Шкала «Успешность в освоении программы по математике, русскому языку и чтению» (позиция 5)
Шкала «Освоение учеником школьных программ» состоит из следующих вопросов (см. таблицу 3.1).
Таблица 3.1.
№ | Имя переменной | Содержание переменной |
КП В10b | Уровень освоения учеником программы по математике | |
КП В10c | Уровень освоения учеником программы по русскому языку | |
КП В10d | Уровень освоения учеником программы по чтению |
Примечание: КП – карта первоклассника, В – вопрос.
Если в начале года при изучении готовности на профиле учащегося присутствовала шкала «Навыки чтения, письма, счета», то на профиле в конце года присутствует шкала «Успешность в освоении программы по математике, русскому языку и чтению». Это экспертная оценка учителя, оценка успешности каждого ученика. Наличие этих двух шкал в начале и конце года позволяет посмотреть динамику образовательных достижений первоклассника.
«Индивидуально-личностные особенности ребенка»
«Самооценка» (позиция 6)
Начало школьного обучения – период активного развития личности ребенка. В этот период ребенок попадает в ситуацию регулярного оценивания его деятельности и поведения, он получает огромное количество обратной связи, его сравнивают с одноклассниками и он сам получает возможность сравнения своих результатов выполнения различных заданий с результатами других детей. Именно поэтому в этот период происходит интенсивное развитие самооценки ребенка, но при этом самооценка первоклассника очень неустойчива и является уязвимым местом личности. Часто взрослые, и учителя, и родители, делают акцент не на достижениях ребенка, а на проблемных местах, делая много замечаний, постоянно указывая на ошибки, не отмечая в должной мере успехи. При этом у них благие намерения – помочь продвижению к успеху, показать, как надо, и добиться исправления ошибок. Однако у маленького ученика это может вызывать совсем не ту реакцию, которую ожидают взрослые. Ребенок начинает чувствовать себя неудачником, боится допустить ошибку, не замечает собственных успехов. При этом отношение первоклассников друг к другу также определяется реакцией взрослых – кому-то делают замечания, значит, его ругают, а значит, он плохой. Постепенно в течение учебного года формируется самооценка ребенка.
Данная шкала позволяет увидеть, как ребенок воспринимает самого себя, где его индивидуальные точки уязвимости.
Шкала «Самооценка» включает следующие элементы (см. таблицу 3.2).
Таблица 3.2.
№ | Имя переменной | Содержание переменной |
С В1 | Самооценка: Здоровье | |
С В2 | Самооценка: Аккуратность | |
С В3 | Самооценка: Дисциплинированность | |
С В4 | Самооценка: Доброта | |
С В5 | Самооценка: Ум | |
С В6 | Самооценка: Счастье | |
С В7 | Самооценка: Активность | |
С В8 | Самооценка: Хороший ученик | |
С В9 | Самооценка: Веселый | |
С В10 | Самооценка: Умелый | |
С В11 | Самооценка: Много друзей | |
С В12 | Самооценка: Довольный собой |
Примечание: С – методика измерения самооценки, В – вопрос.
Результаты, полученные по данной шкале, показывают субъективное восприятие ребенком самого себя, сложившееся под влиянием высказываний, оценок, которые он получал от учителей, одноклассников, родителей и других значимых лиц. Причем часто оценочный характер для ребенка носят интонации, с которыми было сделано высказывание, выражение лица (например, хмурое, недовольное выражение лица взрослого может быть воспринято как проявление недовольства его действиями, хотя у взрослого в этот момент были совсем другие заботы). Например, снижение по шкале «здоровье» не обязательно будет отмечено у ребенка с реально большими проблемами в здоровье, а прежде всего укажет на тревожное отношение родителей или кого-либо из значимых близких, например бабушки, к ребенку, если они воспринимают его как «болезненного», «слабенького». Поэтому у ребенка-инвалида самооценка по шкале «здоровье» может быть выше, чем у ребенка 2 группы здоровья, если родители не акцентируют внимания на его здоровье.
Низкие показатели по отдельным шкалам, а еще хуже – по многим шкалам, являются тревожным признаком. Это говорит об уязвимости ребенка, может проявляться в снижении или неустойчивости настроения, ожидании дальнейших неудач, снижении активности в учебной деятельности – чтобы не допустить ошибки, лучше вообще ничего не делать.
В индивидуальном профиле снижение самооценки – повод для дополнительного анализа ситуации. Возможно, тревожные родители слишком большое значение придают успехам ребенка, и он переживает, что не получается соответствовать их ожиданиям. Такой ребенок особенно остро реагирует на замечания или не на ту отметку, которую ожидал. Но возможно, педагог также слишком часто делает замечания, не хвалит и не дает четкой модели, как сделать правильно. Если в классе у многих учащихся наблюдается снижение самооценки, необходимо уделить внимание позитивной обратной связи, помочь увидеть, что было хорошего за прошедший учебный день, неделю.
Анализ результатов по конкретным шкалам может показать, какая сфера жизни ребенка находится в наибольшей уязвимости. Эти «проблемные зоны» указываются на профиле учащегося. На профиле перечисляются номера тех признаков, у которых значение 0 (кодируется как 0, если значения признака по шкале 1–5). В примере 1 указаны проблемные зоны 1, 3, 4 и 11. Это значит, что ребенок отметил один из пяти первых кружков снизу на шкалах «Самый здоровый – Самый больной», «Самый дисциплинированный – Самый недисциплинированный», «Самый добрый – Самый злой» и «Имею много друзей – Не имею друзей».