V. Составление и решение задач
Работа ведется по заданиям 3, 4 (с. 16 учебника, часть 2) и заданию 1 (с. 9 в тетради № 2).
По заданию 3 (с. 16 учебника, часть 2) дети составляют д в е з а- д а ч и: одну на увеличение числа на несколько единиц, вторую – на сравнение.
(В букете было 5 гвоздик, в него добавили еще 3 гвоздики. Сколько гвоздик стало в букете?
В одном букете 5 гвоздик, а в другом 8. На сколько в первом букете гвоздик меньше, чем во втором? На сколько во втором букете гвоздик больше, чем в первом?)
По заданию 4 (с. 16 учебника, часть 2) составляется задача на сравнение. (Длина розового отрезка 10 см, а длина зеленого – 7 см. На сколько розовый отрезок длиннее зеленого?)
В каждой из составленных задач дети выделяют условие и вопрос, называют данные и искомое числа, после чего записывают решение и дают ответ.
Задание 1 (с. 9 в тетради № 2) может быть выполнено учащимися с а м о с т о я т е л ь н о с последующим объяснением.
VI. Решение выражений.
Учитель предлагает ученикам рассмотреть задание 2 (с. 9 в тетради № 2).
– Какую работу предстоит выполнить? (Дописать знаки и числа.)
– Вставьте необходимые знаки и числа.
Работа проводится в группах, с последующей самопроверкой с контрольного листа.
VII. Работа над развитием логического мышления учащихся.
В заключение урока дети выполняют задание на смекалку (с. 16 учебника, часть 2).
VIII. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
У р о к 77. СОСТАВ ЧИСЕЛ ПЕРВОГО ДЕСЯТКА
Цели урока:закреплять знание учащимися состава чисел первого десятка; умение находить значения выражений, опираясь на знание состава чисел; продолжать работу над задачами изученных видов; развивать мышление учащихся.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
1 1 1
9 9 9
III. Устный счёт.
Задание на смекалку.
Учитель может использовать задание в учебнике (с. 17, часть 2, поля).
IV. Закрепление знания состава чисел.
Для этой цели можно использовать задание 1 (с. 17 учебника, часть 2), но лучше вынести его на доску и провести в виде игры «Назови соседа».
V. Решение выражений.
Учащиеся выполняют задание 3 (с. 9 в тетради № 2): закрашивают одну из фигурок (по правилу).
Дети могут сами выбрать фигурку, которую они хотят закрасить, либо это делает учитель (дает задание дифференцированно).
Ученики рассматривают выражения в задании 4 (с. 17 учебника, часть 2).
– Что хотите сказать?
– Рассмотрите внимательно выражение каждого столбика.
– Какую закономерность подметили?
(В первом столбике число, из которого вычитаем, одинаковое – 10; первые из чисел, которые вычитаем, уменьшаются на один, вторые – увеличиваются на один.)
– Как, по вашему мнению, будут изменяться значения выражений?
– Решим выражения. (Выражения решаются с устным объяснением.)
– Вы были правы?
– Продолжите столбик еще одним выражением и решите его.
(10 – 1 – 5 = 4.)
– Что можете сказать о выражениях второго столбика? (Первые слагаемые одинаковые – 1, вторые слагаемые увеличиваются на 1; числа, которые вычитаем из значения сумм, уменьшаются на 1.)
– Как будут меняться значения выражений?
– Запишите выражения и решите их.
– Продолжите столбик, соблюдая закономерность. (1 + 9 – 2 = 8.)
– Назовите значения выражений.
– Вы были правы?
– Расскажите о выражениях третьего столбика. (Числа, из которых вычитаем, уменьшаются на 1, вычитаем одинаковое число – 4; затем к значениям выражений прибавляем числа, которые увеличиваются на 1.)
– Как, по вашему мнению, будут меняться значения выражений?
– Какое выражение должно продолжить этот столбик? (6 – 4 + 6 = 8.)
– Найдите значения выражений. (Данный столбик может быть решен устно.)
– Вы были правы?