III. Работа пройденного материала
1. Решение задач.
Задачу 325 учитель разбирает вместе с учащимися. После чтения задачи записывается условие, а затем проводится беседа.
Учитель. Ребята, эту задачу можно решить несколькими способами. Что можно узнать, зная, что дыня и арбуз весят вместе 8 кг, а масса дыни, арбуза и тыквы вместе составляет 16 кг?
Дети. Можно узнать массу тыквы.
Учитель. Каким действием?
Дети. Надо из 16 вычесть 8. Получится 8 кг.
Учитель. Хорошо, массу тыквы узнали. Как узнать теперь массу арбуза, если арбуз и тыква весят 13 кг?
Дети. Надо из 13 вычесть 8, получится 5 кг.
Учитель. Хорошо. А теперь узнайте массу дыни.
Дети. Надо из 8 вычесть 5, получится 3 кг.
I способ: 1) 16 – 8 – 8 (кг) – тыква
2) 13 – 8 = 5 (кг) – арбуз
3) 8 – 5 = 3 (кг) – дыня
Учитель. Ребята, кто догадался, как можно эту задачу решить другим способом?
II способ: 1) 16 – 13 = 3 (кг) дыня
2) 8 – 3 = 5 (кг) – арбуз
3) 13 – 5 = 8 (кг) – тыква
О т в е т: тыква – 8 кг, арбуз – 5 кг, дыня – 3 кг.
Разбор задачи 326 провести под руководством учителя, а решение записать двумя способами.
I способ: 1) 1 945 – 1 225 = 720 (чел.) – в III школе
2) 1 945 – 1 300 = 645 (чел.) – в I школе
3) 720 + 645 = 1 365 (чел.) – в I и III школах
4) 1 945 – 1 365 = 580 (чел.) – во II школе
II способ: 1) 1 945 – 1 225 = 720 (чел.) – в III школе
2) 1 300 – 720 = 580 (чел.) – во II школе
3) 1 225 – 580 = 645 (чел.) – в I школе
О т в е т: 645 человек – в I школе, 580 человек – во II школе, 720 человек – в III школе.
2. Решение уравнений.
Решить задачи 328 с помощью составления уравнений дети могут самостоятельно. Учитель оказывает индивидуальную помощь тем детям, которые затрудняются.
3. Работа с величинами.
Задание 330 учащиеся могут выполнить самостоятельно (с последующей проверкой).
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Итоги урока.
Учитель. Что повторяли на уроке?
Дети. Мы решали задачи двумя способами, решали задачи, составляя уравнения, и работали с единицами длины, массы, времени.
Домашнее задание:задания 329, 331; тетрадь № 1, с. 43, № 8, 9.
У р о к 51
Сложение и вычитание величин
Цели:познакомить учащихся с приемом письменного сложения и вычитания величин; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи и уравнения.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Решите и найдите лишнее уравнение.
х – 26 = 14
х + 17 = 57
52 – х = 12
х – 17 = 13
90 – х = 50
2. Заполните таблицы.
Перед заполнением таблиц учащиеся обязательно должны сказать правила, как найти слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое.
а | c | |||||||
b | d | |||||||
a + b | c – d |
III. Работа над новым материалом.
Учитель. При решении многих практических задач приходится выполнять действия с величинами, значения которых выражены в разных единицах измерения. Если вычисления выполнить легко, то это делают устно.
Например: 1 ч 20 мин + 35 мин, 12 ц 36 кг – 7 ц 20 кг
Если же вычисления устно сделать трудно, то выполняют письменно по такому плану:
1) заменить крупные единицы мелкими;
2) выполнить заданное действие;
3) заменить мелкие единицы крупными.
(Этот план можно записать на доске.)
– Ребята, откройте учебник на с. 67 и посмотрите вверху оформление примеров такого вида.
Дети открывают учебник и рассматривают запись.
Для закрепления учащиеся выполняют с комментированием задания 332, 333, оформляя записи по образцу, данному в учебнике.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач.
Задачу 335 учащиеся решают под руководством учителя. Прочитав задачу, дети записывают краткое условие:
Видеокассета – 210 мин
2 фильма – 1 ч 38 мин и 1 ч 27 мин
Записать мультфильм – 23 мин – ?
Потом ученики составляют план решения задачи и записывают решение на доске и в тетрадях в виде отдельных действий.
1 ч 38 мин = 98 мин
1 ч 27 мин = 87 мин
1) 98 + 87 = 185 (мин) – 2 фильма
2) 210 – 185 = 25 (мин) – остается
3) 25 мин > 23 мин
О т в е т:на эту кассету можно записать мультфильм.
2. Решение примеров.
Для самостоятельной работы на уроке учащимся можно предложить решить примеры из задания 336.
V. Итоги урока.
Учитель.Ребята, что нового узнали на уроке?
Дети. Мы учились складывать и вычитать величины.
Учитель.Что повторяли на уроке?
Дети. Повторили решение задач, уравнений.
Домашнее задание:задание 334; тетрадь № 1, с. 44, № 10–12.
У р о к 52
Задачи на увеличение и уменьшение числа
на несколько единиц, сформулированные
в косвенной форме
Цели:познакомить учащихся с новым видом задач; закреплять умение складывать и вычитать величины; совершенствовать вычислительные навыки.
Ход урока