III. Работа над новым материалом. Перед изучением задач нового вида учитель вспоминает вместе с учащимися материал
Перед изучением задач нового вида учитель вспоминает вместе с учащимися материал, изученный на прошлом уроке. На доске представлен рисунок.
Учитель. На сколько равных частей разделен первый круг?
Дети. На 2 равные части.
Учитель. Покажите 1/2 часть круга. Как получили 1/2 часть?
Дети. Разделили круг на 2 равные части, а взяли только одну часть.
Учитель. На сколько равных частей разделен второй круг? Покажите 1/4 часть. Как запишете? Как получили 1/4 часть? Сколько четвертых долей в целом круге?
Аналогичная работа проводится с другими рисунками.
Объяснение нового следует начать с выполнения задания № 1 (1 и 2) в форме практической работы.
Учитель. Покажите свою полоску бумаги, приготовленную дома. Перегните ее пополам (показать половину полоски длиной 6 см), теперь перегните еще раз пополам. Расправьте полоску. На сколько равных частей мы разделили полоску?
Учащиеся. На 4 равные части.
Учитель. Раскрасьте 1/4 часть полоски красным карандашом. Какова длина всей полоски?
Учащиеся. 12 см.
Учитель. Как найти длину 1/4 части полоски без измерения?
Учащиеся. 12 : 4 = 3. Длина 1/4 части полоски составляет 3 см.
Учитель. Теперь давайте решим обратную задачу. Мы знаем, что длина 1/4 части полоски 3 см. Как узнать длину всей полоски без измерения?
Учащиеся. Нужно 3 умножить на 4. Длина всей полоски 12 см.
Учитель. Почему нужно длину 1/4 части полоски умножать на четыре?
Учащиеся. Во всей полоске содержится 4 таких части.
Для закрепления под руководством учителя выполняется задание № 2. Дети читают задачу, объясняют выбор действия и записывают решение:
4 · 3 = 12 (см)
О т в е т: 12 см.
Самостоятельно с последующей проверкой дети решают задачу № 3. Предварительно следует проверить, всем ли понятно, что половина – это 1/2 часть тетради.
Задание № 4 учащиеся выполняют устно.
Дети рассматривают первый рисунок.
Учитель. Весь циферблат часов можно разбить мысленно на 4 равные части. Тогда первые часы будут показывать сколько времени?
Дети. Четверть первого.
Учитель. А вторые часы?
Дети. Без четверти час.
Учитель. А на третьем рисунке?
Дети. Половина первого.
Устно также дети читают и выполняют задание № 5.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Руки в стороны – в полёт
Отправляем самолёт.
Правое крыло – вперёд,
Левое крыло – вперёд.
Раз, два, три, четыре –
Полетел наш самолёт.
(И. П. – стойка: ноги врозь, руки в стороны; 1 – поворот вправо; 2 – И. П.; 3 – поворот влево; 4 – И. П.)
IV. Работа над пройденным материалом.
Для самостоятельной работы можно предложить задание № 6.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, над какой темой работали мы сегодня на уроке?
Дети. На уроке мы продолжали работать над темой «Доли». Сегодня мы учились решать задачи с долями.
Учитель. Что повторяли сегодня на уроке?
Дети. На уроке мы повторяли решение примеров столбиком, табличные случаи умножения и деления.
Домашнее задание: с. 98, № 6.
У р о к 80. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.
РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ (с. 99)
Цели: закрепить умение решать задачи с долями; табличные случаи умножения и деления.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. Для закрепления знания таблиц умножения и деления полезно провести игру «Угадай пример». Учитель говорит, что на карточке (повернутой обратной стороной к классу) записан пример из таблицы умножения с ответом 24 (18, 16, 36, 81, 27), а дети должны «угадать» записанный на карточке пример. Важно проследить за тем, чтобы были названы разные возможные варианты (24 = 6 · 4 = 8 · 3 и т. д.).
2. Выполните задание «Какое число лишнее?».
3. Вставьте пропущенные числа: