Метод замены иррациональных уравнений системой рациональных уравнений
II. Практикум.
1. Решение простейших иррациональных уравнений, используя свойство корня n-ой степени
Пример 1.
При возведении обеих (неотрицательных) частей уравнения в квадрат, получаем равносильное уравнение:
Ответ: 87.
Пример 2.
Возведем обе части уравнения в квадрат, получим уравнение-следствие:
Проверка:
Если , то
Если , то
Ответ: - 9, - 8.
Метод возведения в степень.
Пример 1.
Уединим корень, после чего возведем обе части уравнения в квадрат:
Проверка показала, что посторонний корень.
Ответ: 7.
Пример 2.
Уединим по два радикала в каждой части уравнения так, чтобы сумма подкоренных выражений была одинакова.
8х + 1 + 2х – 2 – 2 = 7х + 4 + 3х – 5 – 2
(8х + 1)(2х – 2) = (7х + 4)(3х – 5)
х = 3; х = -
Проверка: х = - посторонний корень
Ответ: 3.
Пример 3.
х
3х2 , т.к. , то
3х2 ×
3х2 = 2
х 1 = - посторонний корень х2 =
Ответ: .
Пример 4.
Возведем обе части уравнения в куб, используя формулу
По условию .
Тогда
Проверка показала, что х = 0 посторонний корень.
Ответ: 1.
Пример 5.
Уединим корни и возведем обе части уравнения в 6 степень (НОК(2; 3) = 6)
Проверка показала, что х = – 1 – посторонний корень.
Ответ: 2.
Метод введения новой переменной.
Пример 1.
Пусть y > 0. Получим уравнение .
Тогда у2 + 3у – 4 = 0
у1 = 1, у2 = -4 (не удовлетворяет условию y > 0)
2 – х = 2 + х
х = 0
Проверка показывает, что 0 является корнем уравнения.
Ответ: 0.
Пример 2.
Пусть
2х – 5 = у2
| ×
|y + 1| + |y + 3| = 14, т.к. у ³ 0, то |y + 1| = y + 1, |y + 3| = y + 3
у + 1 + у + 3 = 14
2у = 10
у = 5
Тогда х = 15.
Ответ: 15.
Пример 3.
Заметим, что , тогда имеем
Это однородное уравнение. Разделим почленно на
Введем новую переменную . Получим
Вернувшись обратно к замене, получим: х=0, х= .
Ответ: 0; .
Метод составления смешанной системы.
Решение уравнений вида
Пример 1.
Ответ: -1.
Решение уравнений вида
Пример 2.
х = 4
Ответ: 4.
Пример 3.
Ответ: 7.
Решение уравнений вида
Пример 4.
Ответ: 4.
Решение уравнений вида
Пример 5.
Ответ: -2; 3.
Пример 6.
Ответ: -1; 1; 3.
Метод разложения подкоренного выражения на множители.
Пример 1.
Возведем обе части уравнения в квадрат, получим:
Проверка показала, что посторонний корень.
Ответ: -1; 1.
Пример 2.
Проверка показала, что посторонних корней нет.
Ответ: -2; 1; 13.
Метод умножения на сопряженное выражение.
Пример 1.
Умножим обе части уравнения на выражение , сопряженное выражению , предварительно проверив, что корень уравнения =0 х = 3 не является корнем данного уравнения.
Получим:
Ответ: 6.
Пример2.
(1) | ∙
х=0 или
Сложим данное уравнение с уравнением (1), получим
Ответ: -3; 0; 3.
Метод выделения полного квадрата в подкоренном выражении.
Пример 1.
Пусть
|y – 2| + |y – 3| = 1
1) 2) 3)
y =2 1 = 1 у = 3
решений нет решений нет
Ответ: [5; 10].
Пример 2.
Т.к. левая часть уравнения неотрицательна, то .
При Тогда
Т.к. при х = 4, то рассмотрим два случая: и x > 4.
1 случай:
При этих значениях переменной то есть уравнение равносильно системе:
Система не имеет решения.
2 случай: x > 4.
При этих значениях переменной то есть уравнение равносильно системе:
Ответ: 7.
Метод замены иррациональных уравнений системой рациональных уравнений.
Пример 1.
1) 2)
х – 3 = 27 х – 3 = -64
х = 30 х = -61
Ответ: -61; 30.
Пример 2.
Решая первое уравнение системы, находим
Возвращаясь к подстановке , получаем
Ответ: 1; 2; 10.