Системы линейеых уравнений
Вычисление определителей
Определение 1.2..Каждой квадратной матрице A = можно сопоставить число detA либо |A| или D, которое называют определителем матрицы и находят
следующим образом:
1. Если , т.е. ;
2. Если , т.е.
;
4. В общем случае, если A = , то detA находится с помощью разложения Лапласа: , где , а - алгебраическое дополнение элемента , матрицы A = , т.е.
,
и - минор элемента , т.е. определитель квадратной матрицы А = , полученный из неё путём вычеркивания i-ой строки и j-ого столбца, на пересечении которых стоит элемент
Пример.1.2 Дана квадратная матрица
Найти её определитель detA.
Решение. Найдём detA, применив разложение Лапласа по элементам первой строки матрицы A:
Пример 1.3
Вычислим определитель
Для этого в начале преобразуем его с помощью элементарных преобразований:
∆ = =( С2 := С1 + С2, С3 := -2∙С1 + С3, С4 := -2∙С1 + С4)=
= ,чтобы получить побольше нулей. Раскроем затем этот определитель по элементам второго столбца по правилу Лапласа. Получим
∆ =а12∙А12 + а22∙А22 + а32∙А32 + а42∙А42 = а12∙(-1)1+2М12 + а22∙(-1)2+2М 22 + а32∙
(-1)3+2М 32 + а42∙(-1)4+2М 42=1∙(-1)2+1 +0+0+0 = (-1) .
Раскроем полученный определитель по первой строке:
∆ = - = - (3∙(3∙4 -1∙5)+0 + +2∙ (-1∙5- 3∙(-5)) = -( 3∙7+2∙10)=-41.
Операции над матрицами
Вычислить А2 - 3АВ, где
А = В =
Решение. Находим матрицу
А2 =А∙А = ∙ .
Для получения элемента , стоящего в первой строке и в первом столбце, перемножим соответствующие элементы первой строки матрицы А и элементы первого столбца матрицы В (т.е первый элемент первой строки матрицы А умножим на первый элемент первого столбца матрицы В; второй элемент первой строки матрицы А на второй элемент первого столбца матрицы В; третий элемент первой строки матрицы А умножим на третий элемент первого столбца матрицы В)и их произведения сложим.Для получения элемента , стоящего в первой строке и во втором столбце, перемножим соответствующие элементы первой строки матрицы А и элементы второго столбца матрицы В и их произведения сложим и т.д. В итоге получим матрицу размером 3×3:
А2 =
= =
Аналогично находим матрицу :
А∙В = ∙ =
=
= =
Вычисляем затем матрицу
3∙А∙В = 3∙ = (Чтобы умножить матрицу на число, надо каждый элемент этой матрицы умножить на это число.)= .
Таким образом, получим , что матрица
А2 - 3АВ = - = (Чтобы сложить две матрицы, надо сложить их соответствующие элементы.)= .
Системы линейеых уравнений
ПримерРешить методом Гаусса СЛАУ вида
Здесь число неизвестных n= 4.
Решение. Приведём расширенную матрицу этой СЛАУ путём элементарных преобразований нал её строками к ступенчатому виду
~ ~
~ ~
На основании этого СЛАУ запишется в эквивалентном ступенчатом виде:
Так как для матрицы A данной системы её ранг < 4, то эта система имеет бесконечное множество решений, из которых 2 являются базисными. Положим за базисное решение, так как в матрице A системы имеется соответствующий им базисный минор ¹.0. Тогда полученную систему запишем в эквивалентном виде:
.
Из этой системы обратным ходом находим базисные неизвестные
.
Здесь - свободные неизвестные или параметры. Если положить , то получим соответствующее частное решение системы
; ; ; .
Пример
.Решить методом Гаусса СЛАУ
Решение. Приведём расширенную матрицу этой СЛАУ с помощью элементарных преобразований над её строками к ступенчатому виду:
.
На основании этого СЛАУ запишется в эквивалентном треугольном виде:
Отсюда методом обратного хода получаем её единственное решение:
.
Пример 1.4. Решить однородную систему уравнений:
Решение. Здесь , и r(A) = 2, т.к. в матрице А имеется минор =1¹0; а п =3. Следовательно r(A) < п , т.е. эта система имеет бесконечное множество решений. Так как существует базисный минор =1¹0 матрицы А, то можно записать данную систему следующим образом:
.
Найдём её решение по методу Крамера (6.3). Имеем
= 2x3; = 3x3.
Отсюда, по формулам (6.3) получим ; . Здесь x1,x2 – базисные неизвестные, а x3 – параметр. Если положить, что параметр х3=0, то х1=0, х2=0; т.е. получим частное решение системы, а если х3=1, то х1=2, х2=3, то находим второе частное решение.
Пример
Найти решение и ФСР однородной СЛАУ.
Решение. Решим эту систему методом Гаусса. Так как для ОСЛАУ расширенная матрица совпадает с её матрицей A ,то рассмотрим матрицу
А =
и введём элементарные преобразование над строками этой матрицы в виде схематичных равенств С2:= 2С1+ С2; С3:= 2С1+ С3 , где -обозначения строк матрицы A. В результате получим, что
A ~ (С3:= С2+ С3 ) ~
Отсюда видно, что r(A) =3, т.е. ФСР состоит из п - r = 6 -3=3 решений. Чтобы найти ее, выберем х1, х2, х3 за базисные переменные. Тогда система запишется в эквивалентной форме вида
Обратный ход метода Гаусса дает значение базисных неизвестных х1, х2, х3 через значения свободных переменных х4, х5, х6:
или
Присваивая для х4 значения (1,0,0), для х5 значения (0,1,0), для х6 значения (0,0, 1) находим последовательно из полученной системы соответствующие частные значения для базисных переменных х1, х2, х3 в виде таблицы:
х1 | х2 | х3 |
-2 | ||
-4 | -3 | |
Таким образом, ФСР для данной СЛАУ имеет вид:
=(14, 11,-2,1,0,0)
=(-4, -3, 0,0,1,0)
=(1, 0,1,0,0,1)
Решить систему уравнений
(1)
1) методом Гаусса;
2) по правилу Крамера;
3) матричным способом.
Решение.
1).Метод Гаусса. Составим расширенную матрицу, соответствующую данной системе (1):
Приведем эту матрицу к треугольному виду с помощью элементарных преобразованийнад её строками, а именно:
- перестановкой строк;
- умножением элементов строки матрицы на число;
- сложением соответствующих (стоящих на одинаковых местах) элементов двух строк и помещение сумм этих элементов на место соответствующих элементов одной из складываемых строк.
Чтобы привести матрицу к треугольному виду надо получить нули на месте элементов, стоящих под главной диагональю. Сперва получим нули в первом столбце , находящиеся, во второй, третьей и четвертой строках, т.е. надо изменить вторую, третью, четвертую строки. Так как первая строка не изменяется, изменения в других строках будем производить относительно нее: выберем на главной диагонали неизменяемой строки главный элемент, в нашем примере это 2. Если в столбце, в котором мы хотим получить нули, имеется 1, то для облегчения счета строку с1 на первом месте лучше поставить на место первой строки и сделать ее, тем самым, неизменяемой.
Внашем примере , вторая строка содержит на первом месте 1. Поменяем ее с первой строкой. Эту операцию обозначим следующим образом:
С2 С1,
(здесь С2 –обозначение второй строки, С1 – первая строка). При этом получим эквивалентную матрицу
Теперь главным элементом будет 1.Обведем ее в квадрат. Чтобы получить на месте 2 во второй строке 0, надо каждый элмент первой строки умножить на (-2) и сложить с соответствующим элементом второй строки и их сумму записать на место соответствующего элемента второй строки. Эту операцию обозначим следующим образом:
С2 := -2∙С1 + С2,
(здесь := - это оператор присваивания, т.е. значение выражения с правой стороны записывается на место величины, стоящей слева). При этом получим эквивалентную матрицу
Чтобы получить вместо числа 3 нуль в третьей строке, проделаем операцию С3 := -3∙С1 + С3, а чтобы получить вместо (-1) нуль в четвёртой , проделаем операциюС4 := С1 + С4.В результате получим эквивалентную матрицу
Теперь нужно получить нули во втором столбце в строках три и четыре, т.е. изменяемыми будут третья и четвертая строки. Выберем главный элемент в неизменяемой второй строке во втором столбце и который стоит на главной диагонали ( в примере это 3), но среди изменяемых строк имеется четвёртая строка, в которой во втором столбце стоит 1.Поэтому поменяем ее со второй строкой , в которой мы выбрали главный элемент (т.е. надо поменять местами вторую и четвертую строчки):
С4 С2 .При этом получим эквивалентную матрицу
Теперь главным элементом будет элемент 1. Заключим его в квадат.Что-бы получить вместо 5 нуль в третьей строке, проделаем операциюС3 := -5∙С2 + С3, а чтобы получить вместо 3 нуль в четвёртой строке, проделаем операцию С4 := -3С2 + С4. В итоге получим эквивалентную матрицу
Осталось получить нуль в третьем столбце четвертой строки. Главный элемент выбираем в третьем столбце и третьей строке (это -22).Так как изменяемой будет только четвертая строка и среди изменяемых строк в третьем столбце нет единицы, то (-22) и будет главным элементом. Чтобы получить вместо -15 нуль в четвёртой строке, проделаем следующую операцию
С4 :=- 15∙С3 +22∙ С4.При этом получим эквивалентную матрицу
Разделим последнюю строчку полученной матрицы на 41,т.е. проведём операцию С4 := С4 : 41. Получим эквивалентную матрицу
Построим по полученной матрице эквивалентную (1) систему уравнений.
Из последнего уравнения находим x4 = -1. Применяя метод обратного хода, подставим это значение в предпоследнее уравнение. Получим:
- 22x3 - 35∙ (-1) = -9. Отсюда получим,что
.
Подставляя найденные значения х4 и х3 во второе уравнение , получим
x2 +3∙2 + 5∙(-1) = 2 , откуда x2 = 2 – 6 +5 =1. Подставляя затем найденные значения для x4 , х3 и x2 в первое уравнение получим
x1 - 1 + 2∙2 +3∙(-1) = 1 или x1 = 1.
Ответ: .
2).Решим эту систему по правилу Крамера,применяя формулы(6.3). .
Составим матрицу, соответствующую данной системе:
А = ,
и запишем столбец свободных членов системы:
В = .
Вычислим главный определитель системы, отвечающий матрице А. Для этого в начале преобразуем его с помощью элементарных преобразований:
∆ = =( С2 := С1 + С2, С3 := -2∙С1 + С3, С4 := -2∙С1 + С4)=
= ,чтобы получить побольше нулей. Раскроем затем этот определитель по элементам второго столбца по правилу Лапласа. Получим
∆ =а12∙А12 + а22∙А22 + а32∙А32 + а42∙А42 = а12∙(-1)1+2М12 + а22∙(-1)2+2М 22 + а32∙
(-1)3+2М 32 + а42∙(-1)4+2М 42=1∙(-1)2+1 +0+0+0 = (-1) .
Раскроем полученный определитель по первой строке:
∆ = - = - (3∙(3∙4 -1∙5)+0 + +2∙ (-1∙5- 3∙(-5)) = -( 3∙7+2∙10)=-41.
Чтобы получить определитель ∆х, заменим первый столбец в главном определителе ∆ на столбец свободных членов.
∆х = =(С2 := С1 + С2, С3 := -2∙С1 + С3, С4 := -2∙С1 + С4)=
= .
Раскроем этот определитель по элементам второго столбца:
∆х =а12∙А12 + а22∙А22 + а32∙А32 + а42∙А42 == а12∙(-1)1+2М12 + а22∙(-1)2+2М 22 + а32∙
(-1)3+2М 32 + а42∙(-1)4+2М 42=1∙(-1)2+1 +0+0+0 = (-1) .
Раскроем полученный определитель по первой строке:
∆х = - = - (1∙(3∙4 -1∙5)+0 +
+2∙ (4∙5- 3∙1) = - ( 1∙7+2∙17)= - 41.
Чтобы получить определитель ∆у, заменим второй столбец в главном определителе ∆ на столбец свободных членов.
∆у = =(С3 := -4∙С2 + С3, С4 := -С2 + С4 )=
= =
Вынесем минус за знак определителя из третей и четвертой строк, получим
Раскроем этот определитель по элементам второго столбца:∆у =а12∙А12 + а22∙А22 + а32∙А32 + а42∙А42 == а12∙(-1)1+2М12 + а22∙(-1)2+2М 22 + а32∙
(-1)3+2М 32 + а42∙(-1)4+2М 42==0 + 1∙(-1)2+2 +0+0 = .
Раскроем полученный определитель по правилу треугольника:
=2∙9∙1 + 2∙(-2)∙13 + (-1)∙1∙1 –(-1)∙9∙2 - 1∙(-2)∙1 - 2∙1∙13 = 18-52-1 +18 +2 -26= =-41 =∆у..
Чтобы получить определитель ∆z, заменим третий столбец в главном определителе ∆ на столбец свободных членов:
∆z = =(С2 := С1 + С2, С3 := -2∙С1 + С3, С4 := -2∙С1 + С4)=
= .
Раскроем этот определитель по элементам второго столбца:
∆z =а12∙А12 + а22∙А22 + а32∙А32 + а42∙А42 = а12∙(-1)1+2М12 + а22∙(-1)2+2М 22 + а32∙
(-1)3+2М 32 + а42∙(-1)4+2М 42=1∙(-1)2+1 +0+0+0 = - .
Раскроем полученный определитель по правилу треугольника:
∆z =- (3∙4∙4 +1∙1∙(-5) + 1∙(-1)∙2 - 2∙4∙(-5) - 1∙1∙3 - 1∙(-1)∙4) =
=-(48 -5 -2 +40 -3+4)=-82
Чтобы получить определитель ∆t, заменим четвертый столбец в главном определителе ∆ на столбец свободных членов.Получим
∆t = =(С2 := С1 + С2, С3 := -2∙С1 + С3, С4 := -2∙С1 + С4)=
= .
Раскроем этот определитель по элементам второго столбца:
∆t =а12∙А12 + а22∙А22 + а32∙А32 + а42∙А42 =
= а12∙(-1)1+2М12 + а22∙(-1)2+2М 22 + а32∙(-1)3+2М 32 + а42∙(-1)4+2М 42=
=1∙(-1)2+1 +0+0+0 = - .
Раскроем полученный определитель по правилу треугольника:
∆t =- (3∙3∙1 +0∙4∙(-5) + 1∙(-1)∙5 - 1∙3∙(-5) - 0∙1∙(-1) - 5∙3∙4) =
=-(9 +0 -5 +15 +0-60) = 41.
Тогда
x = = =1; y = = =1; z = = = 2; t = = = - 1.
Ответ: .
Обратная матрица
Запишем систему (1)
.
через произведение матриц по формуле (2.3). Для этого составим матрицу, соответствующую данной системе:
А = ,
столбец свободных членов В = и столбец неизвестных Х = .
Тогда система уравнений запишется в матричном виде
∙ = ,
т.е. А∙Х =В .Откуда находим,что Х = А-1∙В.
Найдем обратную матрицу А-1. Для этого
1) вычислим главный определитель матрицы
= =(С2 := С1 + С2, С3 := -2∙С1 + С3, С4 := -2∙С1 + С4)=
= = 1∙(-1)2+1 +0+0+0 =
= - = - (3∙(3∙4 -1∙5)+0 +
2∙ (-1∙5- 3∙(-5)) = - ( 3∙7+2∙10)= - 41.
2) построим матрицу ( ij ) из алгебраических дополнений ij элементов матрицы А.
Найдем эти алгебраические дополнения (определители вычисляем по правилу треугольника):
11 = (-1)1+1 ∙ = 2 - 4 +6+6-1-8 = 1,
12 = (-1)1+2 ∙ = -(-2 + 2 +9 - 3+1- 12) = 5,
13 = (-1)4 ∙ = 4 - 1 + 18+6 +2+6 = 35,
14 = (-1)5 ∙ = -(2 - 1 + 12+ 4+2 + 3 ) = -22,
21 = (-1)3 ∙ = -(-2 + 4 - 2- 2+1+ 8) = -7,
22 = (-1)4 ∙ = -4 - 2 - 3+ 1+2+ 12 = 6,
23 = (-1)5 ∙ =-(8 - 6 + 1- 2 + 4- 6 ) = 1,
24 = (-1)6 ∙ = 4 + 1 – 12 – 4 + 4- 3 = -10,
31 = (-1)4 ∙ = 4 - 12 +1+4-4-3 = -10,
32 = (-1)5 ∙ = -(8 - 1 +6 - 2- 6+ 4) = -9,
33 = (-1)3+3 ∙ = -4 - 3 - 2+ 1- 12- 2 = -22,
34 = (-1)7 ∙ = -(-2 - 2 - 4+ 2-8- 1) = 15,
41 = (-1)5 ∙ = -(-2 - 1 – 12 +4 + 3 + 2) = 6,
42 = (-1)6 ∙ = -4 – 18 + 1+6 + 6- 2 = -11,
43 = (-1)7 ∙ = -(2 - 2 + 9 - 3-12 +1 ) = 5 ,
44 = (-1)8 ∙ = 2- 4 +6 - 6- 8+ 1 = -9.
Полчили матрицу
( ij ) = .
3) Находим присоединённую матрицу ( ji )= ( ij )T :
( ji ) = .
4) Получаем по формуле (2.2) обратную матрицу
А-1 = = ∙ =
Тогда
Х = ∙ ∙ =
= = = = = .
Ответ: .
Рассмотрим второй способ получения обратной матрицы А-1 .
Используется формула вида (9.9):
,
где Е – единичная матрица; А – заданная матрица; - обратная матрица.
С1 С2
С2 := -2∙С1 + С2,
С3 := -3∙С1 + С3, С4 := С1 + С4,
С4 С2
С1 := С2 + С1, С3 := -5∙С2 + С3, С4 := -3С2 + С4,
С1 := 5С3 + 22С1, С2 := 3∙С3 + 22С2, С4 :=- 15∙С3 +22∙ С4,
С1 :=- С4 +41С1, С2 := -5∙С4 + 41С2, С3 :=35∙С4 +41∙ С3
Разделив первую и вторую строки матрицы на 902, третью на -902.а четвертую на 41, получим
,
А-1 = .
Задание №3
Найти фундаментальную систему решений.
.
Решение. Составим расширенную матрицу и приведем ее с помощью элементарных преобразований к треугольному виду.
С2 С1
С2 := -2∙С1 + С2, С3 := С1 + С3, С4 := -С1 + С4
С3 := -5С2 + С3, С4 := -С1 + С4
Разделим третью строку на 14, а четвертую на 4
С4 := -С3 + С4
Составим по полученной матрице систему уравнений
или либо .
Таким образом, имеем .
Обозначим t = С. Тогда система имеет множество решений :
. При С = 1 получим ФСР, т.е.
или .
Задание №1
1.Даны матрицы
А = и В = .
Вычислить А2 + ВА+2В.
2.Даны матрицы
А = и В = .
Вычислить А2 + АВ-3В.
3.Даны матрицы
А = и В = .
Вычислить В2 + АВ-3А.
4.Даны матрицы
А = и В = .
Вычислить В2-3В + ВА.
5.Даны матрицы
А = и В = .
Вычислить В2+2А + ВА.
6.Даны матрицы
А = и В = .
Вычислить 2А2-3В + ВА.
7.Даны матрицы
А = и В = .
Вычислить В2-2В + 3ВА.
8.Даны матрицы
А = и В = .
Вычислить В2-3В +2 АВ.
9.Даны матрицы
А = и В = .
Вычислить 2А2-3В + ВА.
10.Даны матрицы
А = и В = .
Вычислить В2-4А + ВА.
Задание №2
Решить системы линейных алгебраических уравнений
а) методом Гаусса;
б) по правилу Крамера;
в) матричным способом.
1. 6.
2. 7.
3. 8.
4. 9.
5. 10.
Задание №3
Решить систему линейных алгебраических уравнений
а) методом Гаусса;
1. 2.
3. 4.
5. 6.
7. 8.
9. 10.
Задание №4
Найти собственные числа и собственные векторы матрицы А.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
Рекомендуемая литература
1.Кострикин А.И.Введение в алгебру/А.И..Кострикин.-М.:Наука,1977.
2.Ефимов Н.В. Квадратичные формы и матрицы/Н.В.Ефимов.-Наука,1964.
3.Гельфанд И.М. Лекции по линейной алгебре / И.М.Гельфанд .- Наука,1971.
3.Карасев А.И.,Аксютина З.М.,Савельева Т.И.Курс высшей математики для экономических вузов.Ч.I,II /А.И . Карасев. , З.М.Аксютина, Т.И.Савельева – М.:Высш.школа,1982.
4.Бугров Я.С., Никольский С.М.Элементы линейной алгебры и аналитической геометрии/ Я.С Бугров, С.М.Никольский.- М.:Наука,1984.
5.Шипачев В.С. Высшая математика./В.С. Шипачев.- М.: Высшая школа,1985.
6.Данко П.Е., Попов А.Г.,Кожевников Г.Я.Высшая математика в упражнениях и задачах./ П.Е. Данко., А.Г .Попов., Г.Я. Кожевников –М.:Высш.школа,1986.
7.Беклемишев Д.В. Курс аналитической геометрии и линейной алгебры/-М:Высш.школа,1998.
8.Зубков А.Н .Роль математики в формировании общекультурных и профессиональных качеств при подготовке современных специалистов в техническом
ВУЗе./ А.Н Зубков .- г.Таганрог. Аспекты модернизации образования и развития промышленности. Материалы VIII региональной научнот-пракической конференции учреждений высшего и профессионального образования,2010,с.69-72.