III. Работа над новым материалом. Сначала учителю надо ввести устный прием умножения для этих случаев
Сначала учителю надо ввести устный прием умножения для этих случаев.
Учитель. Вычислим устно произведение чисел 70 и 30. Умножу 70 на 3, для этого 7 десятков умножу на 3, получится 21 десяток, или 210; умножу теперь 210 на 10, получится 2 100.
Возможно, что после этого дети сами смогут «открыть» способ, если нет, то учитель подводит итог: «Сначала умножили 7 на 3, то есть умножили числа, не обращая внимания на нули, а затем к полученному произведению приписали столько нулей, сколько их записано в конце обоих множителей вместе, – два нуля».
После этого по записям, данным в учебнике на с. 11 вверху, ученики объясняют прием устного умножения чисел, оканчивающихся нулями. Для закрепления полученных знаний можно решить устно задание 56 (1-й и 2-й столбики). При этом дети каждый раз замечают, что сначала умножили числа, не обращая внимания на нули, которыми оканчиваются их записи, а затем к произведению приписали столько нулей, сколько их записано в конце обоих множителей вместе.
Далее учитель объясняет прием письменного умножения чисел, оканчивающихся нулями.
Учитель. Если трудно вычислять устно произведения чисел, оканчивающихся нулями, то умножение выполняют письменно. Например, надо умножить 1 380 на 600. Подпишем второй множитель под первым так, чтобы его цифра, отличная от нуля, стояла под первой цифрой справа, отличной от нуля первого множителя. Тогда нули обоих множителей будут записаны справа. Будем умножать 138 дес. на 600. Как это сделать?
Дети. Умножить 138 на 6 и результат умножить на 100.
Учитель. Умножим на 6: шестью восемь – 48, 8 пишем, 4 запоминаем; трижды шесть – 18, да 4, это 22; 2 пишем, 2 запоминаем; 1 умножить на 6, получится 6, да 2, всего 8. Что получили?
Дети. 828 десятков.
Учитель.Умножаем их на 100. Сколько получится?
Дети. 82 800 десятков.
Учитель. Выразите их в единицах.
Дети.828 000.
Затем ученики объясняют по записям в учебнике на с. 11 вверху, как выполнено письменное умножение.
Для закрепления приема письменного умножения учащиеся решают с комментированием задание 55. Примеры из задания 56 (3-й столбик) учащиеся решают самостоятельно.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
IV. Работа над пройденным материалом.
1. Решение задач.
После чтения задачи 57 дети ставят к ней вопрос: «Найдите скорость второго теплохода». Затем под руководством учителя делают чертеж.
Затем дети вспоминают формулы нахождения расстояния и скорости: S = u : t, u = S : t. Решение задачи выполняют самостоятельно, когда коллективно составят план решения.
1) 36 · 4 = 144 (км) – прошел первый теплоход
2) 144 : 3 = 48 (км) – прошел второй теплоход
3) 48 : 4 = 12 (км/ч)
О т в е т: 12 км/ч – скорость второго теплохода.
2. Решение уравнений.
Задание 60, где надо записать и решить уравнения, дети выполняют самостоятельно.
V. Итоги урока.
Учитель.Ребята, что нового узнали на уроке?
Дети. Мы учились умножать два числа, оканчивающихся нулями.
Учитель.Что повторили на уроке?
Дети. Мы повторили решение задач на движение и решение уравнений.
Домашнее задание:задание 59; тетрадь № 2, с. 13, № 10–12.
У р о к 90
Решение задач на встречное движение
Цели: познакомить учащихся с решением задач на встречное движение; закрепить умение решать задачи на нахождение среднего значения; совершенствовать вычислительные навыки.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счёт.
1.Задание «Цепочка».
2. Задание 64 (можно вынести на доску).
6 · 4 · 5 – 100 2 · 7 · 25 + 150
50 · 9 · 2 – 80 19 · 9 · 4 – 540