Основные формулы комбинаторики

Теорема о перемножении шансов

Пусть одно действие можно проделать пятью способами, а другое — двумя. Каким числом способов можно проделать пару этих действий?

Теорема 1.Пусть множество состоит из элементов: , а множество — из элементов: . Тогда можно образовать ровно пар , взяв первый элемент из множества , а второй — из множества .

Замечание 1. Можно сформулировать утверждение теоремы 1 так: если первый элемент можно выбрать способами, а второй элемент — способами, то пару элементов можно выбрать способами.

Доказательство. С элементом мы можем образовать пар: . Столько же пар можно составить с элементом , столько же — с элементом и с любым другим из элементов множества . Т.е. всего возможно пар, в которых первый элемент выбран из множества , а второй — из множества .

Упражнение 1.С помощью теоремы 1 доказать, что:

а)при подбрасывании трёх монет возможно 2·2·2=8 различных результатов;

б) бросая дважды игральную кость, получим 6·6=36 различных результатов;

в) трёхзначных чисел бывает 9·10·10=900;

г) трёхзначных чисел, все цифры которых различны, существует 9·9·8;

д) чётных трёхзначных чисел возможно 9·10·5.

Урны и шарики

Есть урна (ящик), содержащая пронумерованных объектов (шаров). Мы выбираем из этой урны шаров; результатом выбора является набор из шаров. Нас интересует, сколькими способами можно выбрать шаров из , или сколько различных результатов может получиться. На этот вопрос нельзя дать однозначный ответ, пока мы не определимся: а) с тем, как организован выбор (можно ли шары возвращать в урну), и б) с тем, что понимается под различными результатами выбора.

Рассмотрим следующие возможные способы выбора.

1.Выбор с возвращением: каждый вынутый шар возвращается в урну, каждый следующий шар выбирается из полной урны. В полученном наборе из номеров шаров могут встречаться одни и те же номера.

2.Выбор без возвращения: вынутые шары в урну не возвращаются, и в полученном наборе не могут встречаться одни и те же номера.

Условимся, какие результаты выбора (наборы из номеров шаров) мы будем считать различными. Есть ровно две возможности.

1. Выбор с учётом порядка: два набора номеров шаров считаются различными, если они отличаются составом или порядком номеров. Так, при выборе трёх шаров из урны, содержащей 5 шаров, наборы (1, 5, 2), (2, 5, 1) и (4, 4, 5) различны, если порядок учитывается.

2. Выбор без учёта порядка: два набора номеров шаров считаются различными, если они отличаются составом. Наборы, отличающиеся лишь порядком следования номеров, считаются одинаковыми.

Так, наборы (1, 5, 2) и (2, 5, 1) не различаются и образуют один и тот же результат выбора, если порядок не учитывается.

Подсчитаем, сколько возможно различных результатов для каждой из четырёх схем выбора (выбор с возвращением или без, и в каждом из этих случаев — с учётом порядка или без).

Выбор без возвращения, с учётом порядка

Теорема 2.Общее количество различных наборов при выборе элементов из без возвращения и с учётом порядка равняется

и называется числом размещений из элементов по элементов.

QED

Следствие 1.Если в множестве элементов, то существует ровно > перестановок этих элементов.

Доказательство. Перестановка — результат выбора без возвращения и с учётом порядка элементов из . Поэтому общее число перестановок равно

QED

Теорема 3.Общее количество различных наборов при выборе элементов из без возвращения и без учёта порядка равняется

и называется числом сочетаний из элементов по элементов.

QED

Теорема 4.Общее количество различных наборов при выборе элементов из с возвращением и с учётом порядка равняется > .

Доказательство. Первый шар можно выбрать Основные формулы комбинаторики - student2.ru способами. При каждом из этих способов второй шар можно выбрать также Основные формулы комбинаторики - student2.ru способами, и так Основные формулы комбинаторики - student2.ru раз. Общее число наборов равно Основные формулы комбинаторики - student2.ru .

QED

Теорема 5.Общее количество различных наборов при выборе Основные формулы комбинаторики - student2.ru элементов из Основные формулы комбинаторики - student2.ru с возвращением и без учёта порядка равняется

Основные формулы комбинаторики - student2.ru

Упражнение 6.Проверить, что при Основные формулы комбинаторики - student2.ru и Основные формулы комбинаторики - student2.ru получается ровно 3.

Доказательство. Рассмотрим подробно, чем отличаются друг от друга два разных результата такой схемы выбора. Нам не важен порядок номеров, т.е. мы учитываем только, сколько раз в нашем наборе из Основные формулы комбинаторики - student2.ru номеров шаров появился каждый номер. Поэтому результат выбора можно представить набором чисел Основные формулы комбинаторики - student2.ru , в котором Основные формулы комбинаторики - student2.ru — число появлений шара номер Основные формулы комбинаторики - student2.ru в наборе, и Основные формулы комбинаторики - student2.ru . Числа Основные формулы комбинаторики - student2.ru принимают значения из Основные формулы комбинаторики - student2.ru . Два результата выбора в схеме выбора с возвращением и без учёта порядка различаются, если соответствующие им наборы Основные формулы комбинаторики - student2.ru не совпадают (порядок следования элементов Основные формулы комбинаторики - student2.ru учитывается).

Представим себе другой эксперимент, имеющий точно такие же результаты, и посчитаем их количество. Есть Основные формулы комбинаторики - student2.ru ящиков, в которых размещаются Основные формулы комбинаторики - student2.ru шаров. Нас интересует только число шаров в каждом ящике. Результатом эксперимента снова является набор чисел Основные формулы комбинаторики - student2.ru , где Основные формулы комбинаторики - student2.ru равно числу шаров в ящике с номером Основные формулы комбинаторики - student2.ru , и Основные формулы комбинаторики - student2.ru . Числа Основные формулы комбинаторики - student2.ru принимают натуральные значения или равны нулю.

А теперь изобразим результат такого размещения в виде схемы, в которой вертикальные линии обозначают перегородки между ящиками, а точки — находящиеся в ящиках шары:

Основные формулы комбинаторики - student2.ru

Мы видим результат размещения девяти шаров по семи ящикам. Первый ящик содержит три шара, второй и шестой ящики пусты, третий ящик содержит один шар, в четвёртом и пятом ящиках лежит по два шара. Переложим один шар из первого ящика во второй и изобразим таким же образом ещё два результата размещения:

Основные формулы комбинаторики - student2.ru

Видим, что все размещения можно получить, меняя между собой шары и перегородки, или расставляя Основные формулы комбинаторики - student2.ru шаров на местах. Число Основные формулы комбинаторики - student2.ru получается так: у Основные формулы комбинаторики - student2.ru ящиков есть ровно Основные формулы комбинаторики - student2.ru перегородка, считая крайние, но из них перемещать можно лишь Основные формулы комбинаторики - student2.ru внутреннюю перегородку. Таким образом, имеется Основные формулы комбинаторики - student2.ru мест, которые можно занять шарами либо внутренними перегородками. Перебрав все возможные способы расставить Основные формулы комбинаторики - student2.ru шаров на этих Основные формулы комбинаторики - student2.ru местах (заполняя оставшиеся места перегородками), переберем все нужные размещения.

Осталось заметить, что способов расставить Основные формулы комбинаторики - student2.ru шаров на Основные формулы комбинаторики - student2.ru местах существует

Основные формулы комбинаторики - student2.ru

Именно столько есть способов выбрать из Основные формулы комбинаторики - student2.ru номеров мест Основные формулы комбинаторики - student2.ru номеров мест для шаров.

Наши рекомендации