Правильно написанная строка оценивается в 1 балл

Текущий контроль по теме «Закономерности наследования признаков»

ВАРИАНТЫ ЗАДАЧ ДЛЯ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ 3 (30 минут)

ВАРИАНТ 1 Задача 1.1 У человека курчавые волосы доминантный признак, прямые волосы – рецессивный признак, а у тех, кто имеет в генотипе и доминантный аллель и рецессивный – волосы вьющиеся. У матери вьющиеся волосы, у отца курчавые. Нарисуйте схему скрещивания и ответьте на вопросы. А. Опишите словами генотип отца Б. Опишите словами генотип матери В. Сколько разных генотипов будет у их детей? Г. Сколько разных фенотипов будет у их детей? Д. Могут ли в этой семье родиться дети с прямыми волосами?   Задача 2.1 У отца I группа крови, у матери ΙV группа крови. Может ли их ребёнок унаследовать группу крови одного из родителей? Ответ поясните схемой скрещивания.   Задача 3.1 Дальтонизм (нарушение цветового зрения ) наследуется рецессивно сцеплено с полом. Муж и жена имеют нормальное цветовое зрение, но у отца жены цветовое зрение нарушено. Нарисуйте схему скрещивания и ответьте на вопросы. А. Сколько типов гамет образуется у отца? Б. Сколько типов гамет образуется у матери? В. Сколько разных генотипов будет у их детей? Г. Сколько разных фенотипов будет у их детей? Д. С какой вероятностью у них могут родиться дети с нарушением цветового зрения?   Задача 4.1 У человека в Y- хромосоме встречается ген гипертрихоза ушей. Ген, контролирующий хорошую артикуляцию (понятное произношение всех звуков), наследуется аутосомно-рецессивно. В семье у отца гипертрихоз ушей и хорошая артикуляция, у матери плохая артикуляция, как и у всех её родственников. Нарисуйте схему скрещивания и ответьте на вопросы. А. Сколько типов гамет образуется у отца? Б. Сколько типов гамет образуется у матери? В. С какой вероятностью у них могут родиться дети с гипертрихозом ушей? Г. С какой вероятностью у них могут родиться дети с хорошей артикуляцией? Д. С какой вероятностью у них могут родиться дети с плохой артикуляцией и нормальными ушами?  
ВАРИАНТ 2 Задача 1.2 У человека курчавые волосы доминантный признак, прямые волосы – рецессивный признак. У матери прямые волосы, у отца курчавые. Нарисуйте схему скрещивания и ответьте на вопросы. А. Опишите словами генотип отца Б. Опишите словами генотип матери В. Сколько разных генотипов будет у их детей? Г. Сколько разных фенотипов будет у их детей? Д. Могут ли в этой семье родиться дети с прямыми волосами?   Задача 2.2 У отца IΙ группа крови, у матери ΙIΙ группа крови. Известно, что у обеих бабушек ( по отцовской линии и по материнской линии) I группа крови Может ли ребёнок в этой семье унаследовать группу крови одного из родителей? Ответ поясните схемой скрещивания.   Задача 3.2 Дальтонизм (нарушение цветового зрения ) наследуется рецессивно сцеплено с полом. Жена имеет нормальное цветовое зрение, но её отец дальтоник, у мужа цветовое зрение нарушено. Нарисуйте схему скрещивания и ответьте на вопросы. А. Сколько типов гамет образуется у отца? Б. Сколько типов гамет образуется у матери? В. Сколько разных генотипов будет у их детей? Г. Сколько разных фенотипов будет у их детей? Д. С какой вероятностью у них могут родиться дети с нарушением цветового зрения?   Задача 4.2 У человека наркотическая зависимость рецессивный признак, который контролируется аутосомным геном а. Зависимость от курения контролируется рецессивным геном b, сцепленным с полом. Женщина из семьи без вредных привычек хочет выйти замуж за мужчину, успешно прошедшего курс лечения от наркотической и табачной зависимости. Нарисуйте схему скрещивания и ответьте на вопросы. А. Сколько типов гамет образуется у отца? Б. Сколько типов гамет образуется у матери? В. С какой вероятностью у них могут родиться дети с расположенностью к наркотической зависимости? Г. С какой вероятностью у них могут родиться дети с расположенностью к табакокурению? Д. С какой вероятностью у них могут родиться мальчики расположенностью к наркотической зависимости и табакокурению?    
ВАРИАНТ 3 Задача 1,3. У человека заболевание муковисцидоз наследуется аутосомно- рецессивно. Отец страдает данным заболеванием, мать здорова, но имеет родного брата с этим заболеванием. Нарисуйте схему скрещивания и ответьте на вопросы. А. Опишите словами генотип отца Б. Опишите словами генотип матери В. Сколько разных генотипов будет у их детей? Г. Сколько разных фенотипов будет у их детей? Д. Могут ли в этой семье родиться дети муковисцидозом? Задача 2.3 Мужчина со IΙ группой крови не признаёт своего отцовства, прав ли он, если у матери ΙIΙ группа, крови у ребёнка ΙV группа крови. Ответ поясните схемой скрещивания. Задача 3.3 Гемофилия (нарушение свёртывания крови ) наследуется рецессивно сцеплено с полом. Жена здорова и имеет брата с гемофилией, муж здоров. Нарисуйте схему скрещивания и ответьте на вопросы. А. Сколько типов гамет образуется у отца? Б. Сколько типов гамет образуется у матери? В. Сколько разных генотипов будет у их детей? Г. Сколько разных фенотипов будет у их детей? Д. С какой вероятностью у них могут родиться дети с гемофилией?   Задача 4.3 Алкоголизм обусловлен аутосомным доминантным геном А, а потребность в курении табака наследуется рецессивным геном b , сцепленным с полом. Некурящий мужчина, который любит выпить женился на курящей и пьющей женщине. Мужчина гомозиготен по гену алкоголизма, а женщина - гетерозиготна. Нарисуйте схему скрещивания и ответьте на вопросы. А. Сколько типов гамет образуется у отца? Б. Сколько типов гамет образуется у матери? В. С какой вероятностью у них могут родиться дети с предрасположенностью к алкоголизму? Г. С какой вероятностью у них могут родиться дети с предрасположенностью курению? Д. С какой вероятностью у них могут родиться дети с предрасположенностью курению и алкоголизму?    
ВАРИАНТ 4 Задача 1.4 Альбинизм (отсутствие окрашивающих пигментов) у человека наследуется аутосомно-рецессивно. Отец альбинос, мать здорова, но имеет брата страдающего альбинизмом. Нарисуйте схему скрещивания и ответьте на вопросы. А. Опишите словами генотип отца Б. Опишите словами генотип матери В. Сколько разных генотипов будет у их детей? Г. Сколько разных фенотипов будет у их детей? Д. Могут ли в этой семье родиться дети альбиносы?   Задача 2.4 Мужчина со I группой крови не признаёт своего отцовства, прав ли он, если у матери ΙIΙ группа, крови у ребёнка ΙV группа крови. Ответ поясните схемой скрещивания.   Задача 3.4 Фолликулярный кератоз (нарушение развития волосяных луковиц и отсутствие роста волос на теле ) наследуется доминантно сцеплено с полом. Жена здорова и имеет брата с фолликулярным кератозом, муж страдает указанным заболеванием. Нарисуйте схему скрещивания и ответьте на вопросы. А. Сколько типов гамет образуется у отца? Б. Сколько типов гамет образуется у матери? В. Сколько разных генотипов будет у их детей? Г. Сколько разных фенотипов будет у их детей? Д. С какой вероятностью у них могут родиться дети с фолликулярным кератозом?     Задача 4.4 Отец и мать квартероны с соответствующими генотипами AaBbccdd и aabbCcDd. Какова вероятность рождения у них детей с более тёмным цветом кожи?    
ВАРИАНТ 5 Задача 1.5 У человека карие глаза наследуются как доминантный признак (А), а голубые глаза - как рецессивный (а). Отец и мать кареглазые, но у матери отца и отца матери глаза голубые. Нарисуйте схему скрещивания и ответьте на вопросы. А. Опишите словами генотип отца? Б. Опишите словами генотип отца матери? В. Сколько разных генотипов будет у их детей? Г. Сколько разных фенотипов будет у их детей? Д. Могут ли в этой семье родиться дети с голубыми глазами?   Задача 2.5 Школьник пришёл домой расстроенный, он узнал, что у него вторая группа крови. У отца четвёртая группа, у матери первая. Мальчик решил, что он приёмный ребёнок. Прав ли он? Ответ поясните схемой скрещивания.     Задача 3.5 Миодистрофия Дюшенна (атрофия мышечной ткани, приводящая к неподвижности) наследуется рецессивно сцеплено с полом. У здоровых родителей родился страдающий указанным заболеванием ребёнок. Нарисуйте схему скрещивания и ответьте на вопросы. А. Сколько типов гамет образуется у отца? Б. Сколько типов гамет образуется у матери? В. Сколько разных генотипов будет у их детей? Г. Сколько разных фенотипов будет у их детей? Д. С какой вероятностью в семье могут родиться здоровые дети?   Задача 4.5 Дальтонизм (нарушение цветового зрения) контролируется рецессивным геном (d), сцепленным с полом, а чувство юмора наследуется аутосомно-рецессивно. Жених и невеста различают цвета нормально, но чувство юмора у них отсутствует, как и у всех членов их семей. У отца невесты цветовое зрение нарушено. Нарисуйте схему скрещивания и ответьте на вопросы. А. Сколько типов гамет образуется у жениха? Б. Сколько типов гамет образуется у невесты? В. С какой вероятностью у них могут родиться дети без чувства юмора? Г. С какой вероятностью у них могут родиться дети с нарушением цветового зрения? Д. С какой вероятностью у них могут родиться дети с нормальным зрением и чувством юмора?    
ВАРИАНТ 6 Задача 1.6. Ямочка на подбородке контролируется доминантным геном А. У отца ямочка на подбородке, как и у всех его родственников. У матери подбородок гладкий. Нарисуйте схему скрещивания и ответьте на вопросы. А. Опишите словами генотип отца? Б. Опишите словами генотип отца матери? В. Сколько разных генотипов будет у их детей? Г. Сколько разных фенотипов будет у их детей? Д. Могут ли в этой семье родиться дети с гладким подбородком?   Задача 2.6. У мужчины со второй группой крови от женщины с четвёртойгруппой крови родился ребёнок, который не унаследовал ни одну из групп крови родителей. Какая группа крови у ребёнка? Ответ поясните схемой скрещивания.     Задача 3.6. Витамин -Д- резистентный рахит (проявляется как нарушение в строении костной ткани) наследуется доминантно сцеплено с полом. Жена страдает этим заболеванием, унаследовав его от своей матери. Муж здоров. Нарисуйте схему скрещивания и ответьте на вопросы. А. Сколько типов гамет образуется у отца? Б. Сколько типов гамет образуется у матери? В. Сколько разных генотипов будет у их детей? Г. Сколько разных фенотипов будет у их детей? Д. С какой вероятностью в семье могут родиться здоровые дети?   Задача 4.6. Предпочтение сладкой пищи контролирует аутосомный ген А, а невнимательность - ген В, сцепленный с полом. Невнимательный и любящий сладкое мужчина выбрал в жёны женщину внимательную и равнодушную к сладкой пище. Нарисуйте схему скрещивания и ответьте на вопросы. А. Сколько типов гамет образуется у жены? Б. Сколько типов гамет образуется у мужа? В. С какой вероятностью у них могут родиться внимательные дети ? Г. С какой вероятностью у них могут родиться дети, любящие сладкое? Д. С какой вероятностью у них могут родиться невнимательные дети, любящие сладкое ?  
ВАРИАНТ 7 Задача 1.7 Полидактилия (количество пальцев большее 5 на одной из конечностей) наследуется аутосомно-доминантно. У матери обычное количество пальцев, у отца на левой руке 6 пальцев. У них родился ребёнок с обычным количеством пальцев. Нарисуйте схему скрещивания и ответьте на вопросы. А. Опишите словами генотип отца? Б. Опишите словами генотип отца матери? В. Сколько разных генотипов будет у их детей? Г. Сколько разных фенотипов будет у их детей? Д. Могут ли в этой семье родиться дети с полидактилией?   Задача 2.7. У мужчины с четвёртой группой крови от женщины с третьей группой крови родился ребёнок, который не унаследовал ни одну из групп крови родителей. Какая группа крови у ребёнка? Ответ поясните схемой скрещивания.   Задача 3.7. Мышечная дистрофия Беккета (атрофия мышечной ткани, проявляющаяся после 30 лет) наследуется рецессивно сцеплено с полом. Жена страдает этим заболеванием, унаследовав его от своей матери. Муж здоров. Нарисуйте схему скрещивания и ответьте на вопросы. А. Сколько типов гамет образуется у отца? Б. Сколько типов гамет образуется у матери? В. Сколько разных генотипов будет у их детей? Г. Сколько разных фенотипов будет у их детей? Д. С какой вероятностью в семье могут родиться здоровые дети?   Задача 4.7 Отец и мать с положительным резус фактором и с соответствующими генотипами ccddЕе и сcDdее. Какова вероятность рождения у них детей с положительным резус фактором?  

ЭТАЛОНЫ ОТВЕТОВ



ВАРИАНТ 1 (50 баллов) Задача 1.1. (10 баллов) 1. Схема: А – курчавые волосы, а – прямые волосы, Аа – вьющиеся волосы 2. P: отец АА Правильно написанная строка оценивается в 1 балл - student2.ru мать Аа 3. G: А А а 4. F1: АА Аа 5. Фенотип: курчавые вьющиеся волосы волосы   6. А. гомозигота по доминантному аллелю 7. Б. гетерозигота 8. В. 2 9. Г. 2 10. Д. нет Каждая правильно написанная строка оценивается в 1 балл Задача 2.1. (6 баллов) 1. Схема: I группа крови – Ι0 Ι0, Ι V группа крови - ΙА ΙВ 2. P: отец Ι0 Ι0 Правильно написанная строка оценивается в 1 балл - student2.ru мать ΙА ΙВ 3. G: Ι0 ΙА ΙВ 4. F1: Ι0 ΙА Ι0 ΙВ 5. Фенотип: IΙ группа крови IΙI группа крови 6. Ни один из их детей не может унаследовать группу крови одного из родителей. Каждая правильно написанная строка оценивается в 1 балл   Задача 3.1. (10 баллов). 1. Схема: D – ген нормального зрения , d – ген дальтонизма , XDXD – здоровая женщина , XdY – мужчина дальтоник, XDXd – здоровая женщина, отец которой дальтоник, XDY – здоровый мужчина 2. P: отец XDY Правильно написанная строка оценивается в 1 балл - student2.ru мать XDXd 3. G: XD Y XD Xd 4. F1: XDXD XDXd XDY XdY 5. Фенотип: здоровая здоровая здоровый дальтоник девочка девочка мальчик мальчик   6. А. 2 7. Б. 2 8. В. 4 9. Г. 3 10. Д. 0, 25 или ¼ или 25% Каждая правильно написанная строка оценивается в 1 балл Задача 4.1. (24 балла). 1. Схема: А – ген нечёткой речи, а – ген хорошей артикуляции , ААXX –женщина с такой же нечёткой речью, как и у всех членов её семьи , аа XYН – мужчина с волосатыми ушами и хорошей артикуляцией, 2. P: отец аа XYН Правильно написанная строка оценивается в 1 балл - student2.ru мать ААXX 3. G: аX а YН АX 4. F1: Аа XYН Аа XX 5. Фенотип: мальчик девочка 6. с нечёткой речью с нечёткой речью 7. с волосатыми ушами с обычными ушами 8. А. 2 9. Б. 1 10. В. 50% или 0,5 или 1/2 11. Г. 0% 12. Д. 50% или 0,5 или 1/2 Каждая правильно написанная строка оценивается в 2 балла.
ВАРИАНТ 2 (50 баллов) Задача 1.2. (10 баллов) 1. Схема: А – курчавые волосы, а – прямые волосы. 2. P: отец АА Правильно написанная строка оценивается в 1 балл - student2.ru мать аа 3. G: А а 4. F1: Аа 5. Фенотип: курчавые волосы   6. А. гомозигота по доминантному аллелю 7. Б. гомозигота по рецессивному аллелю 8. В. 1 9. Г. 1 10. Д. нет Каждая правильно написанная строка оценивается в 1 балл   Задача 2.2. (6 баллов) 1. Схема: II группа крови – Ι0 ΙА , ΙΙI группа крови - Ι0 ΙВ 2. P: отец Ι0 ΙА Правильно написанная строка оценивается в 1 балл - student2.ru мать Ι0 ΙВ 3. G: Ι0 ΙА Ι0 ΙВ 4. F1: Ι0 Ι0 Ι0 ΙА Ι0 ΙВ ΙА ΙВ 5. Фенотип I гр. крови IΙ гр. крови IΙI гр. крови I V гр. крови 6. Дети могут унаследовать группу крови одного из родителей. Каждая правильно написанная строка оценивается в 1 балл   Задача 3.2. (10 баллов). 1. Схема: D – ген нормального зрения , d – ген дальтонизма , XDXD – здоровая женщина , XdY – мужчина дальтоник, XDXd – здоровая женщина, отец которой дальтоник, XDY – здоровый мужчина 2. P: отец XdY Правильно написанная строка оценивается в 1 балл - student2.ru мать XDXd 3. G: Xd Y XD Xd 4. F1: Xd Xd XDXd XDY XdY 5. Фенотип: дальтоник здоровая здоровый дальтоник девочка девочка мальчик мальчик   6. А. 2 7. Б. 2 8. В. 4 9. Г. 4 10. Д. 0, 5 или 1/2 или 50% Каждая правильно написанная строка оценивается в 1 балл   Задача 4.2. (24 балла). 1. Схема: А и В – гены нормы, а – ген склонности к употреблению наркотиков, b - ген склонности к курению, ААXВ XВ –женщина без вредных привычек, как и все члены её семьи , аа XbY – мужчина, излечившийся от наркотической и табачной зависимости. 2. P: отец аа XbY Правильно написанная строка оценивается в 1 балл - student2.ru мать ААXВXВ 3. G: аXb а Y АXВ 4. F1: Аа XbY Аа XbXВ 5. Фенотип: мальчик девочка 6. с табачной зависимостью без табачной зависимости 7. без склонности к наркотической зависимости 8. А. 2 9. Б. 1 10. В. 0% 11. Г. 50% или 0,5 или 1/2 12. Д. 0% Каждая правильно написанная строка оценивается в 2 балла.
ВАРИАНТ 3 (50 баллов) Задача 1.3. (10 баллов) 1. Схема: А – ген нормы, а – ген муковисцидоза 2. P: отец аа Правильно написанная строка оценивается в 1 балл - student2.ru мать Аа 3. G: а А а 4. F1: Аа аа 5. Фенотип: здоровый больной ребёнок ребёнок   6. А. гомозигота по рецессивному аллелю 7. Б. гетерозигота 8. В. 2 9. Г. 2 10. Д. да Каждая правильно написанная строка оценивается в 1 балл Задача 2.3(6 баллов) 1. Схема: II группа крови – Ι0ΙА , ΙΙI группа крови - Ι0ΙВ (с гетерозиготами обзор полнее) 2. P: отец Ι0 ΙА Правильно написанная строка оценивается в 1 балл - student2.ru мать Ι0 ΙВ 3. G: Ι0 ΙА Ι0 ΙВ 4. F1: Ι0 Ι0 Ι0 ΙА Ι0 ΙВ ΙА ΙВ 5. Фенотип I гр. крови IΙ гр. крови IΙI гр. крови I V гр. крови 6. У ребёнка, рождённого от предполагаемых родителей, возможна IV гр. крови, следовательно, мужчина может быть отцом данного ребёнка. Каждая правильно написанная строка оценивается в 1 балл Задача 3.3 (10 баллов). 1. Схема: Н – ген нормального свёртывания крови , h – ген гемофилии , XНXН – здоровая женщина , XhY – мужчина с гемофилией, XHXh – здоровая женщина, брат которой болен гемофилией, XНY – здоровый мужчина 2. P: отец XНY Правильно написанная строка оценивается в 1 балл - student2.ru мать XHXh 3. G: XН Y XH Xh 4. F1: XНXН XHXh XНY XhY 5. Фенотип: дальтоник здоровая здоровый с гемофилией девочка девочка мальчик мальчик   6. А. 2 7. Б. 2 8. В. 4 9. Г. 3 10. Д. 0,2 5 или 1/4 или 25% Каждая правильно написанная строка оценивается в 1 балл   Задача 4.3 (24 балла). 1. Схема: а и В – гены нормы, А – ген склонности к употреблению алкоголя, b - ген склонности к курению, АаXb Xb –женщина курящая и пьющая, АА XbY – мужчина курящий и пьющий 2. P: отец АА XbY Правильно написанная строка оценивается в 1 балл - student2.ru мать АаXbXb 3. G: АXb АY АXb аXb 4. F1: АА XbY Аа XbY Аа XbXb АА XbXb 5. Фенотип: мальчик мальчик девочка девочка 6. Все со склонностью к курению 7. Все со склонностью к алкоголизму 8. А. 2 9. Б. 2 10. В.100% 11. Г. 100% 12. Д. 100% Каждая правильно написанная строка оценивается в 2 балла.
ВАРИАНТ 4 (50 баллов) Задача 1.4. (10 баллов) 1. Схема: А – ген нормы, а – ген альбинизма 2. P: отец аа Правильно написанная строка оценивается в 1 балл - student2.ru мать АА 3. G: а А 4. F1: Аа 5.Фенотип: здоровый ребёнок   6. А. гомозигота по рецессивному аллелю 7. Б. гомозигота по доминантному аллелю 8. В. 1 9. Г. 1 10. Д. нет Каждая правильно написанная строка оценивается в 1 балл Задача 2.4 (6 баллов) 1. Схема: I группа крови – Ι0 Ι0 , ΙΙI группа крови - Ι0ΙВ (с гетерозиготами обзор полнее) 2. P: отец Ι0 Ι0 Правильно написанная строка оценивается в 1 балл - student2.ru мать Ι0 ΙВ 3. G: Ι0 Ι0 ΙВ 4. F1: Ι0 Ι0 Ι0 ΙВ 5. Фенотип I гр. крови IΙI гр. крови 6. У ребёнка, рождённого от предполагаемых родителей, не может быть IV гр. крови, следовательно, мужчина не может быть отцом данного ребёнка. Каждая правильно написанная строка оценивается в 1 балл Задача 3.4 (10 баллов). 1. Схема: F – ген фолликулярного кератоза , f – ген нормы , XfXf – здоровая женщина , XFY – мужчина с фолликулярным кератозом, XFXf и XFXF –женщина с фолликулярным кератозом , XfY – здоровый мужчина 2. P: отец XFY Правильно написанная строка оценивается в 1 балл - student2.ru мать XfXf 3. G: XF Y XF 4. F1: XFXf XfY 5. Фенотип: больная здоровый девочка мальчик 6. А. 2 7. Б. 1 8. В. 2 9. Г. 2 10. Д. 0,5 или 1/2 или 50% Каждая правильно написанная строка оценивается в 1 балл Задача 4.4 (24 балла) 1. P: отец AaBbccdd Правильно написанная строка оценивается в 1 балл - student2.ru мать aabbCcDd 2. G: ABcd, aBcd, Abcd, abcd abCD, abCd abcD abcd 3. Решётка Пеннета  
Правильно написанная строка оценивается в 1 балл - student2.ru Гаметы матери Гаметы отца abCD abCd abcD abcd
ABcd AaBbCcDd AaBbCcdd AaBbccDd AaBbccdd
aBcd aaBbCcDd aaBbCcdd aaBbccDd aaBbccdd
Abcd AabbCcDd AabbCcdd AabbccDd Aabbccdd
abcd aabbCcDd aabbCcdd aabbccDd aabbccdd
4. Генотипы F1: aabbccdd aaBbccdd Aabbccdd aabbccDd aabbccDd aabbCcDd aaBbCcdd AabbCcdd AaBbccdd AabbccDd aaBbCcDd AabbCcDd AaBbCcdd AaBbccDd aaBbccDd AaBbCcDd
5. Количество доминантных аллелей белые светлее квартеро-нов квартеро-ны темнее квартеро-нов мулаты

6. Вероятность рождения детей с более тёмным цветом кожи 3/8 или 0,375 или 37,5%

правильно написанная строка оценивается в 1 балл,

Наши рекомендации