III. Работа над новым материалом. При делении на трехзначное число, как и при делении на двузначное
При делении на трехзначное число, как и при делении на двузначное, специально рассматриваются случаи, когда цифру частного находят в результате нескольких проб. При этом сначала лучше рассмотреть такие случаи, когда в частном получается однозначное число. Объяснение приема ученики могут прочитать по учебнику на с. 63 вверху, а затем решить с комментированием задание 308. А можно решить сначала пример под руководством учителя, например 1240 : 248, после чего предложить ученикам прочитать объяснение по учебнику и решить примеры.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач.
Задачу 309 дети решают самостоятельно (с последующей проверкой). Условия записываются таблицей.
За 1 час | Кол-во ч | Всего л | |
1-я м. | одинак. | 60 ч | ?, на 72 л б. |
2-я м. | 54 ч | ? |
1) 60 – 54 = 6 (ч) – за столько израсходовали 72 л
2) 72 : 6 = 12 (л) – за 1 час
О т в е т:720 л – на 1-й машине, 648 л – на 2-й машине.
Задачу 311 учитель разбирает вместе с детьми.
Учитель. Прочитайте задачу. Как запишем условие?
Было – 12 ящ. по 3 кг
Продали – ? ящ. по 3 кг
Осталось – 15 кг
Учитель. Что надо узнать сначала?
Дети.Сначала узнаем, сколько кг абрикосов было. Для этого 3 умножим на 12.
Учитель.Что узнаем потом?
Дети. Потом узнаем, сколько кг абрикосов продали. Для этого из числа, которое получили вычтем 15.
Учитель.Ребята, а третьим действием сможем ответить на главный вопрос задачи?
Дети.Да.
После этого учащиеся записывают решение.
1) 3 · 12 = 36 (кг) – всего было
2) 36 – 15 = 21 (кг) – продали
3) 21 : 3 = 7 (ящ.)
О т в е т: 7 ящиков абрикосов продали.
2.Для самостоятельной работы на уроке учащимся можно предложить сравнить выражения в задании 306, на с. 62.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что изучали и закрепляли сегодня на уроке?
Дети. Мы продолжали работу над темой «Деление на трехзначное число, закрепляли умение решать задачи и сравнивать выражения.
Домашнее задание:задание 310; тетрадь № 2, с. 54, № 36–39.
У р о к 148
Деление на трехзначное число
Цели:рассмотреть случаи деления на трехзначное число, когда в записи частного есть нули; совершенствовать умения решать задачи и уравнения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Поставьте скобки так, чтобы ответы были верными.
5 · 8 + 9 · 2 = 170
71 – 41 : 5 = 6
65 – 27 – 12 = 50
64 : 7 + 1 · 9 = 72
2. Задание «Арифметические ребусы».
III. Работа над новым материалом.
Объяснить прием деления на трехзначное число, когда в записи частного есть нули, ученики могут сами по записям, данным в задании 314. Запись нулей в частном учащиеся объясняют так же, как это делали при делении на двузначные числа.
Для закрепления полученных знаний дети выполняют задание 315 под руководством учителя, записывая решение на доске и в тетрадях.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а