Уровень готовности ребенка к обучению во 2-м классе глазами учителя (позиция 22)

Два показателя (20 и 22 позиция) позволяют учителю опереться на своё целостное интуитивное восприятие каждого ребенка, фокусирующее его профессиональный опыт, а также видение перспективы дальнейшей работы с ним в русле развития класса. При низких оценках по данным позициям педагогу рекомендуется провести дополнительный анализ конкретной ситуации, желательно с помощью коллег и психолога для конкретизации причин и разработки плана коррекции ситуации.

Возрастное соответствие массы тела и роста (позиция 23)

Соответствие данных показателей возрастным нормативам является важной составляющей здоровья. Значительное превышение массы тела или, напротив, выраженная недостаточность является фактором, затрудняющим нормальное функционирование организма. В настоящее время больше внимания уделяется рискам, возникающим при превышении массы тела.

Физкультурная группа (позиция 24)

Показатель «Физкультурная группа» приводится по медицинской карте первоклассника. Возможны три значения: освобожден, вспомогательная группа, основная группа.

Освобождение от физкультуры на длительный срок с первых дней пребывания в школе, вспомогательная физкультурная группа являются показателями сниженного ресурса здоровья.

Группа здоровья (позиция 25)

Комплексная оценка состояния здоровья каждого ребенка осуществляется в настоящее время в соответствии с приказом Минздрава России от 30.12.2003 № 621 «О комплексной оценке состояния здоровья детей». Эта оценка проводится с формализацией результата в виде отнесения к одной из «групп здоровья»:

– к I группе здоровьяотносятся здоровые дети, имеющие нормальное физическое и психическое развитие, не имеющие анатомических дефектов, функциональных и морфофункциональных отклонений, имеющие нормальное развитие и состояние психической сферы,

– ко II группе здоровья относятсядети, у которых отсутствуют хронические заболевания, но имеются некоторые функциональные и морфологические нарушения, это также реконвалесценты (дети, перенесшие недавно какое-либо заболевание), особенно перенесшие тяжелые или средней тяжести инфекционные заболевания; дети с общей задержкой физического развития без эндокринной патологии (низкий рост, отставание по уровню биологического развития), дети с дефицитом массы тела или избыточной массой тела, дети, часто или длительно болеющие острыми респираторными заболеваниями; дети с физическими недостатками, последствиями травм или операций, при сохранности соответствующих функций,

– к III группе здоровьяотносятся дети, страдающие хроническими заболеваниями в стадии клинической ремиссии, с редкими обострениями, с сохранными или компенсированными функциональными возможностями, при отсутствии осложнений основного заболевания; дети с физическими недостатками, последствиями травм или операций при условии компенсации соответствующих функций; степень компенсации не должна ограничивать возможности обучения ребенка,

–к IV группе здоровья относятся дети, страдающие заболеваниями в активной стадии и стадии нестойкой клинической ремиссии с частыми обострениями, с сохраненными или компенсированными функциональными возможностями или неполной компенсацией функциональных возможностей; с хроническими заболеваниями в стадии ремиссии, но с ограниченными функциональными возможностями; дети с высокой вероятностью осложнения основного заболевания, дети, у которых основное заболевание требует поддерживающей терапии; дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций, с неполной компенсацией соответствующих функций, что в определенной мере ограничивает возможности обучения,

к V группе здоровья относятся дети, страдающие тяжелыми хроническими заболеваниями, с редкими клиническими ремиссиями, с частыми обострениями, непрерывно рецидивирующим течением, с выраженной декомпенсацией функциональных возможностей организма, наличием осложнений основного заболевания, требующими постоянной терапии, в том числе дети-инвалиды, дети с физическими недостатками, последствиями травм и операций с выраженным нарушением компенсации соответствующих функций и значительным ограничением возможности обучения или труда.

Описания особенностей профиля динамики образовательных достижений и личностного развития первоклассника (2014/2015 учебный год) и рекомендации по интерпретации полученных результатов

Профиль динамики является соединением двух профилей – на начало и конец года. На профиле представлены познавательная сфера первоклассника в начале года, для оценки которой применялись известные методики «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило» и «Первая буква». В конце учебного года представлены результаты выполнения учащимся итоговых работ по математике, русскому языку и чтению. У учителя и родителей (с подачи учителя) есть возможность посмотреть динамику образовательных достижений первоклассника.

С показателя 10 представлена динамика личностного развития первоклассника. Учитель и родитель имеют возможность сравнить индивидуально-личностные особенности ребенка на начало и конец года, что изменилось в семье, смог ли ребенок адаптироваться к обучению в школе и т. д.

Необходимо отметить, что одни и те же шкалы блока «Индивидуально-личностные особенности» отличаются между собой. Например, содержание шкалы «Мотивация» в начале года немного отличается от шкалы «Мотивация» в конце учебного года. Но многие вопросы остаются прежними, чтобы можно было осуществить сравнение индивидуально-личностных особенностей ребенка в начале и в конце учебного года.

Сопоставление профилей позволяет увидеть динамику процесса адаптации каждого ребенка, увидеть тенденции его личностного развития, существующие проблемные зоны. Форма представления результатов позволяет провести сопоставление индивидуальной динамики с общими тенденциями в классе, школе , регионе и сосредоточить внимание, прежде всего педагогов, а также и родителей, на помощи детям в проблемных зонах. Таким образом, результаты исследования позволяют сделать поддержку детей более эффективной.

Таким образом, сопоставление профилей позволяет более полно увидеть картину адаптации каждого ребенка и дает важный инструмент учителю для планирования дальнейшей работы с ребенком, классом и семьей. Каждому учителю важно увидеть, в какой сфере группируется большинство проблем в его классе, однако необходимо проявлять известную осторожность при сопоставлении классов между собой. Необходимо учитывать, что воздействие учителя опосредуется индивидуальными особенностями детей и их семей и работа каждого педагога – это уникальный творческий поиск возможностей приложения стандартных воздействий и измерений к уникальным явлениям. Данные массовых скрининговых исследований весьма точны при положительных результатах, но всегда требуют большой деликатности и дополнительных уточнений при низких результатах.

[1] Для T-баллов принято отображать стандартизованные значения в стандартной системе координат (среднее равно 50, стандартное отклонение равно 10): Тi = 10*zi + 50, где zi – стандартизированное значение переменной xi, указывающее на степень ее отклонения от среднего (М) в единицах стандартного отклонения (s), zi = (xi - M)/s.

[2] Для T-баллов принято отображать стандартизованные значения в стандартной системе координат (среднее равно 50, стандартное отклонение равно 10): Тi = 10*zi + 50, где zi – стандартизированное значение переменной xi, указывающее на степень ее отклонения от среднего (М) в единицах стандартного отклонения (s), zi = (xi - M)/s.

Наши рекомендации