Емкость_канистры*число_канистр £ вес_заказа.

На рис. 2-2а показана таблица оптимизации, содержащая исходные данные и формулы:

E2=B2*B3+C2*C3+D2*D3, G2=F2–E2.

Снова используем Поиск решения, где введем следующие параметры:

  A B C D E F G
Расфа- совка: Контей- неры Бочки Кани- cтры Отгру- зка Заказ Раз- ность
Емкость: 270кг 130кг 90кг 0кг 1400кг 1400кг
Единиц: 0шт 0шт 0шт     Рис. 2-2а
               
Емкость: 270кг 130кг 90кг 1400кг 1400кг 0кг
Единиц: 1шт 8шт 1шт     Рис. 2-2б

Установить целевую ячейку G2

Равной минимальному значению.

Изменяя ячейки: B3:D3.

Ограничения:

B3:D3 целое,

B3:D3 ³0,

E2 £F2.

В качестве критерия используется значение разности (G2) между заказанным объемом и фактически отгруженным. На рис. 2-2б показан результат.

склад 1 50т
склад 2 30т
склад 3 40т
магазин 1 40т
магазин 2 80т
9,8
40,2
39,8
0,2
Рис.2-3а
Задача 3. Транспортная задача.Решим проблему оптимальной (самой дешевой) доставки некоторого объема груза из нескольких исходных пунктов (складов) в несколько пунктов доставки (магазинов).

Пусть с трех складов требуется развезти закупленные в них грузы в объемах (столбец B на рис. 2-3а) 50, 30 и 40 тонн потребителям в два магазина в объеме 40 и 80 тонн соответственно (D7 и F7). Известна цена (в тыс. руб.) доставки одной тонны груза с каждого склада в каждый пункт доставки (столбцы С и Е). Задача заключается в том, чтобы определить такие объемы перевозок со складов в магазины (области D3:D5 и F3:F5), чтобы стоимость транспортировки (G7) была минимальной. Стоимость перевозки в каждый магазин вычисляется в столбце G: G3=C3*D3+E3*F3, G4=C4*D4+E4*F4, G5=C5*D5+E5*F5.Общая сумма доставки в G7=СУММ(G3:G5).Кроме того, введем функции суммирования (Фактически доставлено) в D6=СУММ(D3:D5), F6= СУММ(F3:DF).

На рис. 2-3б показана таблица в исходном состоянии.

Далее используя Поиск решения, введем параметры:

  A B C D E F G
    Магазин 1 Магазин 2 Стоим.
Грузы на складах (т) Цена достав. Груз (тонн) Цена достав. Груз (тонн) доставки
склад 1   0,5    
склад 2   2,5    
склад 3 1,5      
    Факт:   Факт:   ИТОГО:
    Нужно: Нужно:  
              Рис.2-3б
склад 1 0,5
склад 2 2,5
склад 3 1,5
    Факт: Факт: ИТОГО:
    Нужно: Нужно:
              Рис.2-3в
склад 1 36,67 0,5 63,33 68,3
склад 2 2,5 0,0
склад 3 1,5 33,33 16,67 21,7
    Факт: Факт: ИТОГО:
    Нужно: Нужно:
              Рис.2-3г

Установить целевую ячейку G7

Равной минимальному значению.

Изменяя ячейки: D3:D5; F3:F5.

Ограничения:

грузы, вывозимые со складов:

B3=D3+F3; B4=D4+F4; B5=D5+F5

условие положительности объемов доставки:

F3:F5>=0; D3:D5>=0

условие выполнения заявок магазинов:

D7=D6; F7=F6

На рис. 2-3в таблица после оптимизации. Видим, стоимость доставки – 130 тыс.

В примере предполагалась перевозка груза, измеряемого в весовых единицах, расфасовка которого при транспортировке безразлична, например, жидкости, песка и т.д. Если же имеется в виду перевозка чего-то крупного и неделимого, например, контейнеров, следует ввести ограничения и на целочисленность перевозимых объектов:

D3:D5=целое и F3:F5=целое.

В рассмотренной задаче подразумевалось, что вес имеющегося для покупателя груза на складах равен весу запрошенного (сбалансированная задача). Это может быть в случае, когда товар предварительно отобран и закуплен у продавца именно в таких объемах на каждом из его складов. Если общий вес товара на складах превышает запрошенный и продавцу безразлично с какого из складов осуществляется его вывоз, вероятно можно найти более дешевое решение. Пусть (рис. 2-3г) на складах имеется товар в объемах 100т. Полученный результат равен 90т. руб. Здесь только потребовалось изменить условия B3<=D3+F3; B4<=D4+F4; B5<=D5+F5.

Такое решение соответствует интересам покупателя. В интересах перевозчика, наоборот, желательно увеличить транспортные расходы и сделать максимальным значение С7, т.е.

Наши рекомендации