Нагрузки ребенка (позиция 17)
Шкала «Нагрузки ребенка» состоит из следующих вопросов (см. таблицу 3.13)
Таблица 3.13.
№ | Имя переменной | Содержание переменной |
АР В2a | Время в будний день: тратит на дорогу в школу | |
АР В2b | Время в будний день: делает все уроки | |
АР В2c | Время в будний день: проводит перед телевизором | |
АР В2d | Время в будний день: проводит перед компьютером | |
АР В2e | Время в будний день: помогает по «хозяйству» | |
АР В3a | Время в неделю: занятие спортом, посещение кружков и художественной школы | |
АР В3b | Время в неделю на дополнительные занятия с педагогом и репетитором |
Примечание: АР – анкета родителей, В – вопрос.
Это новый показатель, который не измерялся инструментарием на начало года. Позволяет учесть нагрузки ребенка и посмотреть влияние нагрузок на учебные достижения учащихся и индивидуально-личностные особенности ребенка.
Уровень нагрузки у ребенка может быть очень разным, часто, суммируясь, нагрузка внешкольная, накладываясь на учебную, может создавать существенную перегрузку. Часто амбициозные родители хотят, чтобы ребенок везде достигал больших успехов, не учитывая, что сама учеба в первом классе является адаптационной нагрузкой на ребенка. Данную шкалу необходимо сопоставлять со шкалой 18.
Легкость адаптации (позиция 18)
Шкала«Легкость адаптации»состоит из следующих вопросов (см. таблицу 3.14).
Таблица 3.14.
№ | Имя переменной | Содержание переменной |
АР В14a | После школы выглядит очень утомленным, нуждается в отдыхе | |
АР В14b | Стало часто наблюдаться пониженное настроение | |
АР В14c | С трудом стал засыпать вечером | |
АР В14d | Стал беспокойно спать (крутится во сне или часто пробуждается) | |
АР В14e | Ребенок стал вскакивать во сне, разговаривать, появились жалобы… | |
АР В14f | Стал просыпаться утром с трудом | |
АР В14g | Стал просыпаться утром в плохом настроении | |
АР В14h | После уроков приходит и сразу ложится спать | |
АР В14i | Изменился аппетит (повысился или ухудшился) | |
АР В14j | После школы стал более возбужденным | |
АР В14k | Вечером стал с трудом успокаиваться | |
АР В14l | Стали заметны тики, навязчивые движения: грызет ногти и т.д. | |
АР В14m | Стал тревожиться о школьных делах | |
АР В14n | Боится опоздать в школу и что-либо не сделать | |
АР В14o | Появились жалобы на здоровье (болит голова, живот и др.) | |
АР В14p | Ребенок стал капризничать |
Примечание: КП – карта первоклассника, АР – анкета родителей, В – вопрос.
На профиле готовности первоклассника к обучению в школе (на начало учебного года) шкалой, определяющей затратность адаптации ребенка к школе, была шкала «Цена адаптации ребенка к школе». В конце учебного года шкала стала обратной и стала называться «Легкость адаптации». Обе шкалы на начало и конец года имеют положительные значения: чем выше Т-балл по этой шкале, тем легче ребенку было адаптироваться к обучению в школе. Чем меньше уровень легкости адаптации, тем выше ее цена для ребенка.
Шкала показывает, насколько легко дается ребенку его повседневное функционирование. Успех, может, и большой, но и цена его для ребенка может быть очень высокой. При очень высоком уровне напряжения возможно появление защитных реакций, например, в виде охранительного торможения – выключения из деятельности, когда ребенок перестает стараться, становиться равнодушным к успеху, а в некоторых случаях возможно «бегство в болезнь».
Индивидуальные особенности здоровья (позиция 19)
Шкала «Индивидуальные особенности здоровья» состоит из следующих вопросов (см. таблицу 3.15).
Таблица 3.15
№ | Имя переменной | Содержание переменной |
КП В5 | Сколько дней в учебном году ребенок пропустил по болезни | |
КП В14 | Правильная речь | |
КП В17 | На перемене очень возбужден, бегает, шумит | |
КП В40 | Очень плохой почерк | |
КП В34 | Жалуется на здоровье | |
АР В12c | Плохо развита мелкая моторика рук | |
АР В13d | Причины трудностей ребенка в школе: ухудшении здоровья |
Примечание: КП – карта первоклассника, АР – анкета родителей, В – вопрос.
Шкала, используемая в конце года, немного изменилась. Добавились вопросы о количестве дней, пропущенных ребенком по болезни, и о почерке ребенка.
Показатель «Индивидуальные особенности здоровья» отражает представление о здоровье как адаптационном ресурсе. Чем выше показатель, тем выше адаптационный ресурс здоровья. Низкий индивидуальный уровень здоровья требует большей поддержки ребенка, более тщательного соблюдения режима.
Уровень адаптации ученика к обучению в школе глазами учителя (позиция 20)
Обобщенная оценка уровня адаптации ребенка к школе дается независимо учителем в карте первоклассника (вопрос КП В10a). При оценке уровня адаптации ребенка глазами учителя предусмотрены 3 уровня адаптации: низкий, средний, высокий.
Уровень адаптации ученика к обучению в школе глазами родителя (позиция 21)
Обобщенная оценка уровня адаптации ребенка к школе дается не только учителем, но и родителями (вопрос АР В1 в анкете родителя).
При оценке уровня адаптации ребенка глазами родителя также предусмотрен выбор из 3 вариантов уровней адаптации: низкий, средний, высокий.