Создание проблемной ситуации
У. Как много школьных правил вы уже знаете! Молодцы! А умеете ли вы здороваться по-школьному? Давайте попробуем.
Здравствуйте, дети!
Скорее всего, дети дружно ответят: «Здравствуйте!»
– Все согласны, что в школе так здороваются?
Пусть дети предлагают разные варианты, их все можно озвучить.
Выработка нового правила
Если учитель – сторонник традиционного школьного приветствия, то у него есть возможность заинтересовать детей своим предложением.
У. Мои бывшие ученики всегда радовали меня тем, что здоровались молча. Знаете как?
Обычно дети с уверенностью заявляют: «Знаем».
– Пробуем.
В результате все молча сидят.
– Дети, я даже не поняла: вы поздоровались со мной или нет? Как же сделать это понятнее?
Учитель выводит детей на нужное приветствие: чтобы молча поздороваться, надо встать рядом с партой.
– Как здорово вы придумали – даже лучше, чем мои четвероклассники!
Давайте еще раз поздороваемся, как школьники, а теперь – как дошкольники.
Игра «Угадай-ка!»
– Дети, как вы считаете, вы уже много знаете про школу и школьников? Тогда давайте поиграем в игру «Угадай-ка». Вы сейчас на листе бумаге нарисуете школьника или дошкольника. Но вот кого именно вы будете рисовать – это ваш секрет. Дети в группах должны будут этот секрет угадать. Договорились?
Дети самостоятельно выполняют рисунки.
Взаимодействие детей в группах
а) Выборы того, кто будет отвечать первым, вторым и т. д.;
б) обсуждение и угадывание рисунков;
в) обсуждение группового взаимодействия (хорошо ли работалось, почему).
Итог занятия
У. Чем вам понравился сегодняшний урок? Что не понравилось? Что можно сделать, чтобы уроки всем нравились?
Тема 5. Выбор приветствия
Задачи:помочь детям осознать ответственность школьника за свои поступки, учить делать выбор, практиковать в учебном взаимодействии.
Оборудование:знак «Поднятая рука», медальоны групп, красный и синий кружки, кувшин с водой.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Приветствие
Учитель. Здравствуйте, дети! Как вы сейчас со мной поздоровались?
Дети. Как школьники.
У. А теперь давайте поздороваемся, как дошкольники:
Здравствуйте, дети!
Зачем люди здороваются?
Работа со стихотворением
Учитель читает стихотворение Н. Красильникова «Доброе утро».
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро улыбчивым лицам!
И каждый становится добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро длится до вечера!
У. Какое это стихотворение?
Д. Доброе.
У. Почему оно показалось вам добрым? Какие добрые слова в нем звучат? Кому эти слова были сказаны? Кто придумал эти добрые слова? Когда эти слова нужно говорить? Какое волшебство есть в этих словах? Давайте придумаем движения для этих строчек.
Дети заучивают стихотворение с движениями.
Проблемный вопрос
У. С кем должны здороваться школьники?
Д. С учителем.
У. Кто из вас маме и папе всегда говорит: «Доброе утро»? С кем еще вы раньше здоровались? А как будете теперь поступать? Конечно, дети, школьник всегда и со всеми должен быть вежливым. Только вот как теперь со всеми здороваться? Может, так, как с учителем? А поймут ли вас?
Практикум
Выделение возможных партнеров для приветствия.
– Давайте вспомним, с кем нам с вами приходится встречаться. Кого нужно приветствовать?
Распределение по группам ролей.
Группа «Ромашка» – соседи; группа «Удача» – друзья; группа «Солнышко» – ученики; группа «Бабочка» – дошкольники; группа «Башмак» – дети.
– Я буду подходить к каждой группе, а вы должны будете поздороваться со мной. Кто будет здороваться со мной, как с соседкой, как с учителем, как с другом, как с мамой, как с воспитателем?
Анализ ситуаций.
– Дети, как вы думаете, вы все правильно сделали? Кто-нибудь хочет что-то добавить? А как можно по-другому поприветствовать друга? Вам нравится, когда с вами здороваются? Вам приятно? Поднимается ли у вас от этого настроение? А что нужно делать, когда вы проходите мимо знакомого человека?
Игра «Не собьюсь»
У. Если я показываю красный кружок – говорите: «Здравствуйте», если синий – «До свидания».
- Вы идете с товарищем. Он поздоровался с незнакомым вам человеком. Надо ли вам здороваться?
- На улице Олег увидел свою воспитательницу, которая разговаривала с незнакомой ему женщиной. Олег, проходя мимо них, вежливо сказал: «Здравствуйте, Ольга Ивановна». Была ли допущена ошибка?
- Представьте, что вы пришли к товарищу домой. Там знакомые и незнакомые вам ребята. Как должно прозвучать приветствие?
- Как вы прощаетесь с товарищем, подругой, с которой вам предстоит сегодня еще встретиться?
Обобщение
У. Что должны уметь школьники? Почему?
Ребята, я вам помогу. У меня есть волшебная вода необычного цвета. Кто опустит палец в эту воду, тот уже никогда не забудет вежливых слов прощания и приветствия.
Учитель предлагает каждому ребенку опустить в кувшин мизинец.
– А теперь проверим, помогла ли вам волшебная вода все вспомнить и быть всегда вежливыми? Закройте глаза. Кому попадет в руки кубик, тот отвечает на вопрос: «Какие бывают слова приветствия, прощания?» В чем секрет волшебства этих слов? Какое вежливое слово вы скажете, уходя из класса? Как попрощаетесь с ребятами, со взрослыми? Как – если я буду со взрослыми?
Итог занятия
У. Что сегодня научились делать на уроке мои школьники? Почему важно быть вежливым?