Закрепление изученного материала. Предположим, что во всех школах учеников поровну, столько, сколько в первой школе
Задание 5 (с. 60)
2 т 800 кг = 28 ц;
280 кг < 2 т 800 кг;
28 ц > 280 кг.
Задание 6 (с. 61)
Задание 7.
х • 9 = 87 000 - 86 919;
х • 9 = 81;
х = 81: 9;
9 • 9 = 87000 - 86919;
81 = 81.
Задание 2 (с. 60).
Предположим, что во всех школах учеников поровну, столько, сколько в первой школе. Тогда общее количество учеников уменьшится на 96 человек и станет 2520 человек.
1) 2616 - 96= 2520 (чел.);
2) 2520 : 3 = 840 (чел.) — учеников в первой и второй школе;
3) 840 + 96 = 936 (чел.) — учеников в третьей школе.
Задание 8 (с. 60)
Чтобы нарисовать прямоугольник, нужно знать его размеры — ширину и длину.
Ширина прямоугольника известна — 2 см. Найдем его длину.
Р квадрата = 8 см
Р прямоугольника = 16 см
Р = 2 • (а + Ь)
16 : 2 = 8 см — полупериметр или сумма длины и ширины прямоугольника;
8-2 = 6 (см) — длина прямоугольника.
Далее по найденным размерам под линейку на клетчатой бумаге рисуем прямоугольник.
Подведение итогов урока
6. Домашнее задание: № 10, № 11, стр. 61
Задание 10 (с. 61).
Способ I.
1) 3600 : 4 = 900 (чел.) — живут в первом доме;
2) 900 + 100 = 1000 (чел.) — живут во втором доме;
3) 3600 - 1000 - 900 = 1700 (чел.) — живут в третьем доме.
Способ II. Рассуждаем по чертежу.
В третьем доме живет половина (две четверти) жителей без 100 человек.
3600 : 2 - 100 = 1700 (чел.)
МАТЕМАТИКА
Тема: Нахождение чисел по двум разностям
Цели: закрепить деление многозначного числа на однозначное; познакомить учеников с новым типом задач: нахождение числа по двум разностям.
Организационный момент
2. Устный счёт
Заполните пропуски:
... : 6 = 6 (ост. 5)
... : 7 = 3 (ост. 4)
... : 8 = 5 (ост 6)
... : 9 = 8 (ост. 8)
... : 3 = 9 (ост. 2)
Решите уравнения, объясните решение:
х • 5 = 125
53 - х = 29
х - 83 = 243
х : 3 = 18
х + 24 = 49
270: х = 30
Задание 4 (с. 62)
Задание выполняется методом подбора: в пустое окошко по очереди подставляются числа и проверяется полученное неравенство.
Сомнение могут вызывать только четырехзначные числа, поэтому нужно проверить их, а все остальные числа будут удовлетворять неравенства.
8030 > 6724 +|1306|— неправильно
8030 > 6724 +|3061|— неправильно
Задание 7 (с. 63)
Задание 8 (с. 63)
12 | 19 | 14 |
17 | 15 | 13 |
16 | 11 | 18 |
Решите задачи
а) Для украшения маскарадных костюмов потребовалось 120м тесьмы. 1/8 часть пошла на костюм Буратино, а остальное — на костюм Мальвины. Сколько метров тесьмы пошло на костюм Мальвины?
б) В магазине было 750 кг муки. Когда за день продали несколько мешков по 50 кг, то осталось 200 кг. Сколько мешков муки продали?
Задание 3 (с. 62)
Задание 5* (с. 62)
1) 5 + 9 + 4 = 18 (ок.) — отдали на уху;
2) 66 - 18 = 48 (ок.) — осталось у всех вместе;
3) 48 : 3 = 16 (ок.) — осталось у каждого;
4) 16 + 5 = 21 (ок.) — словил первый рыбак.
Сообщение темы и целей урока
Объяснение нового материала
Задание 1 (с. 62)
Решение задачи основано на выделении двух разностей.
Масса яблок в одном ведре | Количество ведер | Общая масса | |
Первый Второй | Одинаковая | ? ?, на 27 кг больше |
Рисунок показывает, что разность можно выразить не только в килограммах, но и в ведрах. Все ведра одинаковые. Почему второй класс собрал на 27 кг яблок больше, чем первый? (Потому что он собрал больше ведер.) На сколько? (На 3 ведра.)
1) 43 - 40 =3 (ведра) — разница в ведрах;
2) 27:3 = 9 (кг) — в одном ведре;
3) 9 • 40 = 360 (кг) — собрал первый класс;
4) 9 • 43 = 387 (кг) или 360 + 27 = 387 (кг) — собрал второй класс.
Задание 10 (с. 63)
Задача на две разности: первая разность — 32 км, вторая — 8 км/ч (75 - 67 = 8);
32 : 8 = 4 (ч) — время в дороге;
67 • 4 = 268 (км) — проехал мотоциклист.
Закрепление изученного материала
Задание 2 (с. 62)
Задание 6 (с. 62)
Задание 9 (с. 63)
Задание 11 (с. 63) – самостоятельно по вариантам
Подведение итогов урока
МАТЕМАТИКА
Тема: Умножение на круглые числа
Цели: показать алгоритм письменного умножения многозначных чисел на круглые; закрепить решение типовых задач.
Организационный момент
2. Устный счёт
Найдите примеры с ошибками, решите их правильно:
160•4 = 640
120•6 = 840
170•2 = 360
170•3 = 570
130•9 = 910
190•5 = 850
140•6 = 820
140•5 = 700
140•3 = 420
130•5 = 650
180 • 5 = 800
150 • 6 = 900
Решите задачи:
а) Надя вымыла и поставила на полку 59 тарелок. Маленьких было 16, средних — в 2 раза больше, а остальные большие. Сколько больших тарелок поставила на полку Надя?
б) Из колхоза в город грузовик проехал 56 км, после чего ему еще осталось ехать на 14 км больше, чем он проехал. Какое расстояние от колхоза до города?
в) Школьники сделали 45 карнавальных масок, шапочек — в 3 раза меньше, а фонариков — на 25 больше, чем шапочек. Сколько фонариков сделали школьники?
Задание 9 (с. 65)
Задание 3 (с. 64)
S = а • в; S = а • а.
1) 9 • 7 = 63 (см2) — площадь прямоугольника;
2) 5 • 5 = 25 (см2) — площадь квадрата;
3) 63 - 25 = 38 (см2) — площадь фигуры, которая осталась.
Задание 4* (с. 65)
Разница между возрастом матери и дочери будет неизменной — 28 лет. (31 - 3 = 28.) Если мать будет в 3 раза старше дочери, дочь будет в возрасте 14 лет. (28 : 2 = 14.) Сейчас дочери 3 года. Значит, через 11 лет она будет в 3 раза младше матери.
Д. ______
М. ___________________