Прекрасно в нас влюбленное вино

И добрый хлеб, что в печь для нас садится,

И женщина, которою дано,

Сперва измучившись, нам насладиться.

Но что нам делать с розовой зарей

Над холодеющими небесами,

Где тишина и неземной покой,

Что делать нам с бессмертными стихами.

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.

Мгновение бежит неудержимо,

И мы ломаем руки, но опять

Осуждены идти все мимо, мимо.

Как мальчик, игры позабыв свои,

Следит порой за девичьим купаньем

И, ничего не зная о любви,

Все ж мучится таинственным желаньем.

Как некогда в разросшихся хвощах

Ревела от сознания бессилья

Тварь скользкая, почуя на плечах

Еще не появившиеся крылья.

Так век за веком – скоро ли, Господь? –

Под скальпелем природы и искусства

Кричит наш дух, изнемогает плоть,

Рождая орган для шестого чувства.

(Н. Гумилев)

– Знакомо ли вам это чувство?

– Если «да», то опишите его своими словами.

14. Объясните смысл пословицы: «Охота пуще неволи».

О каких модальностях психической реальности она говорит?

– Есть ли у вас нелюбимые дела? Какие? Почему вы их не любите? Как вы их обычно выполняете?

– Возможно ли превратить нелюбимое дело хотя бы в нейтральное? Каким образом?

15. Проинтерпретируйте следующий совет Данте:

«Каждый должен брать на свои плечи труд, соразмерный его силам, так как если тяжесть его окажется случайно чрезмерной, то он может поневоле упасть в грязь».

– Каким образом человек может узнать, на что он способен, а что ему не по силам?

– Как это соотносится с известной истиной, что каждому посылаются только те испытания, которые он может вынести?

16. Напишите сочинение-рассуждение на любую из предложенных ниже тем:

«Возлюби ближнего своего как самого себя».

«Отношения к другому и отношения к самому себе никогда не бывают противоположны; они в принципе параллельны» (Э. Фромм).

17. Определите, какие виды отношений «Я – Другой» описаны в следующих текстах. По каким существенным признакам вы это сделали?

А) Речь идет о некоем весьма тонком, часто и неосознанном соглашении… в соответствии с которым между партнерами устанавливается определенный тип взаимоотношений, регулируемый следующим условием: я позволяю партнеру стимулировать, поддерживать и укреплять во мне те черты характера и манеру поведения, которые соответствуют тому, каким я себя вижу и каким бы хотел видеть. Непосвященный читатель, лишь приступающий к овладению этой нелегкой наукой, может по наивности задать вопрос: за каким дьяволом здесь вообще нужен партнер? Ответ предельно прост: представьте себе на минутку мать без ребенка, врача без больных или главу государства, у которого нет государства.

Б) Заботиться о другом значит со всей возможной полнотой знать другого и сопереживать ему. Если человек бескорыстен в отношениях, он обладает свободой, позволяющей воспринимать все аспекты другого, а не только тот аспект, который служит какой-то утилитарной цели. Человек расширяет себя до другого, признавая другого чувствующим существом, которое также строит мир вокруг себя. Зрелая забота вытекает из богатства человека, а не из его бедности. Забота взаимна. Поскольку человек по-настоящему «поворачивается к другому», он меняется. Поскольку человек приводит другого к жизни, он также становится в более полной мере живым.

В) Молодой паре очень хочется уединиться, но в квартире постоянно возится малолетний племянник. Просто выпроводить его будет нелегко. В таких ситуациях, как известно, способность к изобретательности заметно повышается, поэтому пышущей молодостью чете не составило труда найти повод и сделать замечание своему непоседливому племяннику за «нехорошее» поведение. А затем добавить: «Придется тебя наказать сегодня тем, что не пойдешь гулять». У мальчугана тут же появляется желание погулять. Его начинают взвинчивать – настаивать на наказании, дабы упрямому малому еще пуще захотелось на улицу. Когда же он заупрямился: «Пойду!», – пара лицемерно «уступает» ему, достигая своей заветной цели.

18. Согласны ли вы со следующими мыслями о дружбе:

«Сопереживать страданиям друга может всякий, а вот успехам – лишь натура необычайно тонкая» (О. Уальд).

«Друг – это тот человек, который знает о вас все и не перестает любить вас» (Э. Хаббард).

– О каких качествах истинного друга говорят писатели?

– Проявляете ли вы эти качества в отношении других людей? В каких жизненных обстоятельствах? Как часто?

– Есть ли у вас настоящие друзья? Почему вы так думаете?

19. Какой закон взаимоотношений между людьми описан ниже?

«Никто не может любить другого, если до этого он не полюбил себя. Никто не может никого возненавидеть, если до этого он не возненавидел себя» (Э. Роттердамский).

«Характер человека никогда не раскрывается так ярко, как тогда, когда он пытается описать характер другого человека» (Ж. Поль).

«Мы обладаем в душе ровно столькими достоинствами, сколько можем видеть в других людях» (У. Хэзлитт).

20. Подготовьтесь к проведению в группе игры «Другое мнение».

Составьте список примерно из десяти качеств человека, которые традиционно считаются отрицательными, например: лень, зависть, эгоизм, неряшливость и пр.

Дайте каждому качеству свое определение.

Каждое из обозначенных вами качеств постарайтесь определить с другой позиции – как положительное. Желательно при характеристике качеств избегать трюизмов типа «Лень – двигатель прогресса», «Наг- лость – второе счастье» и т.п. Например:

Традиционный взгляд   Другое мнение
  Лень  
Невозможность добиваться поставленной цели   Способность свести к минимуму свои потребности
  Зависть Эгоизм  

21. Продолжите сказку-сон.

Сон про электронный плен

В зале, одна из стен которого была гигантским экраном дисплея, я сидел в глубоком мягком кресле с клавиатурой на коленях и программировал на суперкомпьютере. Я решал задачу создания искусственного интеллекта.

Все было готово к полному моделированию внутреннего мира человека. На лазерных дисках были записаны потоки повседневных ощущений – все, что приносит человеку зрение и слух, память и самочувствие. Можно было включить в работу десятки чувств и сотни эмоций, представленных цифровыми сигналами, но воспринимаемых центральной программой так же, как человек воспринимает свои переживания. Специальный блок под названием «Разум» был готов производить главную продукцию: искусственную мысль, которую нельзя было бы отличить от естественной.

Я нажал кнопку очистки экрана, но задумался… А что если мой эксперимент уже осуществлен? Что если мое собственное сознание всего лишь результат действия электронных блоков под управлением искусно составленных программ? Ведь я прекрасно знаю, как можно закодировать и вид зала, и ощущение удобства от мягкого кресла, и даже то самое сомнение, которое сейчас овладело мною…

Я вскочил, потрясенный. Боже мой, да есть ли вообще способ распознать природу собственного сознания? Ведь какой бы аргумент я ни придумал, точно так же он может оказаться результатом действия специального блока под названием «Разум», созданного достаточно квалифицированным программистом!.. Есть ли выход из этой ловушки?

И тут я вспомнил… Были в моей жизни мгновения, которые невозможно закодировать. И в них, прежде всего в них, таилась расшифровка остальных иероглифов сознания…

(В.Г. Кротов. Массаж мысли)

– Вспомните те мгновения из вашей собственной жизни, которые невозможно было бы запрограммировать.

– Опишите свои переживания в эти моменты.

22. Обдумайте высказывание писателя.

«Младенец не отдает себе отчета в том, что тело его принадлежит ему больше, чем окружающие предметы; он играет пальцами ноги, не чувствуя, что они – часть его самого и чем-то отличаются от висящей рядом погремушки; лишь постепенно, испытав боль, ребенок начинает ощущать самостоятельное существование собственного тела. Индивидууму, чтобы осознать свое ‟я” необходим такой же опыт; однако разница заключается в том, что всякий человек ощущает свое тело как особый и самостоятельный организм, но отнюдь не каждый осознает свое ‟я” как самостоятельную и независимую личность… И вот людям, так же мало осознающим свое ‟я”, как пчелы в улье, суждена в жизни удача: им выпадает счастье, их бытие делит с ними все общество, их радости только потому и становятся радостями, что ими тешатся сообща…» (У.С. Моэм. Бремя страстей человеческих).

– Согласны ли вы с этой мыслью?

– Зачем человеку искать самого себя, развивать индивидуальность, если это больно, а для счастья есть более легкие пути?

23. Какие переживания собственного «Я» описывают поэты?

а) Я сам себя заколдовал.

Блаженство? Выбирай любое.

Пустого зеркала овал,

В нем только небо голубое.

Но ты внимательно вглядись

В его растущие просторы,

Туда, в сияющую высь,

Где тонут ангельские взоры.

И как парящего орла

Из этой глубины лучистой,

Неудержимая стрела

Тебя пронзит с протяжным свистом.

И ты увидишь свой же лик,

Но в восхищеньи совершенства,

И будет это краткий миг

Блаженней вечного блаженства.

(В. Пяст)

б) В глубине, на самом дне сознанья,

Как на дне колодца – самом дне –

Отблеск нестерпимого сиянья

Пролетает иногда во мне.

Боже! И глаза я закрываю

От невыносимого огня.

Падаю в него…

и понимаю,

Что глядят соседи по трамваю

Странными глазами на меня.

(Г. Иванов)

– Возникали ли у вас когда-либо подобные переживания?

– Что являлось толчком для них?

– Почему, на ваш взгляд, такие минуты очень редки в жизни современного человека?

24. Выполните упражнение «Круг субличностей» (Д. Рейнуоттер).

1) Перечислите все свои желания, записывайте все, что приходит вам в голову, сосредоточьтесь на том, чтобы это были ваши собственные желания.

2) Когда в вашем списке наберется 20 пунктов (или когда вы почувствуете, что перечислили все свои желания), просмотрите список и выберите 5–6 наиболее существенных, самых важных.

3) На листе бумаги нарисуйте круг диаметром примерно 20 см, внутри него – круг поменьше. Получилось кольцо, центральная часть которо- го – ваше Я. А в самом кольце разместите те 5–6 субличностей, которые являются выразителями ваших желаний.

4) Нарисуйте и раскрасьте символы, которые отражают ваши желания, художественные способности в данном случае значения не имеют.

5) После рисования дайте каждой субличности свое индивидуальное имя. Имя может быть абсолютно любым (похожим на кличку или более романтическим). Главное, чтобы оно имело смысл именно для вас.

6) Раскрасьте свое «Я».

25. Согласны ли вы со следующим определением?

«Быть эгоистом – это не значит жить, как тебе хочется. Это значит просить других, чтобы они жили так, как тебе хотелось бы» (О. Уальд).

– Кого лично вы считаете эгоистом?

– Почему люди часто «причесывают других под одну гребенку» и какую?

26. Проанализируйте следующую историю.

Сон о рыцарском поединке

На мне были тяжелые жаркие доспехи. Их блеск – с малиновым оттенком – слепил глаза мне самому. Одна железная перчатка сжимала копье, другая лежала на рукоятке меча. Конь, тоже покрытый железными пластинами, шагал ровно и уверенно, как робот.

Навстречу мне ехал рыцарь – тоже в латах, слитый воедино с конем. Вишневый блеск доспехов означал одно: это враг. Наши кони убыстрили шаг. Копья опустились наперевес.

Мне было страшно: страшно скучно… Я вытащил руку из железного рукава, но она продолжала сама орудовать мечом. Нащупав сзади, за спиной, паз в доспехах, я раздвинул их дверцу, и выбрался наружу. Конь стряхнул меня со своего крупа, словно лишнюю тяжесть.

Поединок продолжался. Я отбежал в сторону, к узкому ручью, поросшему кустами цветущего шиповника, и увидел там своего соперника, выбравшегося на свободу еще раньше меня. Он был светловолос, в белой рубашке с расстегнутым воротничком. Мы улыбнулись друг другу и оба обернулись на приближающийся грохот.

Брошенные нами рыцарские фигуры мчались на нас! Копья были нацелены в нашу сторону, кони скакали мерно и неотвратимо. Я в ужасе бросился бежать. Малиновый рыцарь настиг меня – и я вновь оказался в доспехах. Мир сузился до щели в забрале.

Мой конь развернулся и двинулся к месту поединка. Я увидел светлого своего соперника, который шел навстречу своему вишневому рыцарю, будто не замечая ни направленного в сердце копья, ни самого всадника. Я застонал от отчаяния, но светловолосый парень прошел сквозь грозного рыцаря, как сквозь облако пара, и весело зашагал дальше – вдоль ручья, мимо цветущего шиповника.

Вскоре я потерял его из виду, потому что мой конь двинулся навстречу вишневому всаднику. Копья лязгнули о металл…

(В.Г. Кротов. Массаж мысли.)

– О каком поединке, по вашему мнению, идет речь?

– Какие части человеческого «Я» символизируют рыцари и надетые на них доспехи?

– Почему одному из всадников удалось выбраться на свободу из своих доспехов? Благодаря каким качествам?

– Почему люди часто отождествляют себя с доспехами и забывают о рыцаре, существующем в каждом из нас?

27. Проанализируйте следующий отрывок из романа Г. Гессе «Степной волк».

«Вам известно ошибочное и злосчастное представление, будто человек есть некое постоянное единство. Вам известно также, что человек состоит из множества душ, из великого множества ‟я”. <…> Тому, кто изведал распад своего ‟я”, мы показываем, что его куски он всегда может в любом порядке составить заново и добиться тем самым бесконечного разнообразия в игре жизни. Как писатель создает драму из горстки фигур, так и мы строим из фигур нашего расщепленного ‟я” все новые группы с новыми играми и напряженностями, с вечно новыми ситуациями. Смотрите!

Тихими, умными пальцами он взял мои фигуры, всех этих стариков, юношей, детей, женщин, все эти веселые и грустные, сильные и нежные, ловкие и неуклюжие фигуры, и быстро составил из них на своей доске партию, где они тотчас построились в группы и семьи для игр и борьбы, для дружбы и вражды, образуя мир в миниатюре. Перед моими восхищенными глазами он заставил этот живой, но упорядоченный маленький мир двигаться, играть и бороться, заключать союзы и вести сраженья, осаждать любовью, вступать в браки и размножаться; это была и правда многоперсонажная, бурная и увлекательная драма.

Затем он весело провел рукой по доске, осторожно опрокинул фигуры, сгреб их в кучу и задумчиво, как разборчивый художник, построил из тех же фигур совершенно новую партию, с совершенно другими группами, связями и сплетеньями. Вторая партия была родственная первой: это был тот же мир, и построена она была из того же материала, но переменилась тональность, изменился темп, переместились акценты мотивов, ситуации приобрели иной вид.

И вот так этот умный строитель строил из фигур, каждая из которых была частью меня самого, одну партию за другой, все они отдаленно походили друг на друга, все явно принадлежали к одному и тому же миру, имели одно и то же происхождение, но каждая была целиком новой.

– Это и есть искусство жить, – говорил он поучающе. – Вы сами вольны впредь на все лады развивать и оживлять, усложнять и обогащать игру своей жизни, это в ваших руках. …Фигуру, которая сегодня выросла в несносное пугало и портит вам партию, вы завтра понизите в чине, и она станет безобидной второстепенной фигурой. А из милой, бедной фигурки, обреченной, казалось уже на сплошные неудачи и невезенье, вы сделаете в следующей партии принцессу».

– Попробуйте сыграть в аналогичную игру, похожую на шахматы, с фигурами вашей собственной жизни. Обозначьте, например, следующие фигуры: Я маленький; Я в настоящее время; фигуры значимых для вас людей (реальных или идеальных), которые оказывают положительное или негативное влияние на вас.

– Попытайтесь расставить фигуры так, как они представлены в вашей жизни в данный момент. Что вам нравится, а что нет в этой игре?

– А теперь сыграйте с теми же фигурами другую партию. Какой новый мир вы построили для себя? Уютно ли вам в нем? Что необходимо, чтобы этот игрушечный мир воплотить в реальный?

28. Сравните свою точку зрения на библейскую заповедь «Возлюби ближнего своего, как самого себя» с точкой зрения выдающихся философов:

а) «‟Возлюби ближнего своего” – это значит, прежде всего: ‟Оставь ближнего своего в покое!” – И как раз эта деталь добродетели связана с наибольшими трудностями» (Ф. Ницше).

б) «Нам была дана заповедь: ‟Люби ближнего, как самого себя”, – но если правильно понять эту заповедь, то можно прочесть в ней и обратное утверждение: ‟Ты обязан любить себя должным образом”» (С. Кьеркегор).

– Почему оставить ближнего своего в покое самое трудное дело?

– Что вы понимаете под любовью к самому себе?

29. Обдумайте шутку Б. Шоу:

«Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи».

– Какие личностные качества необходимы для такого взаимообогащающего обмена?

– В каких видах человеческих взаимоотношений они формируются и проявляются?

30. Рассмотрите карикатуру датского художника Х. Бидструпа.

– Опишите каждый вид взаимодействия с позиций его участников (чувства, мысли, желания каждой из сторон). Каким видам взаимоотношений между людьми соответствуют рисунки?

– Подберите образные выражение, описывающие каждую манеру общения.

Прекрасно в нас влюбленное вино - student2.ru

Рисунок 1 – Манера общения

31. Проанализируйте следующую притчу.

Притча о пропавшем топоре

У одного человека пропал топор. Он подумал на своего соседа и стал к нему приглядываться. В самом деле: ходит он, как укравший топор, смотрит, как укравший топор, – каждый жест, каждое слово выдавали в нем вора.

Вскоре топор нашелся. Когда после этого человек снова взглянул на соседа, тот уже ничем не был похож на укравшего топор.

– Какие особенности отношения к другому человеку раскрывает данная притча?

– Вспомните ситуации из собственной жизни, когда вы желаемое принимали за действительное, фантазии за реальность? Как это отразилось на ваших взаимоотношениях с конкретными людьми?

– Почему люди практически постоянно употребляют ярлыки и оценки по отношению друг к другу?

32. Обдумайте следующие высказывания писателей:

а) «Исключительность ‟Я” скрыта как раз в том, что есть в человеке невообразимого. Представить себе мы можем лишь то, что у всех людей одинаково, общо. Индивидуальное ‟Я” – лишь то, что отличается от общего. Иначе говоря, то, что нельзя предугадать и вычислить, что необходимо лишь обнаружить, открыть, завоевать» .

(М. Кундера. Невыносимая легкость бытия)

б) «– А что такое ‟истинное Я?”

– Это то, чем вы являетесь, а не то, что с вами сделали».

(П. Коэльо. Вероника решает умереть)

– Выделите те характеристики индивидуальности человека, которые обозначили писатели.

– Как они называются на языке научной психологии?

– Как они соотносятся с сущностными человеческими качествами?

– Подберите к ним противоположные значения, описывающие массового, типичного, стандартного человека.

33. Проанализируйте следующие стихи с точки зрения переживаний психологической жизни и смерти:

а) Усталость самого измученного тела

легка в сравнении с усталостью души,

но если две усталости сольются

в одну, – то и заплакать нету сил,

а плакать хочется особенно – когда

устал настолько, что не можешь плакать.

Так я устал однажды…

От чего?

От жизни?

Жизнь превыше обвинений.

Устал я от всего того, что в ней

скорей на смерть, а не на жизнь похоже.

Не сразу умирает человек,

а по частичкам – от чужих болезней,

таких, как равнодушие, жестокость,

тихонько убивающих его.

Но горе человеку, если он

болезнями такими заразится, –

тогда не только мертвым стал он сам,

но, пребывая мертвым, умерщвляет.

(Е. Евтушенко)

б) Амариллис

Все продлилось лишь миг, но тот миг был как вечность безмерный.

Озарилась вся даль, и Нева, и на ней корабли,

Озарились дворцы, озарились морские таверны,

И качался фрегат, четкой фреской синея вдали.

Мы смотрели в окно, что раскинулось вольной дугою…

Перед нами пылал как оранжевый призрак закат,

Он играл облаками, лугами, червонной рекою,

Чистым золотом волн, и качался на окнах фрегат.

Мы смотрели в окно. Под пылающим облаком рея,

Словно снежные хлопья сверкали крыла голубей.

Как на тонкой гравюре резьбой обозначились реи,

И качался фрегат на лазоревом лоне зыбей.

Все продлилось лишь миг. Но все тайны в тот миг озарились,

Все изгибы, все складки, вся скрытая прелесть земли.

Озарилась и ты, озарилась и ты, Амарилис!

И качался фрегат, и синели за ним корабли.

(Н. Белоцветов)

– Бывали ли у вас подобные переживания умирания и возрождения при встречах с другими людьми? В каких жизненных обстоятельствах?

– Опишите их со своей точки зрения и своими словами. От чего зависел позитивный или негативный характер вашего конкретного переживания: от вас самих, от другого человека или чего-то еще?

34. Продолжите диалог героев данной притчи.

Отец со своим сыном и ослом в полуденную жару путешествовали по пыльным переулкам города. Отец сидел верхом на осле, а сын вел его за уздечку. «Бедный мальчик, – сказал прохожий, – его маленькие ножки едва поспевают за ослом. Как ты можешь лениво восседать на осле, когда видишь, что мальчишка совсем выбился из сил».

Отец принял его слова близко к сердцу. Когда они завернули за угол, он слез с осла и велел сыну сесть на него. Очень скоро повстречался им другой человек. Громким голосом он сказал: «Как ни стыдно! Малый сидит верхом на осле, а его бедный старый отец бежит следом».

Мальчик очень огорчился от этих слов и попросил отца сесть на осла позади него. «Люди добрые, видали вы что-либо подобное? – заголосила женщина. – Так мучить бедное животное! У бедного осла уже провисла спина, а старый и молодой бездельники восседают на нем, будто он диван, бедное существо!»

Не говоря ни слова, отец и сын, посрамленные, слезли с осла. Едва они сделали несколько шагов, как встретившийся им человек стал насмехаться над ними: «Чего это ваш осел ничего не делает, не приносит никакой пользы и даже не везет кого-нибудь из вас на себе?»

– Придумайте название данной притчи.

– Принимали ли вы в жизни важные решения с оглядкой на других? Как вы себя при этом чувствовали?

35. Выделите основные характеристики реальности.

а) «Привычки, конечно, делают жизнь более удобной для всех, но обусловленное восприятие вызывает лишь упрощенные реакции, как внешние, так и внутренние. Между тем реальность постоянно изменяется, и порой тонкие оттенки остаются незамеченными, – так что наше привычное восприятие и мышление, заученный способ чувствовать и действовать определенным образом, ведут нас ко многим ошибкам» (Ч. Тарт. Практика внимательности в повседневной жизни).

б) «Если вы решили что-то сделать и действуете сообразно этому решению, то действительность наверняка ускользнет от вас. Действительность есть постоянное движение, и никто не знает, что должно произойти. Никто не может предугадать ее, потому что она непредсказуема» (Ошо. Психология эзотерического).

– Составьте список основных характеристик реальности по приведенным выше цитатам. Может быть, вы его дополните.

– Какие качества мешают человеку адекватно отражать действительность?

36. Какие атрибутивные человеческие качества описаны в следующих высказываниях:

а) «В этом я провожу различие между просто человеком и Человеком. Просто человек – это свершившееся, Человек – это процесс. Просто человек – статичное понятие, Человек – понятие роста, развивающееся понятие, движение. И Человек является тем, кто действительно перерастает в сверхчеловека, а просто человек – это тот, кто действительно погружен в сон, не движется никуда, просто увядает и умирает» (Ошо. Дао: путь без пути).

б) «Если бы нам надо было дать определение человеку, мы бы сказали, что человек представляет собой существо, освободившее себя от всего, что его определяло (определяло как биологический, психологический или социальный тип). Другими словами, это существо, которое превосходит все эти детерминанты – либо побеждая их и формируя по-своему, либо намеренно подчиняясь им.

Этот парадокс подчеркивает диалектическое свойство человека: в присущей ему извечной незавершенности и свободе выбора заключено то, что его реальность – потенциальная возможность. Он не является еще таким, каков он есть, таким он лишь должен стать» (В. Франкл. Общий экзистенциональный анализ).

– Просмотрите полученный список качеств. Дайте каждому из них свое определение.

– Характерны ли данные качества, по вашему мнению, для всех людей или нет?

– Насколько описанные качества присущи лично вам? Что, по вашему мнению, мешает их воплощению в реальность?

37. Сопоставьте описания реальности и человека, полученные в заданиях 35 и 36.

– Насколько они совпадают?

– Проанализировав оба списка, ответьте на вопрос:какими качествами должен обладать истинный исследователь, чтобы максимально адекватно отражать предмет своего познания – психическую реальность?

38. Внимательно прочитайте следующую притчу.

Притча о слепых, повстречавших слона

Четверо слепых впервые в жизни повстречали слона. Один из них дотронулся до хобота и сказал: «Слон похож на толстый канат». – «Слон похож на столб», – откликнулся другой, ощупав ногу слона. Третий коснулся слоновьего живота и заявил: «Слон похож на огромную бочку». – «Он похож на циновку», – потрогав слона за ухо, возразил четвертый.

– О каких особенностях человеческого познания вообще (и психологических теорий, в частности) говорит данная притча?

– Попробуйте пересказать эту притчу о психической реальности, используя язык научной психологии.

39. Определите, к каким теориям принадлежат приведенные ниже описания человека.

А) «Постепенно мой опыт заставил меня сделать заключение о том, что у человека имеется способность и тенденция, если не явная, то потенциальная, двигаться вперед к зрелости. В подходящем психологическом климате эта тенденция высвобождается и становится не потенциальной, а актуальной. Это проявляется в способности человека понять те стороны жизни и самого себя, которые причиняют ему боль и неудовлетворение. Это понимание нащупывает в подсознании тот опыт, который спрятан там из-за своей угрожающей природы. Высвобождение тенденции к зрелости заключается в стремлении перестроить свою личность и свое отношение к жизни, сделав его более зрелым. Как ни называть это – тенденции к росту, побуждение к самоактуализации или тенденция двигаться вперед, – это главная движущая сила жизни… Это стремление, которое присутствует во всей органической и человеческой жизни, – распространяться, расширяться, становиться независимым, развиваться, зреть, – тенденция выражать и задействовать все возможности организма до такой степени, что такая активность усиливает организм или ‟Я”. Это стремление может быть наглухо закрыто слоями ржавых психологических защит, оно может быть скрыто за замысловатыми фасадами, отрицающими его существование, но я верю, что оно существует в каждом человеке и ожидает соответствующих условий, чтобы освободиться и проявить себя».

Б) «Восприятие для ‟Я” играет ту роль, какую в ‟Оно” занимает инстинкт. ‟Я” репрезентирует то, что можно назвать рассудком или осмотрительностью. ‟Оно”, напротив, содержит страсти.

Функциональная важность ‟Я” выражается в том, что в нормальных случаях оно владеет подступами к подвижности. В своем отношении к ‟Оно” оно похоже на всадника, который должен обуздать превосходящего по силе коня; разница в том, что всадник пытается сделать это собственными силами, а ‟Я” – заимствованными. Если всадник не хочет расстаться с конем, то ему не остается ничего другого, как вести коня туда, куда конь хочет, так и ‟Я” превращает волю ‟Оно” в действие, как будто бы это была его собственная воля».

В) «Основная задача <…> заключается, следовательно, в накоплении наблюдений над поведением человека с таким расчетом, чтобы в каждом данном случае – при данном стимуле (или, лучше сказать, ситуации) – /ученый/ мог сказать наперед, какова будет реакция, или, если дана реакция, какой ситуацией данная реакция вызвана. Правда, эта задача очень трудна, но не неразрешима, хотя иным она казалась абсурдной. Между тем человеческое общество основывается на общей уверенности, что действия человека могут быть предсказаны заранее и что могут быть созданы такие ситуации, которые приведут к определенным типам поведения (типам реакций, которые общество предписывает индивидам, входящим в его состав). Церкви, школы, брак – словом, все вообще исторически возник- шие институты не могли бы существовать, если бы нельзя было предсказывать – в самом общем смысле этого слова – поведение человека; общество не могло бы существовать, если бы оно не в состоянии было создавать такие ситуации, которые воздействовали бы на индивидов и направляли бы их поступки по строго определенным путям».

Г) «Самое же главное состоит в том, что у человека потребности вступают в новые отношения друг с другом. Хотя удовлетворение витальных потребностей остается для человека ‟первым делом” и неустранимым условием его жизни, высшие, специально-человеческие потребности вовсе не образуют лишь наслаивающиеся на них поверхностные образования. Поэтому и происходит так, что когда на одну чашу весов ложатся фундаментальнейшие витальные потребности человека, а на другую – его высшие потребности, то перевесить могут как раз последние. Это общеизвестно и не требует доказательства.

Верно, конечно, что общий путь, который проходит развитие человеческих потребностей, начинается с того, что человек действует для удовлетворения своих элементарных, витальных потребностей; но далее это отношение обращается, и человек удовлетворяет свои витальные потребности для того, чтобы действовать. Это и есть принципиальный путь развития потребностей человека».

Д) «Глубочайший раскол, давно укоренившийся в нашей культуре, как нечто само собой разумеющееся, представляет собой дихотомию души и тела; предрассудок, что есть такое разделение, связан с двумя различными видами материи – духовной и физической.

Нескончаемый ряд философов утверждает, что идея (дух, разум) порождает тело (например, Гегель), или материалистически, это феномен или эпифеномен является результатом или суперструктурой физической материи (например, Маркс).

Ничего подобного. Мы являемся организмами, мы (т.е. некое мистическое Я) не имеем организма. Мы являемся здоровым единством, но мы можем абстрагировать множество сторон этой цельности. Абстрагировать, но не вычитать, не отделять. Мы можем абстрагировать в соответствии с нашим интересом поведение этого организма или его социальную функцию, или его физиологию, или анатомию, или то и это, но мы должны быть настороже и не принимать абстракцию за ‟часть” целого организма. Мы можем иметь смесь из абстракций, мы можем бесконечно приближать знание о человеке или вещи, но мы никогда не сможем иметь полного зна- ния – ‟вещи в себе…”».

Е) «Мы встречаемся с феноменом, который я считаю фундаментальным для понимания человека: с самотрансценденцией человеческого существования! За этим понятием стоит тот факт, что человеческое бытие всегда ориентировано вовне на нечто, что не является им самим, на что-то или на кого-то: на смысл, который необходимо осуществить, или на другого человека, к которому мы тянемся с любовью. В служении делу или любви к другому человек осуществляет сам себя. Чем больше он отдает себя делу, чем больше он отдает себя партнеру, тем в большей степени он является человеком и тем в большей степени он становится самим собой. Таким образом, он, по сути может реализовать себя лишь в той мере, в которой он забывает про себя, не обращает на себя внимания».

Ж) «…Человеческий специфический способ взаимодействия с реальностью осуществляется посредством его способности к понятийному мышлению… Его жизнь зависит от его способности мыслить.

Чтобы оценить величину скачка, который человек совершил, научившись использовать понятия, необходимо до конца осознать, насколько ограниченной является перцептивная форма сознания. Количество единиц, находящихся в данный момент в поле сознания, необходимо ограничено лишь теми объектами, которое оно может воспринять в данный момент…

Переход на концептуальный уровень сознания порождает у человека способность категоризировать различные объекты, относить их к определенным классам, в зависимости от их отличительных характеристик, а также способность к созданию или овладению системой символов, которые служат для обозначения этих классов объектов. Один символ в сознании человека может соответствовать неограниченному числу объектов».

– Проанализируйте способ своего выполнения задания.

– Какие понятия использованы в каждом из приведенных текстов?

40. Систематизируйте приведенные понятия в несколько групп (по вашему выбору):

личноть, активность, адаптация, мышление, опосредование, поведение, инстинкт, целостность, переживание, сознание, орудие, индивидуальность, образ, интериоризация, потребность, экзистенция, конфликт, инсайт, когниция, деятельность, трансценденция, мотив, знак, Я-концепция, конструкт, конгруэнтность.

– По какому критерию вы проводили классификацию? Все ли понятия оказались сгруппированными?

– Возможны ли другие классификации? Если да, то какие?

41. Обдумайте следующие высказывания ученых о методе исследования:

а) «Уж лучше совсем не помышлять об отыскании каких-либо истин, чем делать это без всякого метода, ибо совершенно несомненно то, что подобные беспорядочные занятия и темные мудрствования помрачают естественный свет и ослепляют разум» (Р. Декарт).

б) «Метод важнее открытия, ибо правильный метод исследования приводит к новым, еще более ценным открытиям» (Л.Д. Ландау).

– Почему ложный метод делает исследователя «слепым»?

– Каким требованиям, по вашему мнению, должен отвечать верный метод исследования?

42. Напишите автобиографию (форма свободная).

– Для кого вы ее писали: для других или для самого себя?

– Какие факты жизни в ней представлены в большей степени: внешние обстоятельства (родился, поступил, закончил и т.п.) или внутренние события (пережил, встретил, изменилось и т.д.)?

– Насколько точно, по вашему мнению, можно говорить о становлении каких-либо психических образований по внешним фактам жизни человека?

– Отражает ли ваша автобиография ваши индивидуальные осо-бенности?

43. Напишите будущую автобиографию (от своего лица через 10 лет).

Отразите в ней следующие моменты: где вы жив

Наши рекомендации