Главные позиционные задачи
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
по курсу «Начертательная геометрия»
Методические указания по решению задач в рабочей тетради
Тольятти 2007
Содержание
Модуль №1. 4
Точка. 4
Задача №1. 4
Задача №2. 7
Линия. 9
Задача №3. 9
Задача №4. 9
Задача №6. 10
Задача №8. 11
Задача №10. 12
Задача №11. 13
Задача №13. 14
Задача №12. 16
Модуль №2. 19
Плоскость. 19
Задача №17. 19
Задача №18. 21
Задача №20. 24
Задача №21. 26
Задача №22. 26
Задача №23. 28
Задача №24. 31
Задача №25. 31
Задача №26. 34
Задача №27. 36
Задача №30. 37
Задача №31. 37
Поверхность. 41
Задача №32. 41
Задача №23. 42
Задача №34. 44
Задача № 35. 47
Задача №36. 50
Задача №37. 50
Задача №38. 53
Задача №40. 57
Задача №41. 57
Задача №42. 60
Задача №43. 63
Задача №46. 65
Задача №47. 69
Задача №47. 72
Задача №48. 73
Задача №50. 75
Модуль №3. 79
Главные позиционные задачи. 79
Решение задач по 1 и 2 алгоритмам.. 79
Задача №55. 79
Задача №57. 80
Задача №58. 81
Задача №60. 84
Задача №61. 92
Задача №64. 94
Задача №67. 96
Задача №71. 99
Задача №73. 103
Задача №76. 106
Задача №78. 108
Модуль №4. 110
Метрические задачи. 110
Задача №81. 110
Задача №82. 111
Задача №83. 112
Задача №84. 113
Задача №85. 113
Задача №86. 114
Задача №87. 115
Задача №88. 116
Задача №89. 116
Задача №90. 118
Задача №91. 119
Задача №92. 120
Задача №93. 121
Задача №95. 122
Метод введения новой плоскости проекций. 123
Задача №100. 123
Задача №101. 126
Задача №102. 127
Задача №103. 130
Задача №104. 130
Задача №105. 132
Задача №106. 134
Задача №107. 136
Задача №107. 138
Задача №109. 141
Задача №110. 145
Метод вращения вокруг проецирующей оси. 148
Задача №115. 148
Задача №116. 149
Задача №117. 150
Модуль №1
Точка
Задача №1
Построить комплексные чертежи точек: А(15,30,0), В(30,25,15), С(30,10,15), D(15,30,20)
Решение задачи разделим на четыре этапа.
1. А(15,30,0); xA= 15 мм; yA = 30мм; zA = 0.
Как Вы думаете, если у точки А координата zA=0, то какое положение она занимает в пространстве?
Рис. 1.1
Так выглядит комплексный чертеж точки А построенный по заданным координатам
Если у точки одна координата равна нулю, то точка принадлежит одной из плоскостей проекции. В данном случае у точки нет высоты: z = 0, следовательно точка А лежит в плоскости П1.
На комплексном чертеже оригинал (т.е. сама точка А) не изображается, есть только ее проекции.
2. В(30,25,15) и С(30,10,15).
На втором этапе объединим построение двух точек.
xB = 30мм; xC = 30мм
yB = 35мм; yC = 10мм
zB = 15мм; zC = 15мм
У точек В и С: xB = xC = 30мм, zB = zC = 15мм
а) Координаты х точек одинаковы, следовательно, в системе П1 – П2 проекции точек лежат на одной линии связи (рис. 1.2),
Рис. 1.2
б) Координаты z точек совпадают, (обе точки одинаково удалены от П1 на 15мм,) т.е. они расположены на одной высоте, следовательно на П2 проекции точек совпадают: В2 = (С2).
в) Для определения видимости относительно П2 смотрим на рис. 1.3. Наблюдатель видит точку В, которая закрывает собой точку С, т.е. точка В расположена ближе к наблюдателю, поэтому на П2 она видима. (См. М1 - 13 и 16).
Рис. 1.3
В системе П2П3 проекции точек также лежат на одной линии связи и видимость определяется по стрелке (рис. 1.2).
Точки В и С - называются фронтально конкурирующими.
3. D(15,30,20); xD = 15мм; yD = 30мм; zD = 20мм.
а) На этом комплексном чертеже (рис. 1.4) построены три проекции точки D(D1, D2, D3).
Все три координаты имеют числовые значения, отличные от нуля, поэтому точка не принадлежит ни одной плоскости проекций.
Рис. 1.4
б) Совместим пространственное изображение А и D (рис. 1.5). В системе П1-П2 проекции точек А и D лежат на одной линии связи, только точка D выше точки А, следовательно D - видима, а А - невидима (видима на П1 та точка, которая расположена выше)
Рис. 1.5
На четвертом, завершающем этапе, соединим все три фрагмента комплексных чертежей точек А,В,С,D в один общий.
Рис. 1.6
Точки А и D - называются горизонтально конкурирующими.
Рис. 1.7
Задача №2
На заданных линиях связи построить проекции точек В и С: точка В расположена выше точки А на 10мм и ближе к наблюдателю на 15мм; точка С расположена ниже точки А на 10мм и ближе к плоскости П2 на 5мм.
Решение задачи осуществляется на безосном комплексном чертеже.
1. Распределим линии связи для точек В и С
2. Проведем вспомогательные линии ^ А1А2, пересекая линии связи точек В и С.
Верхняя горизонтальная линии от А2 будет определять уровень точек В и С относительно П1, по сравнению с точкой А, т.е. "выше - ниже" А:
Точка В выше на 10мм, чем точка А относительно П1
Точка С ниже на 10мм, чем точка А относительно П1
3. Нижняя горизонтальная линия от А1 будет границей расположения точек В и С относительно П2, по сравнению с точкой А, т.е. "ближе - дальше" от наблюдателя:
Точка В ближе на 15мм к наблюдателю, чем А,
Точка С дальше от наблюдателя, т.е. ближе к П2 на 5мм, чем точка А.
4. Убираем все вспомогательные построения.
Задача решена.
Линия
Задача №3
Для решения этой задачи, при необходимости, можно воспользоваться Модулем №1(стр. 20)
Задача №4
Построить проекции отрезка АВ горизонтали h(h1h2) || П1 если Ðb=30°, |АВ| = 40мм, точка В удалена от П2 дальше, чем точка А.
Решить эту задачу, значит построить точка В(В1В2).
h2 ^ линии связи,
h1 - проецируется в истинную величину;
Ðb - угол наклона горизонтали к П2 проецируется без искажения.
Алгоритм построения.
1. Горизонталь начинаем строить с фронтальной плоскости: h2 ^ лин. связи. Можно ли отложить на этой линии 40мм и построить точку В2? Нельзя, т.к. h2 проецируется с искажением.
2. На П1 проведем вспомогательную прямую из А ^ А1А2.
3. Построим угол Ðb. Его можно отложить вверх от вспомогательной линии и вниз, но в задаче дано, что точка В удалена от П2 дальше, чем точка А, поэтому луч для Ðb = 30° откладываем вниз.
4. На этом луче откладываем расстояние, равное 40мм и получаем: h1 = А1В1 = |АВ|
5. Так как мы построили горизонтальную проекцию точки В Þ В1, то для определения В2 достаточно провести линию связи до пересечения с h2 Þ В2.
Задача №6
Построить проекции отрезка |МN| =30мм горизонтально проецирующей прямой при условии, что точка В делит отрезок пополам.
1. Горизонтально проецирующая прямая MN параллельна сразу двум плоскостям проекций: П1 и П2.
Отложить 15мм вверх и вниз от точки В2
2. Фронтальная ее проекция – M2N2 проецируется без искажения на П2 и совпадает с линиями связи, а горизонтальная проекция проецируется в точку, которая называется главной проекцией и обладает собирательными свойствами (М1=N1=В1).
B1=N1=M1 – горизонтально конкурирующие точки
Задача №8
Определить истинную длину отрезка АВ и углы его наклона к плоскостям проекций П1 и П2
1. Анализ условия: ни одна из проекций отрезка АВ не || и не ^ линиям связи, значит задана прямая общего положения (Модуль №1, стр. 20).
A1B1 – первый катет. Перпендикуляр к A1B1 можно провести как из точки A1 так и из В1
2. Двухкартинный чертеж Монжа обратим, поэтому для нахождения натуральной величины отрезка АВ применяют метод прямоугольного треугольника. (Модуль №1, стр. 14).
А1А0 – второй катет. Гипотенуза А0В1 – это натуральная величина |AB| - это натуральная величина |AB|. Угол a - есть угол наклона AB к П1.
Аналогично, можно найти натуральную величину отрезка АВ и угол (b) наклона данного отрезка АВ к П2, построив прямоугольный треугольник на П2. Самостоятельно.
Задача №10
Построить горизонтальную проекцию отрезка АВ, если Ðb = 20° (угол наклона к П2), точка В дальше от П2, чем точка А.
Решение задачи сводится к построению горизонтальной проекции точки В Þ В1, т.е. надо определить разность удаления концов отрезка АВ до П2.
Как это можно сделать?
Только построив прямоугольный треугольник на П2 для этого информации?
Да, т.к. есть один катет А2В2 и угол наклона гипотенузы к нему.
Провести линию связи из В2 т.к. В1-В2 находятся на одной линии связи. Провести из точки А вспомогательную прямую ^ А1А2 т.к. по условию точка В дальше от П2, чем точка А.
А2В2 - первый катет. Перпендикуляр (второй катет) можно проводить из любой точки А2 или В2.
Построить из точки А2 угол 20° (перенести графически) с помощью циркуля.
В2В0 (Dу) - второй катет. Гипотенуза А2В0 -натуральная величина отрезка АВ.
В2В0 - значение второго катета отложить от точки В Þ В1.
Задача №11
Через точку А провести прямую m ° n, если EÎm, CÎn, точка Е расположена перед С на 10мм.
Прямые m и n скрещивающиеся, значит у них нет общих точек. Точки Е и С - фронтально конкуририрующие, т.е. точки С и Е лежат на одном ^ к П2, поэтому С1 и Е1 лежат на одной линии связи.
Продлите линию связи из точки С1. От С1 отложите 10 мм ближе к наблюдателю Þ получим точку Е1
Через две точки А1 и Е1, проводим m1, точка Е(Е1) расположена ближе к наблюдателю, значит на П2 фронтальная проекция точки С(С2) - невидима, взять в скобки..
Точки D и F - горизонтально конкурирующие, построить их фронтальные проекции и определить видимость самостоятельно (Модуль №1, стр.26).
Задача №13
Построить горизонтальную проекцию плоской кривой m.
11 = ?, 21 = ?, m1 = ?
Для построения проекций плоской кривой применяется метод хорд. Кривая считается плоской, если проекции точки пересечения проекций одноименных хорд лежат на одной линии связи (Модуль №1, стр. 29).
Строим хорду АВ на П1 и П2. На П2 строим фронтальную проекцию хорды 12С2.
А2В2 Ç 12С2 = 32
Опустив линию связи из точки 32, находим точку 31. Точка 3(32,31) позволит построить горизонтальную проекцию хорды 1С.
Проводим линию связи из точки 12 до пересечения с продленной прямой 31С1 Þ 11
Плавной кривой соединим точки А1, 11, В1, получаем часть горизонтальной проекции кривой m.
Аналогично, строится точка 21.
Объединим все построения на одном чертеже, обозначим горизонтальную проекцию кривой m1.
Чем больше точек брать на кривой АВ, тем точнее построение (5-6 точек).
Задача №12
Определить взаимное положение отрезков прямых АВ и CD.
На 3-х картинном чертеже Монжа размеры по оси y (размеры ширины) на П1 и П3 остаются неизменными.
Точка С3 в системе П2- П3 (на линии связи ^ оси Z), взята произвольно, т.к. чертеж безосный. Все остальные проекции точек А,В,D на П3 жестко связаны с точкой С3
(Модуль №1, стр.15).
Построение точки D3
Построение точки В3
Построение точки А3
Решение задачи 14 см. Модуль №1, стр. 31.
Решение задачи 15 см. Модуль №1, стр. 34
Модуль №2
Плоскость
Задача №17
В плоскости достроить недостающие проекции точки и прямой:
S(АВС) É l(l2); l = ?; D(D ) ; D = ?
В основе решения задачи лежит свойство принадлежности точки и прямой плоскости
(Модуль №2, стр.2).
l Ì S, значит проходит через две точки этой плоскости 1 и 2.
точка 1 Î АВ, 12 Î А2В2 Þ 11 Î А1В1
точка 2 Î АС, 22 Î А2С2 Þ 21 Î А1С1
1. Построим горизонтальные проекции точек 1 и 2(с помощью линий связи) Þ 11 и 21
2. Через точки 1 и 2 проведем горизонтальную проекцию прямой – l.
Очень важно не перепутать принадлежность точек своим отрезкам.
Как построить точку D?
Заметим, что точка D находится за пределами треугольника, но, тем не менее, принадлежит плоскости S, т.к. любая плоскость безгранична в пространстве, треугольник - это только ее определитель, с помощью которого она задана.
Так с чего начать? Обычно студенты предлагают провести линию связи из точки D1. Действительно D1 и D2 находятся на одной линии связи, Хорошо, провели, а дальше?
Исходя из свойства принадлежности точки плоскости, через точку D(D1) нужно провести вспомогательную прямую в плоскости. Сколько таких прямых можно провести? Бесчисленное множество, выбрав наиболее рациональный вариант.
1 вариант
2 вариант
Первый вариант рациональнее, т.к. для вспомогательной прямой нужно строить меньше точек (достаточно построить точку 3, точка А уже есть).
Задача №18
В плоскости достроить недостающие проекции линий:
Г(a || b), l(l2) Ì Г, l1 = ?, m(m1) Ì Г, m2 = ?
Принадлежность прямой плоскости, в случае, когда она проходит через две точки этой плоскости, была рассмотрена в задаче № 17. В этой задаче проиллюстрируем принадлежность прямой плоскости, если она проходит через одну точку плоскости и параллельна какой-либо прямой, лежащей в плоскости.
l1 = ? l || a || b
Где взять эту точку? На l2 можно взять любую точку и построить ее проекции на П1 по принадлежности к Г (рис. 18.1). Рациональнее взять точку 32 (рис. 18.3).
Рис. 18-1
Через прямую 1-2 строим проекции точки 3
Рис. 18-2
Теперь через точку 31 проводим l1 || а1 и в1
Рис. 18-3
Как построить m2?
Следует отметить, что для построения кривой m2 нужно взять не менее четырех точек.
Рис. 18-4
Точки 4,6,8 строятся без дополнительных построений, с помощью линий связи.
Рис. 18-5
Для построения точки 5 и 7 проводят дополнительные прямые || а и в.
Рис. 18-6
Находим точки 52, 72.
Рис. 18-7
Все точки соединить плавной кривой Þ m2
Рис. 18-8
Задача №20
Дана плоскость L(h Ç f), АВС Ì L, А1В1С1 = ?
Как построить А1В1С1, зная свойство принадлежности точки и прямой к плоскости? Треугольник АВС надо рассматривать, как фигуру, состоящую из вершин (точек А,В,С) и сторон (отрезков прямых), т.е. следует применить решение предыдущих задач №17 и №18.
Рис. 20-1
Сторона АВ || h, точка А принадлежит f.
A2 Î f2 Þ A1 Î f , A2B2 || h2 Þ A1B1 || h1 (Рис. 20-2)
Рис. 20-2
Горизонтальная проекция АС строится по двум точкам: А и 1 = А2C2 Ç h2 Þ 11 Þ С1 (Рис. 20-3)
Рис. 20-3
Задача №21
Задача решается аналогично, чтобы построить фронтальные проекции точек D,F,E, необходимо построить фронтальные проекци любых двух сторон треугольника (например DF и DE), исходя из свойства принадлежности прямой к плоскости. Для чего следует их продлить до пересечения с Ф, т.е. с m1 и n1.
Задача №22
Определить угол наклона плоскости S(g) к П1
А(А2) Î S. А1 = ? Ða = ?
Плоскость S задана g - линией ската, но т.к. положение g в плоскости определяется положением горизонтали этой плоскости, то значит можно однозначно утверждать,что данная плоскость задана двумя пересекающимися прямыми Þ S(g) = S(g Ç h) (Модуль №2, стр. 8)
g ^ h Þ h2 ^ линиям связи, g1 ^ h1, h2 провести через А2, А1 находится по принадлежности
горизонтали
Но как определить угол a?
Угол a между g u g1 - есть угол наклона S Ù П1 = g Ù g
g(g1,g2) - прямая общего положения
Для определения угла (a) необходима истинная величина линии ската, которую определим методом прямоугольного треугольника (задача №8)
Угол между g и g1 = Ða.
Если бы не требовалось определить А1, то угол можно было бы определить и без построения горизонтали. Достаточно задаться любым отрезком на линии ската.
Задача №23
Определить угол наклона плоскости Ф(а || b) к П2. Ðb = ?
Как определить е - линию наибольшего наклона плоскости Ф к П2(е ^ f Þ е2 ^ f2)? Задача графически сложная, но легко решается, если ее разбить на три этапа (на три задачи), которые встречались на предыдущих страницах:
1) Построить проекции фронтали f (f1 f2)
Построить f(f1,f2): f1 ^ линиям связи (в любом месте f1 Ç а || в), f2 по принадлежности плоскости Ф
2) Построить проекции линии наибольшего наклона е(е1 е2)
Построить е(е ^ f) Þ е2 ^ f2. Построить е2 можно бесконечное множество.
Выбираем наиболее рациональный вариант и достраиваем е(е1) Ì Ф (по двум точкам 1 и 3).
3) Определить натуральную величину | е| с помощью прямоугольного треугольника. Угол Ðb = между е – е2 (Ф Ù П2 = е Ù е2)
е(е1, е2) – прямая общего положения
Задача №24
Эта задача решается аналогично, только алгоритм нужно применить относительно П1.
Задача №25
Окружность k Ì Г(Г1), A Î k, O - центр окружности.
Построить: k1 =?, k2 = ?
Плоскость Г занимает горизонтально проецирующее положение. Г1 = главная проекция, обладающая собирательными свойствами, поэтому k1 - прямая линия совпадающая с Г1. Г имеет угол (a) наклона к П2, поэтому окружность спроецируется на П2 с искажением, в виде эллипса.
При этом, какое положение займут большая и малая оси эллипса?
Чтобы построить а2 и в2, нужно знать значение радиуса окружности (R), т.к. а1 = 2´R, в2 = 2´R.
Точка А принадлежит окружности, поэтому соединив точку А с О Þ R. На какой проекции можно замерить значение радиуса?
Нигде! Т.к. ОА - прямая общего положения.
Методом прямоугольного треугольника определяем натуральную величину радиуса окружности Þ R
а (1,2) - малая ось эллипса
в (3,4) - большая ось эллипса
Эллипс - центрально симметричная замкнутая кривая, следовательно относительно точки О2 на кривой таких точек как А2 - четыре.
Теперь плавной кривой соединяем все 8 точек.
Плавной кривой соединить все точки
Задача №26
В заданных плоскостях через точку К провести проекции линий уровня
Г(АВС), К Î Г.
Горизонталь плоскости Г должна пройти через две точки плоскости, начинать построение с фронтальной проекции (задача №4)
K2 Î h2 ^ линиям связи
h2 Ç A2B2 = 12
h2 Ç B2C2 = 22
Через 1121 Þ h1, Построить К1 Î h
Построение фронтали f (f1 f2) начинают с горизонтальной проекции: через точку К1 проводят f1 ^ линиям связи.
f1 Ç А1С1 = 31 Þ 32; через 32 и К2 Þ f2.
Задача №27
Y(Y2), К Î Y
Если построение горизонтали начинать с фронтальной проекции ^ линиям связи, как в предыдущей задаче, то h2 пересечет Y, т.е. не будет принадлежать Y. Как быть? Попробуйте мысленно вращать h || П1, пока она не совместится с Y2, это произойдет только тогда, когда горизонталь займет положение фронтально проецирующей прямой.
Y - фронтально проецирующая плоскость.
h ^ П2 Þ h2 - точка, h1 = линиями связи.
f1 ^ линии связи, f2 = Y2
Задача №30
Через точку М провести прямую m(m1 m2) параллельную плоскостям S(АВС) и Г(Г1).
Прямая параллельна плоскости, если она параллельна какой-либо прямой, лежащей в этой плоскости. Если плоскость занимает проецирующее положение (Г1), то проекция прямой параллельна ее главной проекции, т.е. Г1.
Алгоритм построения.
1. Проведем m1 || Г1 через точку М1, но прямая m || и DАВС, поэтому проведем прямую С111 || m1 в DА1В1С1.
2. На П2 построим С212 и параллельно этой прямой через точку М2 проведем m2: m2 || C212
Задача №31
Достроить фронтальную проекцию плоскости Г(DEF), если Г(DEF) || Ф(АВС).
Как построить D2E2F2, зная положение о взаимно параллельных плоскостях (Модуль №2, стр.10)? Треугольник DEF надо рассматривать, как фигуру, состоящую из пересекающихся прямых (сторон), чтобы применить решение предыдущей задачи №30. Для определения точек E2 и F2 необходимо построить параллельно DАВС две стороны DDEF.
Построить DF(D2F2) || DАВС, для чего провести А111 || D1F1
Построить DЕ(D2F2) || DАВС, для чего провести C121 || D1E1
Достроить фронтальную проекцию DDЕF
Очень часто студенты путают построение треугольника, параллельного заданному, с построением треугольника, принадлежащего заданному.
DDЕF || DАВС
DDЕF принадлежит Г(АВС)
Поверхность
Задача №32
Построить три проекции призмы
S(АВС l), если S || П2, если m Ì S.
m2 = ? m3 = ?
Алгоритм построения.
Призма S(АВС,l) – фронтально проецирующая. Ребра l ^ П2 || П1, П3
1. Достроить проекции призмы на П1 и на П3.
2. m Ì S -ломаная линия, состоит из двух прямых, которые обозначим тремя точками (1,2,3).
3. На П2 проекции призмы и линии m совпадают.
4. На П3 точки 13 и 23 будут видимыми, так как лежат в плоскости АА’ВВ’, расположенной ближе к наблюдателю.
5. Точка 33 расположена в плоскости ВВ’СС’ , которая на П3 закрыта плоскостями АА’ВВ’ и АА’СС’, следовательно, будет невидимой.
6. Соединим три точки, с учетом видимости, получим профильную проекцию линии m.
Задача №23
Построить три проекции цилиндра вращения
Q(i,l), если Q || П1;
n Ì Q, n1 = ? n3 = ?
Алгоритм построения.
Цилиндр вращения Q - горизонтально проецирующий.Образующая l ^ П1 || П2 || П3.
1. Построить проекции цилиндра на П1, П2, П3.
2. Кривая n Ì Q. Разделим фронтальную проекцию кривой на 5 произвольных точек. Точки 32 и 52 - особые, находятся на крайних образующих; 12, 22, 42 - промежуточные точки.
3. На П1 все точки совпадают с проекцией цилиндра вращения.
4. Находим проекции точек на П3. Точки 13, 23, 33 будут видимыми, а точки 43, 53 - невидимыми. Точки 33 и 53 не требуют дополнительных построений, т.к. они уже лежат на своих образующих.
5. Соединив точки на П3 с учетом видимости, получим профильную проекцию кривой n3.
Задача №34
Построить проекции трехгранной призмы Ф(АВС, s), М Î Ф , М1 = ? Высота призмы 40 мм
Вспомним алгоритм конструирования поверхности: М2-15. Что задано на чертеже?
Проекции геометрической части определителя. Строим дискретный каркас, закон каркаса:
lÇABC, l || s
С какой проекции начнем конструировать линейчатую поверхность? Можно начать с любой, но, учитывая условие задачи (высота 40 мм), начнем построение с фронтальной проекции, проведя 3 образующие || s2.
Построить проекцию линии обреза на П2
А2’В2’С2’ - фронтальная проекция линии обреза. С помощью линий связи построить ее горизонтальную проекцию – А1’В1’С1’
Для того, чтобы обвести проекции поверхности основной сплошной линией, необходимо определить видимость.
Точки 1 = 2(11 = 21) - горизонтально конкурирующие, точка 1 выше, чем точка 2.
Точки В’ = 4(В2’ = 42) - фронтально конкурирующие, точка В ближе к наблюдателю, чем точка 4.
Ребро В1В1’ частично видимо, т.к. поверхность (в данном случае призма) - это пустотелая геометрическая фигура., имеющая только боковую поверхность.
На П2 точка М(М2)- видимая, Î АА’ВВ’. Через точку М(М2) провести образующую М5(М252). Точка М(М1) - невидимая.
Задача № 35
Построить проекции пирамидальной поверхности Г(1,2,3, S); А,В Î Г; А1,В2=?
Вспомним алгоритм конструирования поверхности: М2-15. Что задано на чертеже?
Проекции геометрической части определителя. Строим дискретный каркас из трех образующих, закон каркаса: l Ç 1,2,3; S Î l
Соединить точки направляющей 1,2,3 с вершиной S, на обоих проекциях. Определить видимость проекций поверхности, точки 4=5(42 =52) - фронтально конкурирующие точки, точки 6=7(62=72) - горизонтально конкурирующие точки.
Точка 7 выше, чем точка 6, точка 4 ближе к наблюдателю, чем точка 5.
А Î Г, А1 = ?
В Î Г, В2 = ?
Задача №36
Построить проекции пирамидальной поверхности общего вида Y(А,В,С,D,F,S), n Ì Y, n1 = ?
Задачу 36 решить самостоятельно, учитывая опыт решения предыдущих задач. Ломаную линию
n(n1) построить по принадлежности соответствующим граням, учитывая видимость проекций
поверхности.
Задача №37
Построить проекции конической поверхности общего вида Г(m,S), АÎ Г, ВÎ Г, А2 = ?, В1 =?
Коническая поверхность - кривая линейчатая (М2-21, 22), образующая l - прямая линия.
Что задано на чертеже?
Проекции геометрической части определителя. Строим дискретный каркас, закон каркаса:
l Ç m; l É S
Провести конечное число образующих, начиная с очерковых.
Определить видимость проекций поверхности:
точки М=N(М1=N1) - горизонтально конкурирующие,
точки 4=7(42=72) - фронтально конкурирующие,
точка N выше, чем М,
точка 4 ближе к наблюдателю, чем точка 7
А,В Î Г, В1 =? А1 =?
Через точки А и В провести образующие.
Задача №38
Построить проекции цилиндрической поверхности S(m,s).
h =35 мм, K Î S, K2 =?, N Î S, N1 =?
Алгоритм построения.
На чертеже заданы проекции геометрической части определителя цилиндрической линейчатой поверхности.
Закон образования каркаса цилиндрической поверхности: l Ç m, l || s
1. Расстояние между верхним и нижним основаниями равно 35 мм.
2. Через центр направляющей m проведем осевые линии параллельно s на П1 и на П2 Þ О1’, О2’
3. На направляющей m обозначим 4 точки с учетом видимости.
4. На П2 проведем две очерковые образующие: 11’(1212’) и 22’(2222’) || s2 и построим фронтальную проекцию цилиндра.