V, Практическая работа
− Ребята, сейчас мы повторим, как можно сравнивать фигуры, что такое площадь и как измеряются площади различных фигур.
Посмотрите на рисунок. (На доске начерчены геометрические фигуры разной величины). Что на нем изображено? (На нем изображены треугольники, круги, четырехугольники, квадраты.)
— Все фигуры одинаковые по размеру? (Нет.)
— Назовите самую большую и самую маленькую фигуры. (Самая большая фигура — прямоугольник, самая маленькая — круг.)
— Когда мы говорим о величине фигуры (большая, маленькая), что мы у них сравниваем? (Площадь.)
— Таким образом, когда мы говорим о величине фигур, мы имеем ввиду, какая фигура больше, а какая меньше, т. е. мы сравниваем их площади.
— У вас на партах лежат треугольник и круг. Докажите, что площадь круга меньше площади треугольника. Что для этого надо сделать? (Наложить одну фигуру на другую.)
Дети накладывают фигуры друг на друга, сравнивают, делают вывод.
− Посмотрите на рисунок. Что можно сказать о площадях этих фигур? Какие самые большие? Какие самые маленькие?
Дети сравнивают фигуры «на глаз». (Треугольник больше круга. Круг больше квадрата. Прямоугольник больше квадрата, круга и треугольника.)
− А как по-другому можно сказать, используя новое понятие «площадь»? Площадь треугольника больше площади круга, площадь квадрата больше площади круга, площадь прямоугольника больше площади квадрата, круга и треугольника.
− Обратите внимание, какую площадь занимает поверхность тетради, учебника, парты. Площадь какого из перечисленных предметов самая маленькая? А самая большая? Почему вы так решили?
Назовите в классе предметы, которые имеют площадь. (Стол, стены, пол, доска, стенды, дверь, окно.)
— А теперь посмотрите на другой рисунок. (Продемонстриро- вать квадрат и прямоугольник с равными площадями.) Можно ли фигуры В и С сравнить наложением друг на друга? (Нет.)
-- Найдите среди фигур у вас на партзх фигуры В и С. Попробуйте наложить одну на другую. Как же сравнить площади фигур, если наложение одной фигуры на другую нам не помогает? Что можно сделать с этими фигурами? (Разбить фигуры на клеточки, маленькие квадратики.)
— Что нужно сделать дальше? (Сосчитать полученные квадратики.)
— Сколько клеточек оказалось в каждой фигуре? (Ответы.)
— Теперь сравните площади этих фигур. Площади каких фигур равны?
Физкультминутка.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить упражнение 4—5 раз.
В среднем темпе проделать 3—4 круговых движения глазами в правую, потом — в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль.
Закрыть глаза, сильно напрягая мышцы на счет 1—4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль.
* *
А теперь насос включаем, Потекла ручьем вода.
Воду из реки качаем. Раз, два, три, четыре —•
Влево — раз. вправо — два — Хорошо мы потрудились!
VI. Повторение изученного материала.
Работа в группах.
Повторение приемов определения площади фигур.
− Сейчас вы будете исследовать площади фигур.
1 группа — задание N9 1. с. 22.
— Назовите номера фигур, площади которых можно сравнить на глаз.
— Площади каких фигур трудно сравнить на глаз, но можно сравнить наложением?
— Площади каких фигур надо сравнивать при помощи разрезания и наложения?
2 группа — задание № 2. с. 22.
− Что можно сказать о площади треугольника и круга на первом рисунке? (Площадь треугольника меньше площади круга.)
— О площади квадрата и треугольника на втором рисунке? (Площадь квадрата меньше, чем площадь треугольника.)
— О площади круга и треугольника на третьем рисунке? (Треугольник и круг имеют общую часть.)
3 группа — задание № 3. с. 22.
− Как можно сравнить площади этих фигур? (Посчитать количество клеточек.)
Отчет работы групп.
VII. Закрепление изученного материала
1) Задание № 4 *, с. 22.
Выполнить обратные действия,
1) 30 - 26 = 4 четвертая часть задуманного числа;
2) 4 • 4 = 16 — задуманное число.
2) Задание N 5. с. 23.
Пример задачи.
Мопед проходит за 4 ч некоторое расстояние со скоростью С какой скоростью это же расстояние пройдет мотоциклист за; о 1 способ.
1) 22 • 4 = 88 (км);
2) 88 : 2 = 44 (км/ч), о 2 способ.
1) 4 :2 = 2 (раза);
2) 22 • 2 = 44 (км/ч).
3) Составление числовых выражений.
Задание № 6. с. 22.
а) 248 • 3 - (375 + 124) = 245
б) (634 - 123) - 847 : 7 = 390
− Продолжаем наше путешествие.
4) Задание № 7. с. 23.
Рассматриваются два возможных случая.
Р = 7 + 7 + (7 - 3) = 18 (см).
Р •- 7 + (7 — 3) + (7 - 3) = 15 (см).
5) Задание № 8. с. 23.
− Чему равен делитель? (27.)
— Какое частное нужно получить? (3.)
— Как найти неизвестное делимое? (27 * 3 = 81.)
— Число 81 целиком делится на число 27. Чтобы получить при делении остаток 5, число 81 нужно увеличить на 5, и по; новое делимое — 86. (81 + 5 = 86.)
— Новое делимое больше данного на 27. (86 - 59 = 27.)
6) Работа в парах.
Найти значения числовых выражений.
Задание № 10 (1-й столбец), с. 23.
VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.
− Закончилось наше путешествие и исследование
— Вспомните, какова была цель исследования?
— Что нового узнали, проведя это исследование?
— Как можно определить площади фигур? (Сравнить на глаз, помощи разрезания и наложения, с помощью подсчета к лет
— Оцените свою работу на уроне, дополните предложения.
Я работал(з),,.
Я научился(лась)...
Я узнал(а),,.
У меня не получилось...
IX. Домашнее задание.
Задания № 9.10 (2-й столбец), с. 23,