Синергетический метод
Постнеклассический этап развития науки олицетворяет, прежде всего, становление синергетического стиля научного мышления. Из определения антропного принципа следует, что не субъект управляет нелинейной ситуацией, а сама нелинейная ситуация как-то разрешается и строит субъект познания. Таким образом, объект и субъект познания оказываются организованными в единый цикл через средства познания, что и есть определение постнеклассического типа научной рациональности.
Лидирующей дисциплиной постнеклассической науки считается синергетика. Обычно она трактуется как комплексная естественнонаучная теория самоорганизации, но в фундаменте этой теории лежит термодинамика сложных систем, удаленных от равновесия и открытых для среды. Для философского осмысления синергетики особенно важен тот факт, что представление о самоорганизации объединяет представления об эволюции и становлении. Тем самым создаются предпосылки для синтеза классической и неклассической ориентации науки, основывающихся соответственно на двух последних представлениях. Благодаря этому постнеклассическая наука дает естественные объяснения эффектам, осознававшимся ранее как парадоксы.
Беря за основу антропный принцип и достижения синергетики, научным сообществом ставится задача перехода от информационной к антропогенной цивилизации, где основной ценностью был бы человек, а также имела место коэволюция человека и окружающей среды. Для этого необходимо высшее искусство управления развитием ноосферы, предупреждение катастроф, обновление стратегии управления развитием человечества.
Итак, синергетика может быть определена как наука о нестабильности. Мир синергетики - это процессы становления порядка из хаоса. Синергетика становится источником нового взгляда на мир, нового эволюционного и холистического видения мира. Становится понятным, что самоорганизация возможна среди хаоса, хаос может играть организующую роль.[3] Чтобы подчеркнуть конструктивность диссипации, вводят термин "диссипативные структуры" (И. Пригожин). Чтобы подчеркнуть роль коллективных процессов в самоорганизации, вводят термин "синергетика" (Г. Хакен) от греческого "синергейя" - сотрудничество, содружество, совместная кооперация, совмещение.
Синергетика у Германа Хакена предстает как конкретно-научная дисциплина, но область явлений, рассматриваемых синергетикой, не вещная, а принадлежит к классу отношений. Это позволяет рассматривать ее по аналогии с математикой как язык науки. Синергетика изучает взаимосвязи, процессы самоорганизации. Предмет синергетики - это реальность взаимосвязей.[4]
Пригожин И. акцентирует внимание на проблеме необратимости, на возможности в рамках синергетики рассмотреть, как организуется порядок из хаоса. Синергетика дает качественно новое представление о хаосе. Хаос в синергетике рассматривается в эволюционном ключе: не как последняя стадия в развитии систем, а как источник нового порядка. Заметную роль стало играть представление о хаосе, который в сильно неравновесных системах может стать источником порядка.
Среди новых идей и представлений, которые внесла синергетика в понимание развития, особо следует выделить два связанных между собой открытия. Во-первых, представление о кооперативных эффектах, определяющих воссоздание целостности системы. Во-вторых, концепцию динамического хаоса, раскрывающую механизмы становления новых уровней организации, когда случайные флуктуации в состояниях неустойчивости приводят к формированию аттракторов в нелинейной среде и последующему возникновению новых параметров порядка.
При таком видении реальности акцентируются холистские подходы в противовес элементаризму и редукционизму. Но каждый их этих подходов по отдельности не гарантирует успеха во всех познавательных ситуациях. Во многих синергетических моделях идеи целостности и интегрального описания оказываются эффективными. Но нельзя забывать и о том, что альтернативная холизму установка на поиск фундаментальных структур и элементов приводила к важнейшим открытиям науки - открытию генов, как носителей наследственности, открытию различных видов элементарных частиц.
При интерпретации синергетики как теоретического описания саморазвивающихся систем устраняются односторонности, которые возникают при недостаточно четком осмыслении связей между синергетической парадигмой и системным подходом. Именно в этих связях синергетические представления могут быть включены в современную научную картину мира.
Принципиально важно различать синергетику как научную картину мира и синергетику как совокупность конкретных моделей самоорганизации, применяемых в различных областях знания (физике, химии, биологии, нейрофизиологии, экономических науках, и т.д.).
Синергетика включает в общенаучную картину мира представления о воспроизводимости открытых систем и их развитии, описываемом в терминах динамического хаоса. Как и любые представления научной картины мира, они могут быть выражены посредством набора принципов – принципы гомеостатичности, динамической иерархичности, открытости, неустойчивости.
Синергетика становится средоточием методологии постнеклассических исследований и разработок:
1. Переход к многомерному мышлению. В постнеклассической науке интенция направлена не на изучение локальных свойств, а на постижение кооперативных, коэволюционных характеристик объектов. К числу научных направлений относят синергетику, космологию нестационарной Вселенной и глобальный эволюционизм.
2. На базе синтеза идей синергетики и глобального эволюционизма формируется стиль научного мышления, который поднимает на новый уровень представления о соотношении единства и многообразия.
3. Трансформация научной картины мира. Неклассические науки инициировали создание научных картин мира отдельных наук (физическая, космологическая, биологическая). На смену им приходит холистско - интегративная научная картина мира, в которой совмещаются идеи динамического хаоса, самоорганизации, глобальной коэволюции, кооперативности, цикличности и др.
4. Усиление "человеческого измерения" постнеклассической науки, выражающее в сочетании объективного описания с методом исследования, использовании различных версий антропного принципа.
5. В постнеклассической науке взаимодействуют разнородные методологические и эпистемологические подходы, типы объяснений, что дает возможность построить полиморфный образ исследуемого объекта, выработать необходимый теоретический инструментарий для объяснения сложнейших свойств, процессов взаимоперехода динамического хаоса и упорядоченности, стабильности и бифуркации, сингулярности и номологичности, необратимости и цикличности.
6. Новации постнеклассической науки являяются ее же стилеобразующими признаками. Методологические и мировоззренческие основы синергетики изложены в работах Е.Н. Князевой и С.П. Курдюмова.
Развитие синергетического взгляда на мир приводит к неожиданному ряду вопросов: имеет ли неживое память – т.е. влияет ли на сегодняшние процессы их предыстория, какие пути эволюции выбирает природа и почему они выживают на теле природы; почему природа идет кратчайшим путем и как она научилась ускорять эволюцию.
Наука есть сегодня нить Ариадны, Пусть тонка, может, не слишком надежная, но единственная подтвержденная (интуиция отдельных смельчаков неповторима) модель поведения в лабиринте сверхсложного нелинейного мироздания, где возникают связи между абсолютно несвязанными явлениями.
Неустойчивое состояние (бифуркация) показывает, что система находится на эволюционной траектории развития, у развилки, где сценарии дальнейшего развития начинают ветвиться. При этом продолжение пути зависит от случайных событий – яблоко на голову упало, ворона каркнула, черная кошка дорогу перебежала, молния убила вожака волчьей стаи. Все траектории дальнейшего следования событий могут быть просчитаны, сценарии расписаны, а выбор - дело случая. Новое рождается НЕ ЧЕРЕЗ НЕОБХОДИМОСТЬ, А ЧЕРЕЗ СЛУЧАЙНОСТЬ.
Прямо по Пушкину – случай – Бог изобретатель!
Но главное, что мы не видим, не чувствуем не просто полустертой надписи, но и самой развилки. Поступление в МГУДТ - развилка, и вы еще не знаете, что вы приобретет, а что потеряете.
Кризисные ситуации и описание того, как возможна целостность – предметное поле синергетики.
Нити на языке синергетики есть цепочки причинно-следственных связей. Нить может быть очень длинной – неблагоприятное стечение маловероятных ситуаций сразу.
Среди клиентов теории самоорганизованной критичности – фондовые рынки, землетрясения, компьютерные сети, биоэволюция, рождение ребенка. Анализ длинной цепочки есть анализ рисков. Сбои, аварии, катаклизмы прессуются в глобальный экологический кризис.
Решение проблемы способно снять катастрофизм, апокалиптичность сознания современного человека, а хорошее образование приучить его жить у кромки хаоса.
Э.Фромм:
«Большинство людей несостоятельно в искусстве жизни не потому, что они плохо приспособлены или слабовольны, а потому, что они не пробуждаются и не видят, что они стоят на распутьи и должны принять решение. Они не замечают, когда жизнь задает им вопросы, и когда они еще имеют возможность на него ответить так или иначе».
Эпоха линейного мышления подарила нам: ощущение крепости стен, которыми мы отгородились от природы, ощущение прочности социальных связей, подчинение природы, нетерпимость к свободе и свободомыслию, расовые предрассудки, катастрофизм сознания и угрозы ядерной войны.
Но может, пора научиться жить «на грани хаоса» у «бездны мрачной на краю», вооружившись единой нелинейной наукой о нелинейной природе, позволяющей увидеть траектории и долговременные последствия собственных и чужих формул поведения. Оценивать риски и управлять ими.
Князева пишет, что нелинейное мышление – этой новый способ видения мира, открытый нам в физике, химии, биологии, социальных науках как в единой науке о единой природе и обществе, главное в этом мышлении – готовность к согласию, кооперации, компромиссу, готовность сотрудничать, а не покорять и убивать. Меняются поведенческие постулаты:
1. «неизвестно, как откликнется».
2. действуй в нужное время и в нужном месте
3. не получится то, что не может получиться
4. малым вызовешь большое, но большим не всегда добьешься малого. Требуется внутреннее созвучие, резонанс.
Физический смысл такой: система оказывается в состоянии открытого будущего в точке бифуркации, на развилке, на которой по воле случае осуществим только один вариант. Обретя направление, система эволюционирует к устойчивому состоянию = аттрактору. На фазовой плоскости аттрактор – это схождение траектории в одной точке или замкнутой петле. Точка схождения не зависит от начальных условий, система перестает зависеть от прошлого. Напротив, аттрактор осуществляет зависимость системы от будущего, т.е. предстоящего состояния системы. Оно еще не достигнуто, но протягивает щупальца из будущего. Это ветер грядущего, будущего зов, как у Пастернака
«Я ловлю в далеком отголоске
Что случится на моем веку…
Чем ближе система к точке бифуркации, тем она неустойчивее, тем чувствительнее ко всей массе влияний, вносимых от выше и ниже стоящих уровней бытия: малые причины рождают большие следствия (бабочка Бредбери)
Сложные системы постоянно эволюционируют к краю хаоса, к барьеру нелинейности. Динамика поведения моделируется динамикой кучки песка, где есть и кооперативное поведение многих частиц, и точечное равновесие, и непредсказуемая судьба.