Воспитывать умение работать малыми группами. (Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька », стр. 192-196). Составление сказок по схемам по методике «Триз» Решение логических задач, задач-шуток. Математический диктант
Занятия № 3-4. Тема: «Измерение объёма». Пр. задачи. Сформировать представления об измерении объёмов с помощью мерки, зависимости результата измерения от выбора мерки. Закрепить понимание смысла сложения и вычитания, взаимосвязи целого и частей, представления о разностном сравнении чисел на предметной основе, счётные умения в пределах 8. Развивать графические умения. (Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька », стр. 196-200). Игра «Геометрические коврики» Игра «Танграм»

ФЕВРАЛЬ

Занятия Совместная деятельность
Занятия № 1-2. Тема: «Число 9. Цифра 9». Пр. задачи. Познакомить с составом и образованием числа 9, цифрой 9. Закрепить умение находить признаки сходства и различия фигур, взаимосвязь целого и частей, сложении и вычитании на числовом отрезке. Упражнять детей в решении задач, в записи их решения. Закрепить представления о свойствах предметов и геометрические представления детей, развивать их мышление, речь. Составление сказок по схемам по методике «Триз». Математический диктант
Занятия №3-4. Тема: «Число 9. Цифра 9». Пр. задачи. Познакомить с циферблатом часов, сформировать представления об определении времени по часам. Закрепить счёт в прямом и обратном порядке, представления о цифре 9 и составе числа 9 , взаимосвязи целого и частей. Упражнять в решении математических примеров, в умении группировать предметы по общим свойствам. Игра «Геометрические коврики». Работа с часами.
Февраль № 5-6. Тема: «Число 9. Цифра 9» Пр. задачи. Закрепить представление о составе числа 9, взаимосвязи целого и частей, их схематическом изображении с помощью отрезка. Повторить приём сравнения чисел на предметной основе(составление пар), сложение и вычитание чисел на числовом отрезке. Упражнять детей в составлении задач по картинкам, записи решения, разгадывании лабиринтов. «Весёлые задачи» (решение задач в стихах). Работа с часами.
Занятия № 7-8. Тема: «Площадь. Измерение площади». Пр. задачи. Сформировать представления о площади фигур, сравнение фигур по площади непосредственно и с помощью условной мерки. Закрепить порядковый и количественный счёт, состав чисел до 9, умение решать простые задачи на основе взаимосвязи целого и частей Развивать графические умения. (Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька », стр. 212-217). Работа с часами. И/У «Найди отличия»

МАРТ

Занятия Совместная деятельность
Занятия № 1-2. Тема: «Измерение площади». Пр. задачи. Закрепить приём сравнения фигур по площади с помощью мерки, познакомить с общепринятой меркой измерения площади – квадратным сантиметром. Закрепить порядковый и количественный счёт, предыдущие и последующие числа, смысл сложения и вычитания, умение переходить от действий с предметами к действиям с числами. Воспитывать у детей умение работать в командах и самостоятельно. Работа с часами. И/У «Письмо» (работа с картой и планом).
Занятия № 3-4. Тема: «Число 0. Цифра 0». Пр. задачи. Сформировать представления о числе 0 и его свойствах. Закрепить счётные умения, представления о числовом отрезке, взаимосвязи целого и частей. Упражнять детей в составлении и решении задач на сложение и вычитании, в умении выделять в задаче части. Решение логических задач, задач-шуток.
Занятия № 5-6. Тема: «Число 0. Цифра 0». Пр. задачи. Закрепить представление о числе 0 и цифре 0, о составе чисел 8 и 9. Формировать умение составлять числовые равенства по рисункам, и наоборот, переходить от рисунков к числовым равенствам. Упражнять детей в умении выявлять закономерности. Игра «Танграм»
Занятия № 7-8. Тема: «Число 10». Пр. задачи. Сформировать представления о числе 10: его образовании, составе, записи. Закрепить понимание взаимосвязи целого и частей, умении распознавать треугольники и четырёхугольники. Развивать графические умения, умения ориентироваться на листе бумаги в клеточку (графический диктант). (Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька », стр. 229-233) Математический диктант

АПРЕЛЬ

Занятия Совместная деятельность
Занятия № 1-2. Тема: «Шар. Куб. Параллелепипед». Пр. задачи. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы шара, куба, параллелепипеда. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке. Развивать умения ориентироваться на лисе в клеточку (графический диктант). (Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька », стр. 233-237). Игра «Найди и расскажи» (Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька », стр. 234)
Занятия № 3-4. Тема: «Пирамида. Конус. Цилиндр». Пр. задачи. Формировать умение находить в окружающей обстановке предметы формы пирамиды, конуса, цилиндра. Закрепить представления о составе числа 10, взаимосвязи целого и частей, сложении и вычитании чисел на числовом отрезке. Развивать графические умения, умения ориентировать на листе бумаги в клеточку. (Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька », стр. 237-242) Математический диктант Решение задач-шуток.
Занятия № 5-6. Тема: «Символы». Пр. задачи. Познакомить детей с использованием символов для обозначения свойств предметов (цвет, форма, размер). Закрепить представление о составе чисел 8-10, умении ориентироваться по плану. (Петерсон «Раз-ступенька, два-ступенька », стр. 242-246). Игра «Танграм» И/У «Расшифруй письмо» (Петерсон «Раз-ступенька », стр. 245)

МАЙ

Тема: «Повторение».

Пр. задачи. Закрепить умение детей выявлять и продолжать заданную закономерность, находить нарушение закономерности,

Умение сравнивать числа в пределах 10, используя для сравнения знаки =, <, >.

Умение записывать выражения и решать их, использовать числовой отрезок для присчитывания и отсчитывания одной или нескольких единиц.

Упражнять детей в решении задач на сложение и вычитании.

Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клеточку, графические умения, умения конструировать по образцу фигуры.

Закрепить геометрические представления.

Диагностика с целью выявления уровня математических представлений у детей.

Источник: http://doshvozrast.ru/konspekt/matematika07.htm

Рекомендации по проведению работы по математике на занятиях и повседневной жизни в младшей группе детского сада, программа «Радуга».

Наши рекомендации