УРОК 13. Множество. Элемент множества (с. 28—29)

Цели урока:
1) учить объединять предметы в группы по сходным признакам и выделять из группы отдельные предметы;
2) закреплять умения сравнивать численности множеств, располагать предметы в порядке увеличения (уменьшения), вести количественный и порядковый счет предметов в пределах 10;
3) совершенствовать знания о свойствах и взаимном расположении предметов.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.
2. Устные упражнения и практическая работа.
1) Счет в пределах 10 (прямой и обратный) с передачей предмета.
2) Задание на внимание.
— Если услышите название цветка — поднимите правую руку, животного — левую. (Заяц, тигр, ромашка, слон, роза, медведь, собака, астра, василек.)
3) Геометрическое лото. Работа в парах.
— Выберите любую красную фигуру из геометрического лото. Как она называется?
— Составим узор. Положите на стол выбранную фигуру. Справа от нее положите такую фигуру из геометрического лото, у которой был бы тот же цвет, но другая форма. Потом положите еще одну фигуру, чтобы изменился цвет, а форма осталась прежней. Затем измените форму. И наконец, измените форму и цвет.
— Сколько всего фигур в этом узоре? Сколько в нем фигур одного цвета? Одной формы? Могли ли быть в этом узоре три красные фигуры?

3. Изучение нового.
Группировка предметов по общим признакам.
— Отгадайте, о каком времени года эта загадка:

Прошла по лугам, по полям, по лесам, Припасы она заготовила нам. Упрятала их в погреба, в закрома. Сказала: «За мною нагрянет зима». (Осень.)

— Сколько осенних месяцев? (Три.)
— Назовите их по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь.)
— Осенью созревает богатый урожай овощей, фруктов, ягод, грибов, цветов. (На доске учитель прикрепляет изображения этих предметов.)
— Поможем Зайчику и Белочке разобрать урожай. Что будет запасать на зиму Зайчик? (Овощи.)
(Вызванный к доске ученик отбирает овощи и прикрепляет их отдельно.)
— А Белочка? (Грибы.)
(Другой ученик отбирает картинки с грибами и прикрепляет их отдельно.)
— На какие группы можно разбить оставшиеся картинки? (Фрукты, ягоды, цветы.)
— Все эти группы предметов в математике называются множествами. Например, множество овощей (учитель показывает эту группу картинок, обводя ее мелом плавной линией), множество грибов и т. д.
— Какие еще множества мы выделили? Покажите.
— Каждый предмет в отдельности — элемент множества. Например, огурец — элемент множества овощей. Мухомор — элемент множества грибов.
— Назовите элементы множества фруктов. Элементом какого множества является василек?
4. Работа по учебнику.
Выполнение заданий учебника на с. 28—29.
1) Подбор обобщающего слова для множества предметов. Счет и выделение элементов множества.
— Рассмотрите каждое множество предметов. Придумайте ему название. (Грибы, бабочки, конфеты.) Сколько элементов в множестве бабочек? В множестве конфет? Элементом какого множества является рыжик? Леденцы?
2) Второе задание на с. 28 выполняется аналогично. Беседа по усмотрению учителя.
3) При выполнении первого задания на с. 29 учащиеся должны познакомиться с понятиями четырехугольника и пятиугольника.
— На какие три множества можно разбить фигуры на рисунке? (Треугольники, четырехугольники, пятиугольники.) По какому признаку выделяли эти множества? (По форме.)
— Разбейте эти фигуры на группы по цвету. Сколько множеств получилось? (Четыре: синие, оранжевые, зеленые и розовые фигуры.)
5. Физкультминутка.
Поднимает руки класс — это «раз»,
Повернулась голова — это «два»,
Руки вниз, вперед смотри — это «три»,
Руки в стороны пошире развернули на «четыре»,
С силой их к плечам прижать — это «пять».
Всем ребятам тихо сесть — это «шесть».
6. Повторение. (Продолжение работы с учебником.)
1) Задание 2, с. 29. Чтобы узнать, каков порядок расположения бейсболок хотел нарисовать художник, учащиеся должны соотнести цветную схему с размерами бейсболок. Объяснения при этом могут быть такими: «Первой стоит синяя бейсболка, она самая большая. Потом идет зеленая, она поменьше. Дальше — черная бейсболка, она еще меньше. И последняя самая маленькая — красная бейсболка. Порядок от большего к меньшему называется уменьшением.
Пользуясь схемой, учащиеся далее отвечают на другие вопросы учебника.
2) Задание 3, с. 29, требует знания порядка чисел в натуральном ряду. Так, рассуждения учащихся при заполнении схемы слева могут быть следующими: «Нам нужно заполнить точками два пустых кружка. В одном кружке должно быть точек больше, чем три. Пусть это четыре точки. Тогда в следующем кружке должно быть точек больше, чем четыре. Допустим, это пять точек. Проверяем: 5 точек больше, чем 2 точки. Выполнено верно». Разумеется, здесь могли быть и другие ответы. Например, четыре и шесть, пять и восемь и т. п.
7. Физкультминутка.



Раз, два, три, четыре, пять! Будем пальчики считать — Крепкие, дружные, Все такие нужные. На другой руке опять: Раз, два, три, четыре, пять! Пальчики быстрые, Хоть не очень... чистые.

8. Работа в тетради.
Выполнение рисунка по образцу в учебнике.
9. Итог урока.
— Что нового вы узнали на уроке?
— Какие задания вы выполняли? Какие вам понравились?
— К следующему уроку придумайте множества предметов и назовите элементы этих множеств.


Раздел 2.
МНОЖЕСТВА И ДЕЙСТВИЯ НАД НИМИ

Наши рекомендации