Ф и з к у л ь т м и н у т к а. Раз, два – выше голова
Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
Раз – согнуться, разогнуться,
Два – нагнуться, потянуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять, шесть – тихо сесть,
Семь, восемь – лень отбросим.
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач. Перед выполнением задания № 2 учитель должен вспомнить с учащимися взаимосвязь между величинами: цена, количество, стоимость.
Учитель. Как найти цену, если известны количество и стоимость?
Дети. Надо стоимость разделить на количество.
Учитель. Как найти количество, если известны цена и стоимость?
Дети. Надо стоимость разделить на цену.
Учитель. Как найти стоимость, если известны цена и количество?
Дети. Надо цену умножить на количество.
После этого записывают в таблицу условие задачи, и дети решают задачу самостоятельно.
В задании № 3 учащиеся самостоятельно составляют и решают задачу с последующей проверкой.
В задании № 4 два вопроса. Можно предложить учащимся I варианта ответить на первый вопрос, а учащиеся II варианта отвечают на второй вопрос. Дети решают задачу самостоятельно. Учитель помогает учащимся, которые затрудняются в записи условия или решения задачи. После этого проводится проверка.
2. Для самостоятельной работы на уроке можно предложить решить уравнение № 5.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового мы сегодня узнали на уроке?
Дети. Сегодня на уроке мы составляли таблицу умножения и деления с числом 4.
Учитель. Что повторяли на уроке?
Дети. На уроке повторяли задачи, решали уравнения.
Домашнее задание:с. 48, № 5.
У р о к 38. ПЕРИМЕТР ПРЯМОУГОЛЬНИКА (с. 49)
Цели: познакомить учащихся с различными способами нахождения периметра прямоугольника; продолжить работу по закреплению табличных случаев умножения и деления с числами 2, 3, 4.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1. В устную работу на уроке с целью закрепления изученных случаев умножения и деления можно включить задание № 5: : = 8.
– Подберите по два значения делимого и делителя, чтобы значение частного равнялось 8. (24 : 3 = 8, 32 : 4 = 8).
В задании № 7 учащиеся выясняют, что каждое последующее число увеличивается на 3. Значит, следующие числа 18, 21, 24.
З а д а н и е № 8. Найдите значение выражений а × 3 и а × 4.
Учащиеся подставляют данные значения переменной и говорят ответы:
при а = 5, а = 6, а = 8, а = 9.
2. При работе над геометрическим материалом устно можно разобрать задание «Сравни периметры фигур» (на полях учебника). Дети измеряют стороны фигур, находят периметр:
Р1= 2 + 2 + 2 + 2 = 8 (см) или Р1= 2 · 4 = 8 (см)
Р2= 2 · 4 = 8 (см)
Р3= 2 + 2 + 2 = 6 (см) или Р3= 2 · 3 = 6 (см)
Учащиеся делают вывод: периметры фигур № 1 и № 2 одинаковые. Периметр треугольника самый маленький по сравнению с периметром других фигур.
При разборе головоломки (в самом низу страницы) ученики измеряют стороны треугольника, находят его периметр:
РД = 6 + 2 + 7 = 15 (см).
После этого находят длину стороны пятиугольника: 15 : 5 = 3 (см).
III. Работа над новым материалом.
В качестве подготовки к рассмотрению нового необходимо вспомнить то, что детям уже известно о прямоугольнике (четырехугольник, у которого все углы прямые). Полезно спросить, сколько у прямоугольника углов, сторон, вершин. Отвечая на эти вопросы, ученикам следует найти на чертеже (предварительно учитель делает на доске чертеж) прямоугольника его элементы.
Учитель. Ребята, для того чтобы начертить прямоугольник, что нам надо знать?
Дети. Нам надо знать его длину и ширину.
Учитель. А почему надо знать длину только двух сторон, а не всех четырёх?
Дети. Потому что у прямоугольника противоположные стороны равны.
Учитель. Покажите на чертеже, где у прямоугольника противоположные стороны.
Дети выходят к доске и показывают.
Затем учащиеся обращаются к чертежу в учебнике на с. 49 (вверху). Дети читают задачу, рассматривают чертеж и пытаются объяснить новые способы нахождения периметра.
Объяснения могут быть примерно такие: 2 · 2 + 3 · 2. У данного прямоугольника две стороны по 2 см и две стороны по 3 см. Поэтому 2 · 2 и 3 · 2, а затем полученные результаты складывают.
В записи (2 + 3) · 2 сначала складывают длину с шириной, а затем умножают эту сумму на 2.
После разбора учащиеся делают такой же чертеж в тетради и записывают два новых способа решения и ответ.
Необходимо выяснить, какой способ решения рациональнее.
Учитель. Ребята, мы нашли периметр прямоугольника двумя способами. Как вы думаете, какой из них более рациональный, то есть удобный. Каким можно быстрее получить результат?
Дети. Мы думаем, что второй, где сумма умножается на 2.
Учитель. А почему?
Дети. Потому что надо выполнить всего 2 действия, а в первом способе – 3 действия.
С целью закрепления изученного выполняется задание № 1 с комментированием.
№ 1.Начертите прямоугольник со сторонами 4 см и 3 см. Найдите его периметр.
Сначала дети чертят фигуру в своих тетрадях, а затем один из них комментирует:
– Чтобы найти периметр прямоугольника, надо сложить его длину и ширину, а полученную сумму умножить на 2.
Запись на доске:
Р? = (3 + 4) · 2 = 14 (см)
О т в е т: Р = 14 см.
Перед решением задания № 2 учитель должен вспомнить с детьми, что они знают о квадрате.