Отношение к школьной жизни (позиция 7)
Шкала «Эмоциональное отношение к школьной жизни» вычисляется на основе ответов на методику «Настроение». Отдельные элементы шкалы указаны в таблице 3.3.
Таблица 3.3.
№ | Имя переменной | Содержание переменной |
Н В1 | Настроение: утром в школе до уроков | |
Н В2 | Настроение: на уроках чтения | |
Н В3 | Настроение: на уроках русского языка | |
Н В4 | Настроение: на уроках математики | |
Н В5 | Настроение: на уроках физкультуры | |
Н В6 | Настроение: на перемене | |
Н В7 | Настроение: при вызове к доске | |
Н В8 | Настроение: если учитель задает вопрос | |
Н В9 | Настроение: если проходите новый материал | |
Н В10 | Настроение: на контрольной | |
Н В11 | Настроение: если учитель делает замечание | |
Н В12 | Настроение: если не получается задание | |
Н В13 | Настроение: если отменили уроки и можно остаться дома | |
Н В14 | Настроение: когда рассказываешь родителям о школе | |
Н В15 | Настроение: когда думаешь о своих одноклассниках | |
Н В16 | Настроение: когда делаешь домашнее задание самостоятельно | |
Н В17 | Настроение: когда делаешь домашнее задание с помощью близких | |
Н В18 | Если ты делаешь домашнее задание на «продлёнке» |
Эта шкала позволяет понять субъективное отношение ребенка к различным аспектам его повседневной жизни. В эмоциональной окраске настроения в каждой конкретной ситуации суммируется вся гамма переживаний, связанных с данной ситуацией. Например, позиция 1 – настроение утром в школе до начала уроков – отражает общее суммарное отношение к школе, его эмоциональные ожидания по поводу школьного дня. Если в этих ожиданиях много скрытой угрозы для данного ребенка, то это отражается в эмоциональной оценке ситуации. Такой же смысл имеет ответ на 14-й вопрос, только здесь еще добавляется ожидание родительской оценки.
Настроение на конкретном уроке зависит от индивидуальных успехов ребенка, но также имеет значение «затратность» результата – то есть насколько для него труден данный вид деятельности, каковы реакции учителя, поддерживает ли он доброжелательную обстановку на данном уроке, от того, какая атмосфера в классе на данном уроке в целом. Например, впечатлительный первоклассник испытывает выраженную тревогу на уроке, если учитель делает резкие замечания другому ученику. Большинство детей в этот момент также сильно напрягаются, и многие от тревоги теряют смысл сказанного учителем.
Если большое число детей отметило какую-то позицию как сопровождающуюся негативными эмоциями, необходимо дополнительно проанализировать данный вид деятельности, постараться выявить, что является источником напряжения.
«Эмоциональное благополучие» (позиция 8)
Шкала «Эмоциональное благополучие» состоит из следующих вопросов (см. таблицу 3.4).
Таблица 3.4
№ | Имя переменной | Содержание переменной |
КП В29 | Может заплакать | |
КП В30 | Говорит, что хочет домой или к маме | |
КП В31 | Ходит грустный | |
АР В12f | Ребенок часто жалуется, хнычет | |
АР В14b | Легкость адаптации: пониженный фон настроения |
Примечание: КП – карта первоклассника, АР – анкета для родителей, В – вопрос.
Шкала «Эмоциональное благополучие» в конце учебного года практически совпадает со шкалой «Эмоциональное благополучие» в начале учебного года. Добавлен вопрос в анкету для родителей: «Стало часто наблюдаться пониженное настроение».
Данная шкала взаимосвязана с предыдущими переменными. Если в школьной жизни ребенка много неудач, если он многие ситуации воспринимает как несущие потенциальную угрозу для его самооценки, то у него преобладает сниженный фон настроения. Особо необходимо заметить, что слезы, жалобы, высказывания, что хочет домой, к маме, в начале учебного года говорят о напряжении адаптационного процесса, определенных трудностях, но сохранившиеся или появившиеся в конце учебного года подобные реакции свидетельствуют о гораздо большем неблагополучии, о недостигнутой адаптации к школьной жизни.
Мотивация (позиция 9)
Шкала «Мотивация» состоит из следующих вопросов (см. таблицу 3.5).
Таблица 3.5
№ | Имя переменной | Содержание переменной |
КП В13 | Хочет учиться | |
КП В16 | Активен на уроке | |
АР В6 | Хочет ли ребенок учиться | |
АР В7 | В настоящее время ребенок идет в школу: с охотой; без особого желания, но спокойно; капризничает, ворчит; просит оставить дома; наотрез отказывается идти в школу | |
АР В9a | Ребенок учится: с увлечением |
Примечание: КП – карта первоклассника, АР – анкета родителей, В – вопрос.
Часть вопросов шкалы мотивации в конце учебного года совпадает с вопросами шкалы мотивации в начале учебного года. Появились дополнительные вопросы в анкете родителей о желании их детей учиться.
Хорошая мотивация на конец учебного года это большое завоевание и учителя, и ребенка, и родителей. Значит, развитие личности первоклассника идет правильно, он осознает учебную деятельность как ценность, ему интересно учиться. Это подготавливает ребенка к успешному вхождению в следующие этапы обучения.
«Усвоение норм поведения в школе» (позиция 10)
Шкала «Усвоение норм поведения в школе» состоит из следующих 8 вопросов (см. таблицу 3.6).
Таблица 3.6
№ | Имя переменной | Содержание переменной |
КП В10f | Уровень дисциплины ученика (1-2-3) | |
КП В15 | На занятиях часто отвлекается, разговаривает | |
КП В18 | Ходит по классу во время урока | |
КП В19 | Пристает к одноклассникам | |
КП В20 | Спокойно сидит на уроке | |
КП В21 | Всегда готов к уроку (приносит все рекомендованное на учебный день) | |
КП В24 | Не опаздывает на уроки | |
КП В25 | Имеет опрятный внешний вид | |
КП В26 | Участвует в драках | |
КП В42 | У ребенка проблемы с концентрацией внимания |
Примечание: КП – карта первоклассника, В – вопрос.
Большинство учащихся первого класса к концу учебного года уже усвоили основные правила «школьного» поведения. Однако часть детей, у которых имеются проблемы саморегуляции поведения, на фоне утомления к концу учебного года опять становятся неусидчивыми и разбалансированными. Если таких детей в классе много, необходимо в процессе планирования урока ввести больше элементов разгрузки, позволяющих снижать напряжение и переключать внимание учащихся.
«Успешность функционирования в роли ученика» (позиция 11)
Шкала «Успешность функционирования в роли ученика» состоит из следующих 11 вопросов (см. таблицу 3.7).
Таблица 3.7
№ | Имя переменной | Содержание переменной |
КП В22 | Не боится задать вопрос учителю | |
КП В23 | Понимает правила взаимодействия с учителем | |
КП В38 | Выполняет задания очень медленно, часто завершает работу одним из последних | |
КП В39 | Может самостоятельно организовать свою учебную деятельность на уроке | |
КП В41 | Заметно устает на уроках | |
АР В9b | Ребенок учится: легко, без особых усилий | |
АР В9c | Ребенок учится: требуются постоянные усилия, чтобы заставить ребенка учиться | |
АР В10a | Ребенок выполняет домашнее задание полностью самостоятельно | |
АР В10d | Ребенок успевает сделать уроки до того, когда надо идти спать | |
АР В13f | Причины трудностей ребенка в школе: трудности в отношениях ребенка с учителем |
Примечание: КП – карта первоклассника, АР – анкета родителей, В – вопрос.
Данная шкала суммирует наиболее яркие маркеры школьной успешности: ребенок умеет подстроить свое поведение под требования учителя, научился осуществлять свою деятельность в необходимом темпе, может сам организовать свою учебную деятельность, как в школе, так и дома.
«Взаимодействие со сверстниками»(позиция 12)
Шкала «Взаимодействие со сверстниками» состоит из следующих вопросов (см. таблицу 3.8).
Таблица 3.8.
№ | Имя переменной | Содержание переменной |
КП В12 | Сколько примерно учеников класса хорошо относятся к ребенку | |
КП В27 | Производит впечатление ребенка, которого все обижают | |
КП В32 | Сторонится ребят | |
КП В33 | Его не выбирают при разбиении на пары | |
КП В35 | Производит впечатление ребенка, которому легко в коллективе | |
АР В11a | Общение со сверстниками: общительный, много общается в школе и после урока | |
АР В11e | Общение со сверстниками: часто ходит к друзьям домой | |
АР В11b | Общение со сверстниками: часто меняет друзей | |
АР В11d | Общение со сверстниками: друзья часто приходят к нам домой | |
АР В12e | Ребенка «задирают» в школе другие дети | |
АР В13g | Причины трудностей ребенка в школе: трудности в отношениях ребенка со сверстниками |
Примечание: КП – карта первоклассника, АР – анкета родителей, В – вопрос.
Чем успешнее взаимодействует ребенок с одноклассниками, тем успешнее его школьная адаптация в целом. Дети с проблемами в общении нуждаются в более углубленном анализе и специальной поддержке взрослых для преодоления этой проблемы. Не следует ожидать, что в дальнейшем эта проблема исчезнет сама, как правило, этого не происходит, и дальше проблема усиливается. Если не проводится специальная работа по формированию дружеской атмосферы в классе, то детей с проблемами в этой сфере может стать не один-два, а гораздо больше. Это создает атмосферу, в которой трудно не только учиться детям, но и работать учителю. Необходимо формировать атмосферу сотрудничества, взаимовыручки и поддержки. Этому способствует использование групповых форм деятельности на уроке, совместных заданий для самостоятельной деятельности, деликатная оценка результатов деятельности. Детям, так же как порой и взрослым, труднее заметить то, что сделано «так, как надо», чем то, что «не так». Отсюда часто происходит заострение внимания на недостатках работы или действий самого ученика. Навыкам позитивного оценивания необходимо специально учить. Если позитивные высказывания культивируются в коллективе, тревожность детей снижается, они охотней проявляют активность на уроке, удовлетворенность общением возрастает.