Форма отчетности по лабораторной работе

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

К выполнению лабораторных работ

По дисциплине

«Математические модели в экономике и экологии»

Специальность 010701.65 Фундаментальная математика и механика

Введение

Целью лабораторных работ по дисциплине является формирование у студентов базовых навыков работы в Mathcad с перспективой дальнейшего использования этих навыков для проведения вычислительного эксперимента как важнейшего этапа анализа математической модели. Выбор этого математического обусловлен как его распространенностью и доступностью на текущий момент времени, так и широтой возможностей при решении различных задач. Кроме того из-за понятного и ясного интерфейса он идеально подходит для целей преподавания. Практика показала, что Mathcad из-за некоторой схожести с обычным текстовым редактором достаточно хорошо воспринимается студентами для понимания. Однако у новичков «делающих первые шаги» могут возникнуть некоторые проблемы с получением первоначальных навыков по набору сложных математических выражений, а также при написании русскоязычных надписей.

Ограниченность часов аудиторной нагрузки, отведенной на лабораторный практикум, не позволяет познакомить студентов со всей широтой возможностей данного программного продукта. Выбранные темы лабораторных работ направлены на формирование у студентов основных, но прочных навыков работы в Mathcad.

Первая лабораторная работа знакомит студентов с интерфейсом Mathcad и дает первоначальные навыки работы в нем на примере вычисления различных математических выражений. В данной работе студенты делают свои «первые шаги» в Mathcad и знакомятся с особенностями ввода текстовой информации и математических формул, использования переменных и функций. Вторая лабораторная работа знакомит студентов с основами построения графиков функций и табличных данных. Третья работа посвящена операциям с векторами и матрицами, которые наиболее часто используются в ходе анализа математических моделей. Четвертая лабораторная работа дает студентам первоначальные знания и навыки решения нелинейных алгебраических уравнений и систем уравнений, а также поиска экстремумов. Пятая лабораторная работа ставит целью познакомить студентов с основными возможностями символьных вычислений. Шестая работа посвящена изучению возможностей численного интегрирования обыкновенных дифференциальных уравнений. Седьмая и восьмая работы предлагают студентам использовать вычислительный эксперимент как составляющую часть анализа двух простых динамических моделей – одной экономической и одной экологической.

В каждой лабораторной работе дается соответствующий теоретический материал, подкрепленный практическими заданиями. Для проверки качества полученных знаний в конце каждой лабораторной работы дан список контрольных вопросов для ее защиты.

При защите лабораторной работы студент должен отчитаться по выполненной работе.

Форма отчетности по лабораторной работе

  1. Отчет по лабораторной работе, который включает в себя следующие разделы: постановка задачи, метод решения, текст программы, результаты работы программы в виде снимков экрана. Отчет сдается преподавателю в печатном и электронном виде.
  2. Рабочая копия исходного кода программы, включая файлы проекта среды разработки. Сдается в электронном виде.
  3. Устная беседа по выполненной работе, в ходе которой задаются практические вопросы по исходному коду программы и контрольные вопросы по теме лабораторной работы.

Выполненные задания оцениваются по следующим критериям:

    • корректность реализации основного задания;
    • читабельность исходного кода программы;
    • умение автора программы объяснить алгоритм ее работы и исходный код.

По каждому критерию выставляется оценка по пятибальной шкале. Общая оценка за выполненное задание является суммой оценок по каждому критерию. Работа считается не сданной, если оценка за один из критериев составляет ниже трех баллов.


Наши рекомендации