I. Организационный момент. 1. Решите «круговые примеры»:
II. Устный счёт.
1. Решите «круговые примеры»:
45 – 8 8 + 6 17 – 9
14 + 30 44 + 1 37 – 20
2. Арифметический диктант:
8 ·3 2 · 9 6 · 3
2 · 7 24 : 3 27 : 9
12 : 2 14 : 7 12 : 3
III. Работа над новым материалом.
Ученики рассматривают выражения, данные в учебнике на с. 44 вверху, называют, какие действия они содержат. Затем дети объясняют, почему действия в парах примеров одинаковые, а результаты получились разные.
Учащиеся. Действия в примерах были одинаковые, но выполнялись они в разном порядке. Порядок действий зависел от скобок.
После этого учащиеся читают вводный текст и правило в красной рамочке.
Выполнять действия в следующем порядке:
1) действия, записанные в скобках;
2) умножение и деление;
Сложение и вычитание.
Далее под руководством учителя дети объясняют порядок действий в выражениях (внизу):
Выражение 100 – 21 : 3 содержит вычитание и деление.
Значит, сначала надо выполнить деление, а затем вычитание.
21 : 3 = 7, 100 – 7 = 93.
Выражение 60 + 9 · 3 содержит сложение и умножение.
Значит, сначала выполняем умножение, а потом сложение:
9 · 3 = 27, 27 + 60 = 87.
Выражение 30 + 6 · (13 – 9) содержит действия: сложение, умножение и вычитание. В нем есть скобки, значит, первым действием выполняем действие в скобках, затем умножение, а потом сложение.
13 – 9 = 4, 6 · 4 = 24, 30 + 24 = 54.
Выражение 18 : 2 – 2 · 3 + 12 : 3 содержит деление, вычитание, умножение и сложение. В нем нет скобок, значит, сначала выполняются деление и умножение слева направо, а затем вычитание и сложение по порядку слева направо.
Для закрепления учащимися под руководством учителя выполняется задание № 1 на с. 45. В каждом случае дети называют, какие действия содержит выражение, в каком порядке их надо выполнять, и вычисляют значение выражения. Запись выполняется по образцу учебника.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Солнце глянуло в кроватку…
Раз, два, три, четыре, пять.
Все мы делаем зарядку,
Надо нам присесть и встать.
Руки вытянуть пошире,
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре,
И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку.
Все мы делаем зарядку.
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач.Задания № 2 и № 4 дети решают самостоятельно с последующей проверкой.
Задание № 3 разобрать с комментированием. После записи условия проводится беседа.
Всего – 48 с.
Прочитала – 3 д. по 9 с.
Осталось – ?
Учитель. Задача простая или составная?
Учащиеся. Составная.
Учитель. Что надо еще найти, прежде чем ответить на главный вопрос задачи?
Учащиеся. Мы должны узнать, сколько страниц прочитала девочка за 3 дня.
Учитель. Как это можно найти?
Учащиеся. Надо 9 · 3.
Учитель. После этого можно узнать, сколько страниц ей осталось прочитать?
Учащиеся. Да. Надо из 48 вычесть полученный результат.
Далее дети оформляют решение и ответ сами.
1) 9 · 3 = 27 (с.) – прочитала
2) 48 – 27 = 21 (с.)
О т в е т: 21 страница осталась.
Аналогично учитель с учащимися разбирает задание № 5.
2. Решение уравнений. Перед выполнением задания № 7 дети должны вспомнить и рассказать правила, как найти неизвестные слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое.
Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.
Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.
После этого выписывают уравнения по заданию и самостоятельно решают.
Работа над геометрическим материалом.
Задание № 6 можно оформить как задачу в тетради. Для этого дети измеряют длину данных отрезков, перечерчивают их в тетрадь, выразив их длину в миллиметрах, вспоминают правило:
Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее число.
Выполняя задание № 8, дети должны выписать название треугольников: АВК, ВСД, ВДК, ЕОМ, РЕМ, МОТ.
Названия четырехугольников: АСДК, АВДК, ВСДК, РЕОТ, МЕОТ, РЕОМ.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке?
Дети. Мы учились решать выражения со скобками и без скобок.
Учитель. Что повторяли сегодня?
Дети. Мы решали примеры и задачи, уравнения, чертили отрезки и выписывали названия треугольников и четырёхугольников.
Домашнее задание:с. 45, № 6.
У р о к 35. ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ АРИФМЕТИЧЕСКИХ
ДЕЙСТВИЙ. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО(с. 46)
Цели: закреплять правила порядка действий в выражениях со скобками и без них; отрабатывать вычислительные навыки; работать над совершенствованием умения самостоятельно анализировать задачи; вспомнить нахождение периметра геометрических фигур.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. В устную работу на уроке можно включить:
а) игру «Молчанку»:
б) затем выполнить задание «Найди лишнее выражение»:
20 + 28 40 + 8 24 + 24 30 + 18 15 + 34.
В результате разбора этого задания учащиеся должны заметить, что лишнее выражение 15 + 34, так как в остальных выражениях ответ равен 48, а в этом 49;
в) заполните таблицу:
Множитель | ||||||
Множитель | ||||||
Произведение |
2. Для закрепления правила порядка действий в выражениях выполняется задание № 1. Учащиеся сначала вспоминают правила, изученные на прошлом уроке, а затем решают примеры с комментированием (см. объяснение урока № 34).