Токсичные вещества в автомобильном транспорте. Понятие предельно допустимых концентраций и предельно допустимых уровней. Классы опасности

Токсичность химических соединений обычно характеризуется

при помощи трех основных показателей: пороговой концентрацией,

пределом переносимости и токсической дозой (токсодозой). Пороговая концентрация – это наименьшее количествовещества, которое при попадании в организм человека может вызвать ощутимый физиологический эффект. В этом случае люди ощущают лишь первичные признаки поражения и сохраняютработоспособность.

Предел переносимости – это максимальная концентрация, которую человек может выдержать определённое время без устойчивого поражения. На практике в качестве предела переносимости используется предельно допустимая концентрация

(ПДК).

Токсическая доза – количественная характеристика поражающего действия отравляющих веществ.

ПДК и ПДУ – это максимальное значение факторов, которые

воздействуют на человека (изолированно или в сочетании с другими

факторами) в течение рабочей смены, ежедневно, на протяжении

всего трудового стажа, не вызывая у него и его потомства

биологических изменений, даже скрытых и временно

компенсируемых. ПДК и ПДУ устанавливают для производственной

среды и населенных мест.

В соответствии с ГОСТ [27] по степени воздействия на организм

вредные вещества подразделяются на четыре класса опасности:

 1-й – вещества чрезвычайно опасные;

 2-й – вещества высокоопасные;

 3-й – вещества умеренно опасные;

 4-й – вещества малоопасные

Токсичные вещества в автомобильном транспорте. Свойства токсичных веществ.

Бензин и дизельное топливо способны проникать в организм через органы дыхания, кожу и пищеварительный тракт. Даже при непродолжительном вдыхании воздуха, содержащего бензин в количестве 5–10 мг/л, наступает острое отравление, характерными признаками которого являются головная боль, кашель, раздражение

слизистой оболочки носа и глаз, головокружение. Большинство этих симптомов через некоторое время исчезнет, если удалить пострадавшего из загрязненной среды. При более высоких концентрациях паров бензина возникает серьезная опасность для здоровья человека, может наступить быстрая потеря сознания и даже смерть. Наибольшую опасность острого отравления парами бензина и дизельного топлива представляют работы, проводимые в закрытых помещениях с резервуарами, заполненными топливом.

Спирты. В ДВС в качестве альтернативного топлива используются спирты двух видов: метиловый и этиловый. Метанол. Метанол – метиловый или древесный спирт является сильным ядом. При обычных условиях это бесцветная, легколетучая, горючая жидкость, иногда с запахом, напоминающим запах этилового спирта. Отравление чаще наступает при приеме внутрь с целью опьянения. Метиловый спирт токсичен при вдыхании его паров, а также при попадании на кожу.

Этанол. Этанол – этиловый или винный спирт, обычно используется как топливо для ДВС и относится к ядовитым веществам. Если принять внутрь 0,25 л этанола, то через 6–8 часов это вызывает повреждение печени, почек и даже смерть человека.

Смертельная доза алкоголя для нормального взрослого человека равна 300–400 мл чистого спирта или 800–1000 мл 40 % алкоголя при потреблении в пределах одного часа.

Тосол (антифриз). Тосол – самый распространенный антифриз, состоит из воды (33 %) и этиленгликоля – двухатомного спирта, который относится к ядовитым веществам.

Токсичные вещества в автомобильном транспорте. Способы защиты человека от токсичных веществ

Защитить человека от отравляющих веществ традиционно

можно при помощи соблюдения правил техники безопасности при работе с отравляющими веществами, а также используя средства коллективной и индивидуальной защиты.

Современный противогаз достаточно хорошо защищает человека от всех отравляющих веществ общеядовитого действия, за исключением окиси углерода и карбонилов металлов. Для защиты от окиси углерода и карбонилов металлов противогаз необходимо снабжать специальным гопкалитровым патроном. Также можно использовать респираторы. Например, респиратор "Лепесток-200" способен защитить органы дыхания человека от различных видов

аэрозолей, присутствующих в воздухе, если концентрация аэрозолей не превышает 100 мг/м3.

Дегазация помещений от отравляющих веществ общеядовитого действия проще всего может быть осуществлена удалением их паров с током воздуха. В естественных условиях это происходит за счет ветра, а в закрытых помещениях путем вентиляции.

Пожаробезопасность автомобильного транспорта. Основные понятия: пожар и горение. Возможные последствия пожара.

Особенности организации рабочего процесса ДВС таковы, что тепловая энергия, выделяющаяся в результате химической реакции окисления топлив, превращается в механическую энергию. В качестве топлив для ДВС традиционно используются вещества с большой теплотой сгорания: бензины, дизельное топливо, водород, спирты, эфиры и т.д. В качестве смазочных материалов для ДВС широкое распространение приобрели минеральные и синтетические масла углеводородного состава. Топлива и смазочные материалы ДВС представляют собой горючие вещества и требуют соблюденияособых мер пожаробезопасности при их хранении, утилизации, а особенно в процессе эксплуатации двигателей. Пожар – это неконтролируемое горение вне специального очага, опасное для жизни человека и влекущее за собой материальный ущерб.

Горение – это химическая реакция окисления, сопровождающаяся выделением теплоты и света. Для возникновения горения требуется наличие трех факторов: горючего вещества, окислителя (обычно кислорода воздуха) и источника зажигания

(импульса). В качестве окислителя может выступать не только кислород, но и хлор, фтор, бром, йод, окислы азота и т.д.

Основными показателями пожарной опасности, определяющими

критические условия возникновения и развития процесса горения, являются температура самовоспламенения и концентрационные пределы воспламенения.

Процесс горения опасен не только тем, что вызывает уничтожение материальных ценностей и наносит ущерб жизни и здоровью людей под действием повышенной температуры, но еще и тем, что вследствие высоких температур увеличивается давление газа и может возникнуть ударная волна разрушающего действия. Негативное влияние на человека и окружающую среду оказывают также дым и токсичные продукты, выделяющиеся при горении различных веществ.

Наши рекомендации