Тест №2. «Уравнения и неравенства»

МАТЕМАТИКА

Профильный ЕГЭ проводится для выпускников и абитуриентов, планирующих использовать математику и смежные дисциплины в будущей профессиональной деятельности. Результаты профильного ЕГЭ по математике переводятся в стобалльную шкалу и могут быть представлены абитуриентом на конкурс для поступления в вуз.

СТРУКТУРА ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Профильный уровень

Минимальный порог – 27 баллов.

Экзаменационная работа состоит из двух частей, которые различаются по содержанию, сложности и числу заданий.

Определяющим признаком каждой части работы является форма заданий:

· часть 1 содержит 9 заданий (задания 1–9) с кратким ответом;

· часть 2 содержит пять заданий (задания 10–14) с кратким ответом и семь заданий (задания 15 - 21) с развёрнутым ответом.

КАК ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЕГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ

Задания к ЕГЭ по математике – контрольные измерительные материалы (КИМ) – разработаны специалистами ФИПИ на основе школьной программы. Поэтому к экзамену можно готовиться по школьным учебникам, рекомендованным и допущенным Минобрнауки России, консультируясь при необходимости со своим учителем.

Вам нужно определиться с оценкой, которую вы рассчитываете получить на ЕГЭ. Проконсультируетесь по этому поводу со своим учителем или обратитесь за «экспертизой» к другому специалисту. Однако и ваше собственное представление о своих возможностях играет не последнюю роль. Когда вы определитесь с оценкой, вы сможете соответствующим образом планировать свои занятия. Желаем успехов!

Для успешной подготовки к сдаче профильной математики и для поступления в ВолГАУ на факультет биотехнологий и ветеринарной медицины преподавателями ВолГАУ подготовлены тесты, включающие основные темы и разделы.

Одним из важных моментов успешной подготовки к ЕГЭ является самоподготовка.

Предлагается всего 6 тестов: 5 из них составлены в соответствии с распределением заданий экзаменационной работы по содержательным блокам курса; последний 6-й обобщенный тест; кроме того рассматривается демонстрационный вариант, состоящий из 2-х частей с ответами для 1-й части и с ответами и решениями - для 2-й.



Тест Тема теста Кол-во баллов Сроки сдачи
Алгебра октябрь'15
Уравнения и неравенства ноябрь'15
Функции январь'16
Начала математического анализа февраль'16
Тригонометрия и геометрия март'16
Обобщенный тест май'16
Итого  

Тесты выполняются самостоятельно и сдаются в по электронной почте для проверки.

Демонстрационный вариант

Часть 1.

1) Билет на автобус стоит 15 рублей. Какое максимальное число билетов можно будет купить на 100 рублей после повышения цены билета на 20%?

Ответ: 5.

2) На графике показано изменение температуры воздуха на протяжении трех суток. На оси абсцисс отмечается время суток в часах, на оси ординат – значение температуры в градусах. Определите по графику наибольшую температуру воздуха 15 августа. Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

Ответ: 14.

3) Найдите корень уравнения Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

Ответ: 5.

4) В треугольнике АВС угол С равен Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru , АВ=5, cosA=0,8. Найдите BC. Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

Ответ: 3

5) Строительная фирма планирует купить 70 м Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru пеноблоков у одного из трех поставщиков. Цены и условия доставки приведены в таблице. Сколько рублей нужно заплатить за самую дешевую покупку с доставкой?

Поставщик Стоимость пеноблоков (руб. за 1 м Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru ) Стоимость доставки (руб.) Дополнительные условия доставки
 
При заказе товара на сумму свыше 150000 рублей доставка бес- платная.
При заказе товара на сумму свыше 200000 рублей доставка бес- платная.

Ответ: 192000.

6) Найдите площадь четырехугольника, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см × 1 см (см. рисунок). Ответ дайте в квадратных сантиметрах.

Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

Ответ:18.

7) Найдите значение выражения Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

Ответ:3.

8) На рисунке изображен график функции Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru и касательная к этому графику в точке с абсциссой, равной 3. Найдите значение производной этой функции в точке Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru .

Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

Ответ: 2.

9) Объем первого цилиндра равен 12 м³. У второго цилиндра высота в три раза больше, а радиус основания – в два раза меньше, чем у первого. Найдите объем второго цилиндра. Ответ дайте в кубических метрах.

Ответ: 9.

Часть 2

10) Камень брошен вертикально вверх. Пока камень не упал, высота, на которой он находится, описывается формулой Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru ( Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru – высота в метрах, Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru – время в секундах, прошедшее с момента броска). Найдите, сколько секунд камень находился на высоте не менее 9 метров.

Ответ: 2,4.

11) Найдите наибольшее значение функции

Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru на отрезке Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

Ответ: 1.

12) Двое рабочих, работая вместе, могут выполнить работу за 12 дней. За сколько дней, работая отдельно, выполнит эту работу первый рабочий, если он за два дня выполняет такую же часть работы, какую второй – за три дня?

Ответ: 20.

13) Решите систему уравнений

Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

Решение.

1. Сделаем замену Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru . Тогда Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru . Теперь первое уравнение системы можно привести к виду: Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru .

Корни: Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru или Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru .

Получаем: Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru или Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru .

Первое из этих уравнений не имеет корней. Решим второе:

Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru или Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru .

2. При каждом из найденных значений Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru решим второе уравнение системы.

а) Если Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru , то Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru .

Поскольку Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru , получаем, что Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru . Значит, уравнение Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru не имеет решений, поскольку его правая часть меньше -1.

б) Если Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru , то Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru .

Ответ: Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru .

Возможны другие формы записи ответа. Например:

А) Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru или Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

Б) Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

В) Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

14) Сторона основания правильной треугольной призмы Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru равна 2, а диагональ боковой грани равна Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru . Найдите угол между плоскостью Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru и плоскостью основания призмы.

Решение:

Обозначим Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru середину ребра Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru (см. рисунок). Так как треугольник Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru равносторонний, а треугольник Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru – равнобедренный, отрезки Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru и Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru перпендикулярны Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru . Следовательно, Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru – линейный угол двугранного угла с гранями Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru и Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru .

Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

Из треугольника Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru найдем: Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru .

Из треугольника Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru найдем: Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru .

Из треугольника Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru найдем: Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru .

Искомый угол равен Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru .

Ответ: Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru .

Возможны другие формы записи ответа. Например:

А) Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

Б) Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

В) Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru и т.п.

Возможны другие решения.Например, решение задачи с использованием векторов или метода координат.

15) Решите неравенство Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru .

Решение:

Преобразуем неравенство:

Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru .

Найдем, при каких значениях Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru левая часть неравенства имеет смысл:

Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

Получаем: Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru или Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru .

Значит, Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru при всех допустимых значениях Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru . Поэтому

Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

Сделаем замену Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru Получаем:

Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

Таким образом, Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru , откуда Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

Корни уравнения: -6 и -1. Условию Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru или Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru удовлетворяет только один Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

Ответ: -1.

Замечание.Можно не находить область допустимых значений x , а прийти к соотношению Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru другим способом. Тогда решение будет немного короче.

Преобразуем неравенство:

Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

Заметим, что x + 3 > 0 и (3- x)(3+ x) > 0. Значит, 3- x > 0.

Поэтому Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru . Получаем:

Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

Сделаем замену Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru . Получаем:

Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

Таким образом,

Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru .

Ответ: -1.

16) На стороне BA угла АВС, равного Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru , взята такая точка D, что AD=2 и BD=1. Найдите радиус окружности, проходящей через точки A, D и касающейся прямой BC.

Решение:

Центр O искомой окружности принадлежит серединному перпендикуляру к отрезку AD. Обозначим P середину отрезка AD, Q – основание перпендикуляра, опущенного из точки O на прямую BC, E – точку пересечения серединного перпендикуляра с прямой BC (см. рисунок а). Из условия касания окружности и прямой BC следует, что отрезки OA, OD и OQ равны радиусу R окружности.

Заметим, что точка O не может лежать по ту же сторону от прямой AB, что и точка E, так как в этом случае расстояние от точки O до прямой BC меньше, чем расстояние от нее до точки A. O

Из прямоугольного треугольника BPE с катетом BP = 2 и Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru находим, что PE = Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru . Так как OA = R и Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru , получаем:

Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru и, следовательно, Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru .

Из прямоугольного треугольника OQE, в котором Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru , находим:

Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

В результате получаем уравнение для R:

Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

Возведем в квадрат обе части этого уравнения и приведем подобные члены. Получим уравнение Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru , решая которое находим два корня R1 = 1, R2 = 7. Если радиус равен 1, то центром окружности является точка P(см. рисунок б).

Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

Ответ:1 или 7.

Другое решение.Пусть точка Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru касания окружности с прямой лежит на луче Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru (см. рисунок а). По теореме о касательной и секущей

Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

откуда Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru .

Пусть Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru – точка пересечения луча Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru и перпендикуляра к Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru , проведенного через точку Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru . Из прямоугольного треугольника BQO находим:

Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru , тогда Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru и Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru .

Таким образом, точка Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru удалена от точек A, D и Q на одно и то же расстояние, равное 1. Следовательно, Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru – центр искомой окружности, а ее радиус равен 1.

Пусть теперь точка Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru касания окружности с прямой лежит на продолжении Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru за точку Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru (см. рисунок б), а прямая, проходящая через точку Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru перпендикулярно Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru , пересекает прямую Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru в точке Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru , а окружность вторично – в точке Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru . Тогда 1

Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

Если Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru – радиус окружности, то Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru . По теореме о двух секущих , Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru ,то есть Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru , откуда находим, что Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru .

Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

Ответ:1 или 7.

Возможны другие формы записи ответа. Например,

А) 1, 7;

Б) радиус окружности равен 7 или 1.

17) Найдите все значения a, при каждом из которых уравнение

Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

имеет хотя бы один корень.

Решение:

Запишем уравнение в виде Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru .Функция Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru непрерывна и

1) неограниченно возрастает при Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru , так как при любом раскрытии модулей имеем

Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

где Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

2) убывает при Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru , так как при любом раскрытии модулей имеем

Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

где Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

Следовательно, наименьшее значение функция Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru принимает при Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru , и уравнение Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru будет иметь корень тогда и только тогда, когда Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru .

Решим это неравенство:

Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

Ответ: Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru .

Возможны другие формы записи ответа. Например:

А) Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru ;

Б) Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru .

18) Найдите все такие пары взаимно простых натуральных чисел (то есть чисел, наибольший общий делитель которых равен 1) a и b, что если к десятичной записи числа a приписать справа через запятую десятичную запись числа b, то получится десятичная запись числа, равного Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru .

Решение:

Пусть десятичная запись числа b состоит из n цифр. Тогда по условию задачи можно записать равенство

Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru поэтому Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru (1)

Из этого уравнения следует, что Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru . Так как числа a и b взаимно простые, числа Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru и ab тоже взаимно простые. (Действительно, пусть p – общий простой делитель этих чисел. Тогда если p делитель a , то p будет делителем b . Если же p – делитель b , то p будет делителем Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru , значит, p – делитель a . Противоречие.)

Поэтому Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru =1 и, следовательно, Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru . Последнее равенство при взаимно простых a и b возможно только в двух случаях:

1) Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru , a =1, но в этом случае не выполняется равенство Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru =1.

2) Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru . В этом случае равенство Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru =1 принимает вид

Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru , откуда Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru .

Функция Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru возрастает, а функция Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru убывает. Поэтому уравнение f (n) = g(n) имеет не более одного корня, и так как f (1) = g(1) , единственным корнем уравнения является n =1.

Ответ: а=2, b=5.

Возможны другие формы записи ответа.Например:

А) Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

Б) Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

В) Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru

Тест №1. «Алгебра»

Проверяемые требования: умение выполнять вычисления и преобразования, использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

уровень задание балл
Б Найдите длину отрезка Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru
Б Выполните действия: Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru  
Б Найти наибольшее целое число, не превосходящее числа Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru  
Б Велосипедист собирается проехать из пункта А в пункт Е, в который ведут три маршрута: через В, через С и через D. Расстояния в километрах между соседними пунктами показаны на схеме. Известно, что если ехать через В, то средняя скорость будет равна 16 км/ч, если ехать через D – то 18 км/ч, а если через С – то 20 км/ч. Велосипедист выбрал маршрут так, чтобы доехать до Е за наименьшее время. Сколько часов он будет в пути?     Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru    
Б На рисунке показано изменение уровня воды водохранилища в течение 12 часов во время паводка. Как только уровень воды превысил отметку 10 метров, через сливные отверстия в плотине начали сбрасывать воду до того момента, пока её уровень понизился до отметки 10 метров. Определите, сколько часов длился сброс воды. Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru
Б Объемы ежегодной добычи нефти первой, второй и третьей скважинами относятся как 6:7:10. Планируется уменьшить годовую добычу нефти из первой скважины на 10% и из второй – тоже на 10%. На сколько процентов нужно увеличить годовую добычу нефти из третьей скважины, чтобы суммарный объем добываемой за год нефти не изменился?
П При каком целом положительном х значение выражения Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru ближе всего к - 0,7?
max 9 баллов  
         

Тест №2. «Уравнения и неравенства»

Проверяемые требования: Умение решать уравнения и неравенства, строить и исследовать простейшие математические модели.

(в пунктах 1,2,3 выполнить одно из предлагаемых заданий)

уровень задание балл
      Б Решить уравнение Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru  
Решить уравнение Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru
Решить уравнение Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru
    Б Решить неравенство Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru и указать число целых решений.  
При каких Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru выполняется неравенство Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru ? В ответе указать число целых решений неравенства.
Найдите число целых решений неравенства Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru
      П   Найдите наименьшее натуральное решение неравенства Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru    
Решить неравенство Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru
Найти сумму корней уравнения Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru
П Найти наименьшее целое решение неравенства Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru
П Найти сумму решений системы Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru
В Выяснить, сколько действительных корней имеет уравнение Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru , если известно, что Тест №2. «Уравнения и неравенства» - student2.ru
max 12 баллов  
         

Тест №3. «Функции»

Проверяемые требования: Умение выполнять действия с функциями

Наши рекомендации