I. Организационный момент. Прекрасно все на небе, Прекрасно в нашем классе
* * *
Прекрасно все на небе, Прекрасно в нашем классе,
Прекрасно на земле. Прекрасно все во мне.
— И вот такие прекрасные дети садятся за парты и начинают прекрасно работать на замечательном и интересном уроке математики. У кого из вас прекрасное настроение? Почему?
II. Проверка домашнего задания.
Задание № 11. с. 25 (с учетом замены в 3-м примере 1-го столбца знака «-» на «+»).
— Назовите числовое выражение, в ответе которого
24 дес. 1 ед.; 2 с. 2 дес. 5 ед.; 7 с. 4 ед.; 7 дес. 6 ед.; 7 с. 9 дес. 1 ед.; 1с. 6 дес. 2 ед.
III. Устный счет.
1) Игра «Лабиринт».
— Пройдите через «ворота», набрав необходимую сумму чисел.
2) Задание № 2. с. 26.
Числа а и b определяются по правилам нахождения неизвестного множителя.
Ответы: 60, 3, 68, 88,72, 8.
3) Задание № 5 ’, с. 26.
Если в «окошко» поставить число 8, выражения будут равными. Неравенство будет истинным, если в «окошко» поставить любое число, больше 8, например 9,10 и т. д.
4) Задание Ne 8. с. 27.
1-й столбец: количество десятков второго слагаемого увеличивается на 1. Следующий пример: 928 + 67.
2-й столбец: количество десятков вычитаемого увеличивается на 1. Следующий пример: 900 - 35.
3-й столбец: второй множитель увеличивается на 1. Следующий пример: 37 • 6.
4-й столбец: делитель увеличивается на 1. Следующий пример: 928:5.
5) Игра «Учитель — ученик».
Задание № 10. с. 27.
6) Решение задач.
а) Какую часть часа составляют 30 мин? 15 мин? 10 мин? 20 мин? 6мин? 5 мин?
б) Какую часть суток составляют 1ч? 8 ч? 12 ч?
в) Какую часть года составляют 3 месяца? 4 месяца? 6 месяцев? 1месяц?
IV. Целеполагание.
— Чему мы учимся на уроках математики?
Сегодня нам понадобятся ваши знания и умения, полученные на предыдущих уроках. Мы будем находить значения выражений с одной переменной.
V. Закрепление изученногоматериала.
1) Задание Ns 1. с. 26 — коллективно.
2} Задание Ns 3. с. 26 — с комментированием.
3) Задание N° 7, с. 26 — по вариантам.
4) Задание № 9. с. 27 — коллективно.
Р = {15 + а)« 2, или Р = 15 +15 + а + а.
Физкультминутка.
* * #
А сейчас все по порядку Оглянулись через правое плечо,
Встанем дружно на зарядку. Оглянулись через левое еще.
Руки в сторону, согнули, Дружно присели, пяточки задели.
Вверх подняли, помахали, На носочки поднялись,
Спрятали за спину их. Опустили руки вниз.
5) Работа в парах.
Задание № 11. с. 27.
Нужно записать числа вида «4*0».
Проверка выполненной работы.
Ответ: 400,410, 420, 430, 440, 450, 460,470, 480,490.
6) Решение задач.
Задание № 4, с. 26.
Составить разные числовые выражения к решению задачи.
(370 - 240) + 420 = 550 (с.) — осталось, когда отправили только груши.
(420 - 240) + 370 = 550 (с.) — осталось, когда отправили только яблони.
(370 + 420) - 240 = 550 (с.) — осталось, когда отправили яблони и груши.
7) Практическая работа в группах.
Задание № 6. с. 26.
Нужно вспомнить свойства прямоугольника: противоположные стороны у прямоугольника равны; смежные стороны прямоугольника образуют прямые углы.
Чтобы получить прямоугольник из прямоугольного треугольника, нужно достроить четвертую точку D. Определить место точки D можно разными способами:
а) Отточки В отложить вправо столько же клеточек, сколько их содержит отрезок АС.
б) От точки С отложить вверх столько же клеточек, сколько их содержит отрезок АВ.
в) По стороне АВ приложить угольник, отложить от точки В прямой угол и провести луч, затем отточки С отложить прямой угол (угольник приложить по стороне ВС) и провести луч. Точка D — точка пересечения лучей.
8) Самостоятельная разноуровневая работа.
1 уровень. Подчеркнуть числа, которые больше 864.
205, 900, 372, 1 000, 865, 980,174, 653, 999.
2 уровень. Найти значение выражения 950 - а • 43 при а = 10.
3 уровень. Записать выражения и найти их значения.
а) Сумму чисел 240 и 480 уменьшить в 9 раз.
б) Разность чисел 1 000 и 370 уменьшить в 70 раз.
3 уровень. Отметить знаком «+» истинные утверждения.
7 км < 9 км 60 м 1/5 м > 40 см
6 см = 60 мм 1/3 ч > 30 мин
5 уровень. Решить задачу.
В магазин привезли 163 кг бананов и 185 кг апельсинов. За день продали 1/4 часть фруктов. Сколько кг фруктов осталось продать?
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
— Над какой темой работали сегодня на уроке?
— Прекрасное ли у вас настроение в конце урока? Почему? (Ответы.)
VII.Домашнее задание.
Задания № 12.13 (2-й столбец), с. 27.
4 КЛАСС | ЦЕНА. КОЛИЧЕСТВО. СТОИМОСТЬ | |
Цель: | создать условия для знакомства с новыми величинами: «цена», «количество», «стоимость»; способствовать закреплению умений решать простые задачи на нахождение цены, количества, стоимости; содействовать воспитанию требовательности к себе, аккуратности, трудолюбия | |
Оборудование: | учебник по математике (ч. 1, Т. М. Чеботаревская и др.); тетради, ручки, карандаши, циркули, линейки для организации игры «Магазин»; фонограмма для физкультминутки |
Ход урока
I. Организационный момент.
— Вы любите преодолевать трудности? Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями.
Трудности всегда преодолеваются, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Прислушайтесь, какое настроение у вас сейчас. (Ответы.) Значит, никакие трудности нам не страшны.
II. Проверка домашнего задания.
III.Устный счет.
1) Решить примеры.
2) Сравнить.
46 дм 3 см □ 4 м 63 см 5 м 9 дм □ 59 дм
2 м 63 см □ 26 дм 3 см 3 700 см □ 26 м
320 кг □ 3 020 г 34 дм □ 400 см
3) Задание № 7. с. 29.
4) Задание № 9. с. 29.
5) Решение задач.
а) Мухоловка пролетает в день 50 км, а почтовый голубь — в 8 раз больше. Сколько километров в день пролетает почтовый голубь?
б) В книге 300 страниц. В первый день Оля прочитала 1/30 часть книги. Сколько страниц она прочитала? Сколько страниц осталось прочитать Оле?
IV. Целеполагание.
— Умеете ли вы решать задачи? (Ответы.) Что при этом вызывает у вас затруднение?
— А пригодится ли вам в жизни умение решать задачи? Приведите примеры.
Сегодня на уроке мы и будем совершенствовать умение решать задачи с величинами: цена, количество, стоимость.
Начнем нашу работу с уточнения смысла этих понятий и их взаимосвязи.