III. Работа над новым материалом. Основная часть урока должна быть посвящена решению трех задач на движение в
Основная часть урока должна быть посвящена решению трех задач на движение в противоположных направлениях. Методика работы по обучению детей решению этих задач аналогична рассмотренной ранее методике ознакомления с задачами на одновременное встречное движение (см. урок 10).
Для ознакомления с решением задач можно использовать задание 135 (1, 2, 3). Прочитав каждую задачу, ученики рассматривают чертеж в учебнике, называют, что известно и что надо узнать. Учитель выполняет такой же чертеж на доске и проводит разбор. Решение ученики записывают на доске и в тетрадях отдельными действиями. При этом первая и третья задачи решаются двумя способами. Приведем решения задач.
З а д а ч а 135 (1).
I способ: 1) 5 · 3 = 15 (км) – прошел первый пешеход
2) 4 · 3 = 12 (км) – прошел второй пешеход
3) 15 + 12 = 27 (км)
II способ: 1) 5 + 4 = 9 (км/ч) – скорость удаления
2) 9 · 3 = 27 (км)
О т в е т: на расстоянии 27 км.
З а д а ч а 135 (2).
1) 5 + 4 = 9 (км/ч) – скорость удаления
2) 27 : 9 = 3 (ч)
О т в е т: через 3 часа.
З а д а ч а 135 (3).
I способ: 1) 5 · 3 = 15 (км) – прошел первый пешеход
2) 27 – 15 = 12 (км) – прошел второй пешеход
3) 12 : 3 = 4 (км/ч)
II способ: 1) 27 : 3 = 9 (км/ч) – скорость удаления
2) 9 – 5 = 4 (км/ч)
О т в е т: 4 км/ч – скорость второго пешехода.
Следует предложить ученикам сравнить задачи. Они выявят, что в задачах говорится о пешеходах, которые вышли одновременно из одного поселка и шли в противоположных направлениях. Все три задачи включают величины: скорость, время, расстояние, но во второй задаче, зная скорость пешеходов, надо узнать, через сколько часов они будут на расстоянии 27 км, а в третьей задаче надо узнать скорость второго пешехода, если известна скорость первого пешехода, и через сколько часов расстояние между ними будет 27 км.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
Задание 138 дети решают самостоятельно.
V. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что нового узнали на уроке?
Дети. Мы познакомились с задачами на противоположное движение, учились их решать разными способами.
Домашнее задание:тетрадь № 2, с. 28, № 20–23.
У р о к 108
Решение задач и примеров.
Закрепление пройденного
Цели:закрепить умение выполнять деление на числа, оканчивающиеся нулями, а также умение решать задачи на встречное движение и движение в противоположных направлениях.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Задание «Магический квадрат».
2. Задание «Головоломка».
D ? ÿ ? О ?
ÿ + 180 = D
D · 3 = О
900 – О = 240
3. Задание 145(можно вынести на доску).
Расставьте скобки:
120 : 4 + 2 · 3 = 60
120 : 4 + 2 · 3 = 96
120 : 4 + 2 · 3 = 12
III. Работа над пройденным материалом.
1. Решение примеров.
В задании 139 учащиеся сначала должны найти ошибки в примерах, а потом их перерешать правильно.
Задание 140 учащиеся могут решить с комментированием у доски.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
2. Решение задач.
Выполняя задачи 141 и 142, учащиеся с комментированием у доски записывают только решение и ответ.
Задачу 143 на движение в противоположных направлениях желательно разобрать с комментированием у доски. Те дети, которые уже хорошо разобрались с этим видом задач, могут решать ее самостоятельно.
3. Решение примеров.
Задание 148 учащиеся могут решить самостоятельно.
IV. Итоги урока.
Учитель. Ребята, что повторяли и закрепляли на уроке?
Дети. На уроке мы решали задачи на движение, закрепили письменные приемы деления.
Домашнее задание:задания 144, 146; тетрадь № 2, с. 29, № 24–26.
У р о к и 109–112
Закрепление знаний
Эти уроки учитель посвящает закреплению знаний, умений и навыков по пройденному материалу. Уроки строятся по усмотрению учителя, используется материал из раздела «Упражнения для закрепления» (с. 30–32).
У р о к 113
Контрольная работа
Цели: проверить умения: алгоритмы письменного умножения и деления на числа, оканчивающиеся нулями, решать текстовые задачи на движение.
Ход урока
I в а р и а н т
1. Решите задачу.
Из двух городов, расстояние между которыми 390 км, одновременно навстречу друг другу выехали два мотоциклиста и встретились через 3 ч. Один мотоциклист ехал со скоростью 60 км/ч. Найдите скорость другого мотоциклиста.
2. Решите задачу.
Автомобиль и мотоцикл выехали одновременно в противоположных направлениях из одного города. Скорость автомобиля 60 км/ч, мотоцикла – 70 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 3 часа?
3. Решите примеры и выполните проверку.
72 090 · 7 68 240 : 40
2 160 · 400 238 800 : 600
4. Площадь пруда прямоугольной формы 17 200 м2, а его длина 200 м. Найдите ширину пруда.
II в а р и а н т
1. Решите задачу.
Из двух городов, расстояние между которыми 600 км, одновременно выехали навстречу друг другу два автомобиля, которые встретились через 4 ч. Один автомобиль ехал со скоростью 70 км/ч. Какова скорость второго автомобиля?
2. Решите задачу.
Из гаража одновременно в противоположных направлениях вышли две автомашины. Одна шла со скоростью 50 км/ч, другая – со скоростью 70 км/ч. Какое расстояние будет между ними через 4 часа?
3. Решите примеры и выполните проверку.
93 650 · 6 75 270 : 30
78 240 · 900 205 100 : 700
4. Школьная спортивная площадка прямоугольной формы имеет ширину 90 м, а площадь 11 250 м2. Найдите длину площадки.
У р о к 114
Работа над ошибками.
Закрепление пройденного
Цели: дать анализ контрольной работы,; закрепить пройденный материал.
Ход урока
На этом уроке учитель вместе с детьми анализирует результаты прошедшей контрольной работы, помогает учащимся выполнить работу над ошибками в тех заданиях, где они были допущены; подбирает похожие задания, чтобы отработать необходимые навыки и умения.
Учитель может предложить задания такого вида:
1. Из двух городов, расстояние между которыми 260 км, одновременно выехали навстречу друг другу два автобуса и встретились через 2 ч. Один автобус ехал со скоростью 60 км/ч. С какой скоростью ехал второй автобус?
2. Из одной деревни в одно и то же время в противоположных направлениях вышли два пешехода. Скорость одного из них 6 км/ч, а второго – 3 км/ч. На каком расстоянии друг от друга будут пешеходы через 5 часов?
3. 16 450 : 70 580 970 · 3
16 680 : 60 80 330 · 9
44 820 : 30 6 510 · 700
19 800 : 600 10 920 · 500
У р о к 115
Умножение числа на сумму
Цели:познакомить со свойством умножения числа на сумму; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи.
Ход урока