Метод допустимых направлений

Данный метод также называется методом возможных направлений или по имени автора - методом Зойтендейка. Его основную идею удобно продемонстрировать на примере ЗИП с ограничениями в форме неравенств:

Метод допустимых направлений - student2.ru . (16)

В указанном методе так же, как и в градиентных методах, находится последовательность точек Метод допустимых направлений - student2.ru таких, что Метод допустимых направлений - student2.ru . При этом переход от точки Метод допустимых направлений - student2.ru кточке происходит по некоторому выбранному направлению Метод допустимых направлений - student2.ru с шаговым множителем Метод допустимых направлений - student2.ru :

Метод допустимых направлений - student2.ru . (17)

По отношению к векторам, задающим направления перемещения, вводятся два фундаментальных понятия.

1. Направление s называется допустимым(возможным) в точке Метод допустимых направлений - student2.ru , если существует такое Метод допустимых направлений - student2.ru , что Метод допустимых направлений - student2.ru .

2. Направление s называется прогрессивнымв точке Метод допустимых направлений - student2.ru , если существует такое Метод допустимых направлений - student2.ru , что Метод допустимых направлений - student2.ru для задачи максимизации и Метод допустимых направлений - student2.ru для задачи минимизации.

На основе данных определений сформулируем критерий проверки оптимальности точки (так называемый критерий оптимальности в терминах допустимых и прогрессивных направлений).

Точка Метод допустимых направлений - student2.ru является оптимальным планом задачи (16), если в ней ни одно допустимое направление не является прогрессивным.

В алгоритме метода допустимых направлений правила выбора точки Метод допустимых направлений - student2.ru к которой происходит очередной переход, различаются в зависимости от того, где находится текущая точка Метод допустимых направлений - student2.ru . Принципиально возможны две ситуации.

1°. Точка Метод допустимых направлений - student2.ru лежит внутри области D, т. е. для всех Метод допустимых направлений - student2.ru Метод допустимых направлений - student2.ru (Рис. 2.4). Очевидно, что для внутренней точки любое направление является допустимым (при выборе достаточно малого шага), поэтому естественным представляется движение в сторону «гарантированного» возрастания значения функции, а именно в направлении градиента. Следовательно, для внутренней точки Метод допустимых направлений - student2.ru целесообразно выбрать Метод допустимых направлений - student2.ru .

Шаговый множитель Метод допустимых направлений - student2.ru выбирается так, чтобы, с одной стороны, новая точка Метод допустимых направлений - student2.ru принадлежала D, а с другой - значение целевой функции в ней Метод допустимых направлений - student2.ru было как можно большим.

Метод допустимых направлений - student2.ru

Рис. 2.4

Метод допустимых направлений - student2.ru

Рис. 2.5

Для этого сначала находим промежуток Метод допустимых направлений - student2.ru из условия Метод допустимых направлений - student2.ru , для чего необходимо решить систему неравенств:

Метод допустимых направлений - student2.ru . (18)

Зная промежуток Метод допустимых направлений - student2.ru , определяем значение шагового множителя Метод допустимых направлений - student2.ru из условия максимизации значения функции в направлении Метод допустимых направлений - student2.ru :

Метод допустимых направлений - student2.ru . (19)

Вновь найденная точка Метод допустимых направлений - student2.ru может находиться или внутри области D, или на ее границе. В первом случае (на Рис. 2.4ему соответствует точка Метод допустимых направлений - student2.ru ) переходим к началу данного пункта и повторяем вышеописанные действия, а во втором (точка Метод допустимых направлений - student2.ru на Рис. 2.4) - действуем по рассматриваемой далее схеме.

2°. Точка Метод допустимых направлений - student2.ru находится на границе области(Рис. 2.5).Это означает, что одно или несколько неравенств из системы ограничений задачи (16) выполняются как строгие равенства: Метод допустимых направлений - student2.ru . Например, на Рис. 2.5 Метод допустимых направлений - student2.ru и Метод допустимых направлений - student2.ru .

Ограничение, которое в текущей точке выполняется как равенство, называют активным. Множество номеров активных ограничений в точке Метод допустимых направлений - student2.ru будем обозначать как Метод допустимых направлений - student2.ru . В примере, изображенном на Рис. 2.5, Метод допустимых направлений - student2.ru Также из рисунка видно, что все допустимые направления, исходящие из точки Метод допустимых направлений - student2.ru должны образовывать тупые углы с векторами градиентов функций, задающих активные ограничения в данной точке. Последнее условие может быть выражено через задание ограничений на значения скалярных произведений вектора направления s на градиенты функции ограничений:

Метод допустимых направлений - student2.ru , (20)

Метод допустимых направлений - student2.ru , (21)

где Iл - множество номеров индексов линейных ограничений, Iн - множество номеров индексов нелинейных ограничений. Соответственно, Метод допустимых направлений - student2.ru - номера линейных активных ограничений, a Метод допустимых направлений - student2.ru - номера нелинейных активных ограничений. Отличие условий (20) от условий (21) заключается в том, что в случае линейного ограничения направление, образующее прямой угол с градиентом ограничивающей функции (т. е. их скалярное произведение равно нулю), будет заведомо допустимым, а в случае нелинейного ограничения - возможно, нет.

Все возможные направления в точке Метод допустимых направлений - student2.ru образуют так называемый конус допустимых направлений, и из них для следующего перехода, очевидно, нужно выбрать прогрессивное. Если такого не существует, то согласно сформулированному выше критерию точка Метод допустимых направлений - student2.ru является оптимальной. Для ускорения максимизации функции желательно, чтобы угол между искомым допустимым прогрессивным направлением Метод допустимых направлений - student2.ru и градиентом целевой функции Метод допустимых направлений - student2.ru был как можно меньше или, что то же самое, как можно большей была бы проекция s на Метод допустимых направлений - student2.ru (при условиях нормировки вектора Метод допустимых направлений - student2.ru ). Другими словами, желательно, чтобы неравенство Метод допустимых направлений - student2.ru выполнялось при минимально возможном Метод допустимых направлений - student2.ru .Тогда задачу отыскания наилучшего допустимого прогрессивного направления Метод допустимых направлений - student2.ru можно свести к задаче минимизации параметра Метод допустимых направлений - student2.ru :

Метод допустимых направлений - student2.ru (22)

при условиях

Метод допустимых направлений - student2.ru(23)

где Метод допустимых направлений - student2.ru - условие нормировки, обеспечивающее ограниченность решения; Метод допустимых направлений - student2.ru - некоторое достаточно малое число, характеризующее «строгость» выполнения неравенств.

В отличие от всех остальных, последнее условие в системе (23) является нелинейным, что существенно усложняет процесс решения задачи (22)-(23). Поэтому на практике для определения направления Метод допустимых направлений - student2.ru (возможно, не лучшего) переходят от данной задачи к задаче линейного программирования путем замены указанных выше условий нормировки на ограничения вида Метод допустимых направлений - student2.ru :

Метод допустимых направлений - student2.ru (24)

Метод допустимых направлений - student2.ru (25)

где Метод допустимых направлений - student2.ru , Метод допустимых направлений - student2.ru .

После того как прогрессивное направление Метод допустимых направлений - student2.ru найдено, шаговый множитель определяется по методу, описанному в п. 1°.

В заключение заметим, что

1. при практических расчетах алгоритм завершается при достижении такой точки Метод допустимых направлений - student2.ru , в которой Метод допустимых направлений - student2.ru , где e - достаточно малое число.

2.применяемый для решения задач линейного программирования симплекс-метод может быть рассмотрен как частный случай метода допустимых направлений. В частности, этап выбора столбца, вводимого в очередной базис, соответствует определению допустимого прогрессивного направления.

Пример решения ЗНП методом допустимых направлений.Рассмотрим процесс применения метода допустимых направлений на конкретном примере. Пусть дана ЗНП:

Метод допустимых направлений - student2.ru (26)

Метод допустимых направлений - student2.ru . (27)

Итерация 1.В качестве начального приближения выберем точку Метод допустимых направлений - student2.ru Нетрудно заметить, что она удовлетворяет системе неравенств (27), т. е. Метод допустимых направлений - student2.ru . Для Метод допустимых направлений - student2.ru все неравенства выполняются как строгие, т. е. множество индексов активных ограничений Метод допустимых направлений - student2.ru . Следовательно, в Метод допустимых направлений - student2.ru любое направление является допустимым, и остается определить, с каким шагом Метод допустимых направлений - student2.ru , можно двигаться вдоль градиента целевой функции Метод допустимых направлений - student2.ru . Система неравенств типа (18), из решения которых определяется интервал допустимых значений для Метод допустимых направлений - student2.ru , для данной задачи имеет вид:

Метод допустимых направлений - student2.ru .

Тогда

Метод допустимых направлений - student2.ru

достигается при Метод допустимых направлений - student2.ru . Отсюда получаем следующую точку

Метод допустимых направлений - student2.ru .

Итерация 2.Путем подстановки координат точки Метод допустимых направлений - student2.ru в (27) определим множество активных ограничений в точке Метод допустимых направлений - student2.ru . Соответственно, задача (24) - (25), которую требуется решить для определения допустимого прогрессивного направления Метод допустимых направлений - student2.ru с учетом того, что Метод допустимых направлений - student2.ru и Метод допустимых направлений - student2.ru , примет вид:

Метод допустимых направлений - student2.ru

Метод допустимых направлений - student2.ru

В данном случае оптимальный план ЗЛП находится довольно просто и равен Метод допустимых направлений - student2.ru . Отбросив дополнительную переменную Метод допустимых направлений - student2.ru , получаем вектор Метод допустимых направлений - student2.ru , т. е. очередная точка будет определяться как

Метод допустимых направлений - student2.ru .

Действуя по аналогии с предыдущей итерацией, для определения промежутка допустимых значений шагового множителя Метод допустимых направлений - student2.ru составляем систему неравенств (18):

Метод допустимых направлений - student2.ru

Окончательно имеем Метод допустимых направлений - student2.ru . Тогда

Метод допустимых направлений - student2.ru

достигается при Метод допустимых направлений - student2.ru . Отсюда получаем следующую точку Метод допустимых направлений - student2.ru .

Итерация 3.В точке Метод допустимых направлений - student2.ru множество активных ограничений имеет вид Метод допустимых направлений - student2.ru . Найдем значения градиентов: Метод допустимых направлений - student2.ru , Метод допустимых направлений - student2.ru и Метод допустимых направлений - student2.ru .

Задача определения допустимого прогрессивного направления (24)-(25) примет вид:

Метод допустимых направлений - student2.ru

Метод допустимых направлений - student2.ru

Значение Метод допустимых направлений - student2.ru из практических соображений следует брать достаточно малым, например Метод допустимых направлений - student2.ru . Опуская решение данной задачи, приведем искомые компоненты ее оптимального плана: Метод допустимых направлений - student2.ru Итак, не существует прогрессивного направления, исходящего из точки Метод допустимых направлений - student2.ru . Таким образом, оптимальный план рассматриваемой задачи (26)-(27) Метод допустимых направлений - student2.ru , а максимальное значение целевой функции Метод допустимых направлений - student2.ru .

Графическая иллюстрация проведенного процесса решения представлена графически на Рис. 2.6.

Метод допустимых направлений - student2.ru

Рис. 2.6

Наши рекомендации