Урок математики в образовательной модели «Гармония»
Технологии обучения в различных
Дидактических системах
Материалы для самостоятельной внеаудиторной работы студента
по дисциплине «Методика преподавания начального курса математики»
Составитель:
Юферева М.А.,
Преподаватель дисциплин
Предметной подготовки
Урок математики в классической, традиционной системе обучения
Сущность традиционного объяснительно-иллюстрированного обучения известна и понятна всем педагогам: слушание и запоминание — ведущие виды деятельности учащихся, а безошибочное воспроизведение изученного — главное требование и основной критерий эффективности обучения.
Традиционное обучение имеет ряд положительных и отрицательных черт. К его преимуществам относится, то, что оно:
· экономит время на уроке;
· сберегает силы учителя и учащихся;
· облегчает понимание сложных знаний;
· обеспечивает эффективное управление процессом.
Но есть и серьезные недостатки, например:
· преподнесение «готовых» знаний;
· освобождение учащихся от необходимости самостоятельно и продуктивно мыслить при освоении знаний;
· незначительные возможности индивидуализации и дифференциации учебного процесса.
«Еще одна из важнейших особенностей традиционного урока заключается в том, что учитель прежде всего озабочен организацией своей деятельности на уроке, а не деятельностью учащихся, хотя сущность процесса обучения требует продумывания организации и стимулирования прежде всего познавательной деятельности учащихся».
В классической системе обучения младших школьников в основном нет специальных уроков, целиком посвященных изучению нового материала. «Новый материал небольшими частями рассматривается почти на каждом уроке».
Бывают уроки, на которых изучение нового материала является основной дидактической целью. Этой работе отводится большая часть урока, при этом другие части урока подчинены изучению нового материала. Для установления связи нового материала с изученным, включения новых знаний в систему проводят повторение тех разделов и вопросов, которые подготовят младших школьников к восприятию новых знаний и помогут им сделать при помощи педагога выводы и заключения.
Структура традиционного урока может быть такой:
1) повторение материала, необходимого для сознательного усвоения новых знаний;
2) объяснение нового материала;
3) первичное закрепление изучаемого материала;
4) повторение ранее пройденного материала;
5) задание на дом.
Последовательность структурных элементов урока может быть другой, но в любом случае основная часть урока посвящается работе над новым материалом. Такие уроки математики в начальных классах называют уроками комбинированного типа. По словам М.А. Байтовой и Г.В. Бельтюковой, внешняя «структура уроков комбинированного типа может быть различной:
1) закрепление и проверка знаний изученного материала;
2) изучение нового материала;
3) закрепление нового материала;
4) задание на дом.
Или:
1) изучение нового материала;
2) закрепление изучаемого на данном уроке и ранее пройденного материала;
3) задание на дом;
4) подготовительная работа к изучению новой темы».
Что касается урока изучения нового материала, то он также имеет различную внешнюю структуру:
1-й вариант:
1) проверка домашнего задания (подготовка к изучению нового);
2) работа над новым материалом;
3) закрепление нового материала;
4) проверка прочности ранее усвоенных знаний, умений и навыков.
2-й вариант:
1) проверка домашнего задания (повторение пройденного материала);
2) изучение нового материала;
3) закрепление нового материала;
4) проверка результатов усвоения темы.
3-й вариант:
1) устный счет;
2) изучение нового;
3) проверка домашней работы;
4) подготовка к выполнению домашней работы.
Урок математики в образовательной модели «Гармония»
(автор курса математики Н.Б. Истомина)
Направленность на развитие курса математики в начальной школе Н.Б. Истоминой внесло существенные изменения в структуру традиционного урока, описанного М.А. Бантовой, Г.В. Бельтюковой. Так, на уроке изучения нового детям предлагаются частично-поисковые или творческие задания. Они выполняют мотивационную функцию или связаны с постановкой учебной задачи. Такие задания выполняются в совместной деятельности учителя и учащихся, которая заключается в обсуждении возможных действий, анализе, выборе их вариантов, выделении существенных признаков изучаемого понятия, осознании взаимосвязи с ранее изученным материалом.
При закреплении материала учащиеся ориентируются не на образец, данный учителем, а на те существенные признаки и способы действий, которые они «открыли» в совместной деятельности.
При этом этап закрепления происходит на протяжении изучения всей темы, при выполнении различных видов заданий, в которых используются приемы выбора, сравнения, обобщения, анализ ошибок, обсуждение различных способов решения.
Повторение ранее изученного материала тесно связано с усвоением нового содержания и носит обучающий характер. Это позволяет создать комфортные условия для активизации познавательной деятельности ребенка и эмоциональную атмосферу, способствующую эффективному усвоению знаний, умений и навыков.
Таким образом, урок математики в образовательной модели «Гармония» не имеет четко ограниченной структуры, как в классической, традиционной школе, но обязательно включает определенные необходимые этапы урока введения нового знания.