IV. Развитие навыков счета
С этой целью могут быть устно выполнены задания 1, 3, 6 (с. 69 учебника, часть 2).
Выполняя задания 3, 6, дети пользуются сигнальными карточками. Задание 3 читает учитель или учащиеся по очереди. Если задание читают дети, учителю следует добиваться того, чтобы записанные выражения они читали по-разному:
Например:
5 + 7
– Чему равно значение суммы чисел 5 и 7?
5 + 8
– Первое слагаемое 5, второе слагаемое 8. Найти значение суммы.
5 + 9
Число 5 увеличили на 9. И т. д.
Далее с комментированием выполняются задания 2 (с. 69 учебника, часть 2), 14 (с. 70 учебника, часть 2) или задание 4 (с. 69 учебника, часть 2) (по выбору учителя).
V. Сравнение именованных чисел.
Выполняется задание 12 (с. 70 учебника, часть 2).
Задание может быть выполнено устно (с объяснением) или самостоятельно с последующей ф р о н т а л ь н о й проверкой.
VI. Работа над задачами.
Устно решаются задачи 16 (с. 71 учебника, часть 2), 7 (с. 69 учебника, часть 2).
Затем учащиеся читают условие задачи 11 (с. 70 учебника, часть 2), с а м о с т о я т е л ь н о формулируют вопрос задачи таким образом, чтобы получилась составная задача (Сколько белых и черных фигур осталось на доске?), называют данные и искомые числа, составляют к р а т к у ю з а п и с ь:
После чего с комментированием записывают решение, формулируют и записывают ответ задачи.
1) 5 + 4 = 9 (ф.) черных.
2) 5 + 9 = 14 (ф.) всего.
Ответ: осталось 14 фигур.
Далее может быть рассмотрена задача 10 (с. 70 учебника, часть 2). Задача разбирается аналогично предыдущей, затем записывается ее решение (с объяснением):
Сначала узнаем, сколько открыток сделали девочки, для этого из 10 вычтем 3:
10 – 3 = 7 (от.).
Зная, что девочки сделали 7 открыток, можем узнать, сколько открыток дети сделали вместе:
10 + 7 = 17 (от.).
Ответ: 17 открыток.
Или:
Ответ: дети сделали 17 открыток.
VII. Работа над развитием логического мышления учащихся.
В заключение урока детям могут быть предложены задачи на смекалку (с. 69, 70 учебника, часть 2).
Решение:
З а д а ч а (с. 69): внучки гостили у бабушки 4 месяца: май, июнь, июль, август.
З а д а ч а (с. 70):
VIII. Итог урока.
– Чему научил вас урок?
– Какое задание вам особенно понравилось?
– Чем?
– Какую работу вам хотелось бы выполнить еще?
– Оцените свою работу на уроке.
У р о к 119. ПРИЕМ ВЫЧИТАНИЯ С ПЕРЕХОДОМ
ЧЕРЕЗ ДЕСЯТОК
Цели урока: познакомить учащихся с общим приемом вычитания однозначного числа из двузначного с переходом через десяток; закреплять умение решать задачи и выражения изученных видов.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Каллиграфическая минутка.
10 10 10 10 10
20 20 20 20 20
III. Устный счёт.
«Молчанка».
IV. Изучение нового материала.
Подготовка учащихся к восприятию нового материала.
– Сколько надо вычесть из числа 12 (13, 15, 17, 19), чтобы получилось 10?