Класс. Тема «Факторы размещения машиностроения»
Построение урока на технике столкновения взглядов и активизации деятельности на уроках и на технике творческого мышления позволяет учащимся выявить следующее: факторы размещения машиностроения — наукоемкость, военно-стратегический фактор, металлоемкость, транспортный фактор, ориентация на потребителя.
Давая характеристику каждому фактору, учащиеся на уроке понимают, почему в Саранске нельзя построить большой машиностроительный завод. Дискуссия по этому вопросу показывает также и гражданскую позицию учащихся. Ребята вспоминают и об уникальности географического положения, недостаточной сырьевой базе, об экологии и необходимости охранять наш край. Техника сравнения несравнимого помогает лучше запомнить факторы размещения машиностроения.
Таким образом, и здесь прослеживается межпредметная связь: история, экономика, география.
Предварительная работа учителя по конструированию всего учебного модуля интегрированного урока очень велика и предполагает:
1. Выявление обязательных умений, навыков учащихся, усвоение которых определено программой выбранных предметов (география + химия, география + английский язык, география + литература, география + математика…);
2. Изучение всего содержания учебного материала по данной теме надо скорректировать так, чтобы цели учителей-предметников совпадали (по возможности);
3. Вычленение ключевых понятий, несущих основную смысловую нагрузку по выбранной теме;
4. Составление опорных схем по всей теме (на основе ключевых понятий);
5. Подбор тестовых заданий по всему содержанию учебного материала;
6. Составление блоков вопросов и заданий по всему содержанию учебного материала;
7. Разработка диалогической части (продумывается организация проблемных вопросов и задач, по содержанию разрабатываются задания разных уровней сложности).
Задания могут быть расписаны на карточках, где указаны цели каждого учебного элемента: что сделать, как сделать, как осуществить проверку (по предметам).
На уроке обязательно необходимо методическое обеспечение, которое включает:
- перечень источников информации (основных и дополнительных), которые могут быть использованы для изучения основного содержания информационного блока, его углубления и расширения;
- указание методов учебно-познавательной деятельности, оптимальных для изучения конкретного содержания и обеспечивающих взаимосвязь репродуктивной и продуктивной деятельности;
- систему заданий разной степени сложности;
- возможные формы организации учебной работы на уроке и дома;
- задания для самоконтроля учебной деятельности.
На данном уроке можно оценивать выполнение каждого учебного элемента. Оценки накапливаются в ведомости, на основании которой выставляется итоговая оценка за работу на уроке и дома (если выполнялось опережающее задание).
Несмотря на множество достоинств, проведение и подготовка такого урока имеет и ряд сложностей в применении:
1. Часто изучаемые темы не совпадают по срокам изучения на разных предметах. Например, в географии тема «Географические координаты» изучается в 1 четверти, а в математике «Координатная плоскость» - в третьей. Английский язык – тема «Великобритания» изучается в начале 4 четверти, а в географии 7 класса - в конце (англ. яз. в 11 классе –январь-февраль, а в географии – апрель-май) и т.д.
2. Подготовка такого урока требует большой работы со стороны двух учителей-предметников. И важно, чтобы они подходили друг другу по темпам работы, по темпераменту, по манере общения с учениками. Хотя, если они и не похожи, следует так работать в паре, чтобы не «затмевать» коллегу.
3. Много времени уделяется разработке модуля урока, инструкциям, изучению новых учебных и методических пособий по изучаемой теме.
4. Такие уроки нельзя проводить часто, т.к. они требуют большой и тщательной подготовки со стороны учителей-предметников.
Очень важнопри организации интегрированных уроков не забывать о практической направленности обучения. При интеграции с математикой легче: определение масштаба, расстояния можно скорректировать легко, берем карты и оставляем задачи: например, при изучении курса "География России. VIII - IX класс" на определение географических координат, абсолютных высот и глубин, составление описания географического положения объектов, измерение расстояний по карте России.
А вот практическую часть географии и химии приходится продумывать более тщательно. Например, при проведении внеклассного мероприятия в 6 классе по теме «Горные породы и минералы» совместно с учителем химии необходимо с помощью опытов рассмотреть химические свойства горных пород, для того, чтобы сформировать представление об отличиях минералов и горных пород, происхождении магматических, осадочных, метаморфических горных пород. Вся работа строится таким образом, чтобы за 45 минут урока сформировать простейшие навыки определения горных пород; развивать умение сравнивать породы и минералы, делать вывод. Такая интеграция химии и географии способствует экологическому воспитанию, развивает любознательность. Более подробно с данным мероприятием можно познакомиться в приложении к выступлению (приложение 2).
На каждом интегрированном уроке учителю важно:
1. Продумывать цели каждой работы, осуществлять отбор содержания, форм организации учебной деятельности школьников, планировать результаты
обучения, которые должны способствовать не только познанию методов
географической науки, но и практическому овладению ими, а также необходимо «связать» их со вторым интегрируемым предметом.
2. Поддерживать постоянный контакт с учителями - предметниками, который позволяет учитывать не только общую подготовку учащихся, но и создавать преемственность образования, реализовывать межпредметные связи в обучении.
3. При планировании учитывать фактор времени и место практической работы по отношению к соответствующему теоретическому материалу по 2-м интегрируемым предметам.
4. Организация работы учащихся должна быть с четко заданной целью, сформированной на языке действий учащихся.
5. Сообщать или ставить перед учащимися проблему; говорить о практическом значении данной работы и применении умений и навыков в науке и на практике используя знания обоих предметов.
6. Предварительно конкретизировать содержание работы, определить конкретную территорию, объем заданий.
7. Осуществлять подбор оборудования, пособий, литературы и других источников знаний должен не только учитель, но и учащиеся самостоятельно.
8. Использовать методические указания, рекомендации, карточки для учащихся с целью создания ориентировочной основы действий. Записи инструктивного характера способствуют закреплению знаний.
Именно на интегрированных уроках происходит формирование личности творческой, самостоятельной, ответственной, толерантной. Несмотря на трудности, при желании учителя можно внести корректировки в тематическое планирование и проводить такие уроки совместно с учителями любых предметов. Так как география – универсальная наука, относящаяся к предметам естественно-гуманитарного цикла, то она может интегрироваться с любой наукой: экономикой и историей, с обществознанием и геологией, с астрономией и физикой, с химией и биологией, с музыкой и изобразительным искусством… Все зависит от желания учителя.
Приложение 1